судья Гапеенко Е.В. | № 33-1575-2015 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 16 июля 2015 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | Федоровой И.А. |
ФИО2 | |
с участием прокурора при секретаре | ФИО3, ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» об оспаривании нормативного правового акта,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 марта 2015 года, по которому постановлено:
«Заявление открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» о признании недействующим Решение Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 года № 3-41 «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска» оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., объяснения представителя ОАО «ММП» ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы представителей Совета депутатов города Мурманска ФИО6 и ФИО7, главы муниципального образования город Мурманск ФИО8, просивших в удовлетворении заявления отказать, заключение прокурора прокуратуры Октябрьского административного округа гор. Мурманска ФИО3, полагавшей требование не подлежащим удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Советом депутатов города Мурманска пятого созыва 27 ноября 2014 года принято решение №3-41, которым утверждена Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск. Приложением № 1-6 к Методике утверждены базовые ставки арендной платы и коэффициенты к ним.
Решение опубликовано 29 ноября 2014 года в газете «Вечерний Мурманск» и вступило в силу с 01 января 2015 года.
Открытое акционерное общество «Мурманское морское пароходство» (далее - ОАО «Мурманское морское пароходство», Общество, ОАО «ММП»), являясь арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, обратилось в суд с заявлением об оспаривании приведенного нормативного правового акта, ссылаясь на его незаконность и принятие с нарушением основных принципов определения арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 и положений Земельного кодекса Российской Федерации.
Указывает, что при определении размера арендной платы по оспариваемой Методике, плата за пользование земельными участками на территории муниципального образования, находящимися в пользовании Общества, увеличилась в 23,1 раза по сравнению с размером арендной платы, подлежащей уплате до утверждения данной Методики.
Полагает, что дополнительные регулирующие коэффициенты в Методике установлены Советом депутатов произвольно, без экономического обоснования и учета прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
Заявитель просил суд признать недействующим решение Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года №3-41 «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска».
Представители заявителя ОАО «Мурманское морское пароходство» по доверенности ФИО5, ФИО9 в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представители заинтересованного лица - Совета депутатов города Мурманска по доверенности ФИО10, ФИО11 в судебном заседании возражали против удовлетворения требования.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя ОАО «Мурманское морское пароходство» ФИО12, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает, что судом проигнорированы принципы определения арендной платы, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации №582 от 16 июля 2009 года.
Полагает, что судом фактически не исследовался в качестве доказательства представленный заинтересованным лицом отчет ГУП «***», который использовался в качестве экономического обоснования при утверждении Методики. В решении суда представлены лишь выдержки из данного отчета и отсутствует оценка научной обоснованности выводов, правильности выбора и примененных специалистами методов исследования. Судом также не проверена обоснованность, с правовой точки зрения, исключения из разработанной формулы расчета стоимости арендной платы величины рыночной или кадастровой стоимости земельных участков и замены величины кадастровой стоимости коэффициентами доходности земельных участков. В результате применения утвержденной методики стоимость арендной платы увеличилась до 140 раз, что нарушает права землепользователей и создает препятствия для расширения и развития предпринимательской деятельности.
Считает, что указанный отчет нельзя отнести к доказательствам, подтверждающим законность принятого нормативного правового акта, поскольку отраженные в нем результаты искажают реальную доходность земельных участков, что приводит к взысканию экономически необоснованных платежей.
Обращает внимание на то, что судом нарушен принцип равноправия и состязательности сторон, поскольку в удовлетворении ходатайств заявителя о назначении по делу судебной экспертизы, об отложении судебного заседания в целях более подробного ознакомления с представленным отчетом, было отказано. Какие-либо выводы и мотивы отклонения ходатайств не отражены ни в протоколе судебного заседания, ни в решении суда.
Приводит довод о том, что в методике неверно используется в качестве основного критерия определения размера арендной платы функциональное назначение объектов, расположенных на земельном участке, что свидетельствует о неверном толковании как самого принципа экономической обоснованности, так и категории «доходность земельного участка».
Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48, настаивает на том, что судом не проверено соответствие оспариваемого нормативного акта или его части нормативным актам, имеющим большую юридическую силу по всем имеющим значение основаниям.
Обращает внимание на то, что мультипликатор, являющийся элементом формулы расчета арендной платы, установлен в Методике произвольно, в отсутствие экономического обоснования. Указанный факт подтвержден пояснениями представителя заинтересованного лица в судебном заседании, из которых следует, что установление данного мультипликатора является правотворческой инициативой Совета депутатов, экономического обоснования для него не имеется.
Полагает, что поскольку данный мультипликатор установлен произвольно, вся формула расчета арендной платы, в которую он входит, является порочной.
Считает, что исходя из технического задания к представленному в материалы дела отчету, очевидно, что изначально целью его составления было создание такой формулы расчета, при которой арендаторы не имели бы возможности оспорить кадастровую стоимость земельного участка и добиться объективности размера арендной платы.
Выражает несогласие с выводом суда относительно того, что утвержденная в Методике формула расчета арендной платы отвечает принципу предельной простоты расчета, который обеспечивается наличием базовых ставок, дифференцированных по видам функционального использования объектов, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы подразумевает под собой определение арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Полагает ошибочным вывод суда о соответствии формулы расчета арендной платы, установленной пунктом 3 Методики, пункту 2.2. Положения «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года №154-ПП/6.
Указывает, что пунктом 2.1 данного Положения предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается исходя из его кадастровой стоимости, что соответствует Правилам определения размера арендной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582.
Данными Правилами уже предусмотрена дифференциация земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования, поскольку размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости и рассчитывается в процентах.
Исходя из изложенного, полагает, что Методика не отвечает принципу запрета необоснованных предпочтений, поскольку противоречит установленным правилам, имеющим большую юридическую силу.
Не соглашается с выводом суда об отсутствии противоречий между оспариваемым нормативным актом и положениями Федерального закона «О конкуренции». В результате утверждения Методики арендаторы земель муниципального образования город Мурманск оказались в неравных условиях по сравнению с арендаторами земель, находящихся в федеральной собственности и в собственности других муниципальных образований Мурманской области.
В то же время, единственным основанием для пересмотра арендных платежей послужил дефицит бюджета, что подтверждается материалами дела.
Обращает внимание на противоречие оспариваемого нормативного акта отдельному поручению, данному Президентом Российской Федерации на заседании Госсовета России о предоставлении малому и среднему бизнесу условий и возможностей для развития, поскольку создание комфортного делового климата является приоритетной задачей для государства.
Полагает решение суда несоответствующим требованиям статей 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также противоречащим позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», поскольку не содержит выводов и мотивов, по которым доводы заявителя были отклонены.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель приводит довод о том, что оспариваемый нормативный акт принят неуполномоченным на то органом местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу Совет депутатов города Мурманска, глава муниципального образования город Мурманск ФИО8, комитет имущественных отношений гор. Мурманска, не соглашаясь с доводами жалобы, просят решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель заинтересованного лица комитета имущественных отношений гор. Мурманска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание положения части 2 статьи 252 названного кодекса, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, поскольку судом первой инстанции в нарушение пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 27 мая 2015 года осуществлен переход к рассмотрению апелляционной жалобы ОАО «Мурманское морское пароходство» по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава муниципального образования город Мурманск ФИО8 и комитет имущественных отношений города Мурманска.
В соответствии с положениями статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебной коллегией приняты уточнения ОАО «ММП» относительно заявленных требований.
Согласно заявлению от 23 июня 2015 года, а также уточнениям, данным в судебном заседании судебной коллегии, ОАО «Мурманское морское пароходство» просит суд признать недействующими с момента вступления в силу, то есть с 01 января 2015 года: абзац 1 пункта 2, пункты 3 и 12 решения Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-41 (в ред. от 28.04.2015) «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признании утратившими силу отдельных решений совета депутатов города Мурманска» в той части, в которой приведенные положения устанавливают порядок определения расчета арендной платы за пользование земельными участками в границах муниципального образования город Мурманск, государственная собственность на которые не разграничена; приложение к решению Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-41 «Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск», устанавливающее порядок расчета размера арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования город Мурманск, и приложения № 1-3 к Методике, определяющие базовые ставки и коэффициенты к ним, в той части, в которой приведенные положения применяются к ОАО «Мурманское морское пароходство» при расчете арендной платы.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действующему на момент принятия оспариваемого решения) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Как следует из материалов дела, ОАО «Мурманское морское пароходство» на праве аренды владеет земельными участками из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в населенном пункте город Мурманск.
Действовавшее до 01 января 2015 года решение Совета депутатов города Мурманска от 25.05.2007 № 37-445 «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск» предусматривало определение годового размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из кадастровой стоимости предоставленного в аренду земельного участка. За экономическую основу определения размера арендной платы была принята кадастровая стоимость земли, установленная по результатам государственной кадастровой оценки земель поселений. Базой установления арендной платы служили удельные показатели кадастровой стоимости на уровне кадастрового квартала.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-41 утверждена Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск. В соответствии с пунктом 3 Методики годовой размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитывается по формуле: АП = Пзу x Аб x Кмп x Кпл x Кр x Коз x Ксп x Кд, где:
АП - арендная плата за земельный участок, рублей в год;
Пзу - площадь земельного участка, кв. м;
Аб - базовая ставка арендной платы - ставка арендной платы за один квадратный метр земельного участка в год для определенного вида функционального использования объекта (приложение № 1 к Методике);
Кмп - коэффициент местоположения - коэффициент, характеризующий изменение базовой ставки арендной платы в зависимости от коммерческой привлекательности территории, устанавливается по кадастровым кварталам и по группам видов функционального использования объектов (приложение № 2 к Методике);
Кпл - коэффициент площади - коэффициент, устанавливающий зависимость величины арендной платы от площади земельного участка, устанавливается по группам видов функционального использования объектов (приложение № 3 к Методике);
Кр - регулирующий коэффициент - коэффициент корректировки базовой ставки арендной платы (приложение № 4 к Методике);
Коз - коэффициент общественной значимости - коэффициент к базовой ставке арендной платы для учета необходимости поддержки общественно значимых видов деятельности (приложение № 5 к Методике);
Ксп - коэффициент социальной поддержки - коэффициент к базовой ставке арендной платы для учета необходимости поддержки социально незащищенных групп населения и их организаций (приложение № 6 к Методике);
Кд - коэффициент динамики рынка - коэффициент для учета изменения цен на рынке земельных участков по отношению к уровню цен на дату утверждения базовых ставок арендной платы.
Абзацем 1 пункта 2 решения от 27 ноября 2014 года № 3-41 установлено, что предусмотренные Методикой базовые ставки арендной платы и коэффициенты к ним, а также порядок их определения, предусмотренный настоящим решением, используются для расчета арендной платы за пользование земельными участками в границах муниципального образования город Мурманск, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу пункта 3 решения от 27 ноября 2014 года № 3-41 размер арендной платы за пользование земельным участком, устанавливаемый в договоре аренды земли, определяется в соответствии с Методикой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 решения от 27 ноября 2014 года № 3-41 при расчете размера арендной платы за пользование земельным участком применяется мультипликатор (множитель). На 2015 год установлен мультипликатор (множитель) равным 0,5.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды, заключенных с комитетом имущественных отношений города Мурманска, ОАО «Мурманское морское пароходство» предоставлены в аренду земельные участки с различным видом разрешенного использования. Исчисление размера арендной платы за данные земельные участки с 01 января 2015 года производится, исходя из базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним, утвержденных указанным решением от 27.11.2014 № 3-41, по следующим кодам: 1.1 «Многоквартирная жилая застройка», 2.3 «коммерческие автостоянки»; 2.4 «гостевые автостоянки»; 3.4 «прочие объекты административно-хозяйственного назначения»; 4.9 «объекты водного транспорта»; 4.10 «склады и складские базы производственного назначения»; 4.15 «объекты для хранения и обслуживания собственного автотранспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», 4.16 «прочие промышленные предприятия и объекты», 5.9 «гостиницы, кемпинги», 6.4 «благоустройство территории»; 7.1 «линии электропередач, водопроводные канализационные, тепловые сети, газопроводы, подъездные автомобильные и железнодорожные пути».
Приведенные выше положения оспариваемого муниципального правового акта, по мнению заявителя, приняты Советом депутатов города Мурманска с нарушением компетенции, поскольку в соответствии с действующим правовым регулированием устанавливать порядок определения размера арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, уполномочены органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Проверяя данные доводы заявителя и, оценивая полномочия Совета депутатов города Мурманска на принятие указанных выше положений решения, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в силу действующего до 1 марта 2015 года пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия Мурманской области как субъекта Российской Федерации в области земельных отношений установленные Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, реализуются в соответствии с Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области».
Правительство Мурманской области в области регулирования земельных отношений устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, а также порядок предоставления льгот по уплате арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (статьи 4, 33 Закона Мурманской области 462-01-ЗМО).
Постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки установлен пунктом 2 Положения.
Согласно пункту 2.1 Положения, годовой размер арендной платы за использование земельного участка исходя из его кадастровой стоимости определяется по формуле: Ап = Кс x С x К1 x.. . Кn, где: Ап - годовой размер арендной платы, в рублях; Кс - кадастровая стоимость предоставляемого в аренду земельного участка; С - ставка арендной платы (%); К1, Кn - коэффициенты, устанавливающие зависимость арендной платы от вида использования земельного участка, категории арендатора, срока строительства и т.д.
Пунктом 2.2 Положения определено, что годовой размер арендной платы за использование земельного участка исходя из базовой ставки арендной платы определяется по формуле: Ап = Бс x S x К1 x.. . Кn, где: Ап - годовой размер арендной платы, в рублях; Бс - базовая ставка арендной платы за 1 кв. м в год; S - площадь земельного участка; К1, Кn - коэффициенты, устанавливающие зависимость арендной платы от вида использования земельного участка, категории арендатора, срока строительства и т.д.
В силу пункта 2.3. Положения ставки арендной платы (С, Бс) и регулирующие коэффициенты (К1, Кn) устанавливаются органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами городских округов, муниципальных районов с учетом Положения.
Из анализа приведенных норм Постановления Правительства Мурманской области следует, что размер арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может определяться, в том числе исходя из базовой ставки арендной платы, утвержденной нормативным правовым актом городского округа.
Согласно пункту 1 Устава, принятого решением Совета депутатов города Мурманска от 10.03.2006 № 20-235, муниципальное образование город Мурманск наделено статусом городского округа.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что положения пункта 2 решения Совета депутатов города Мурманска от 27.11.20014 года № 3-41, согласно которому предусмотренные Методикой базовые ставки арендной платы и коэффициенты к ним, а также порядок их определения, предусмотренный данным решением, используется для расчета арендной платы за пользование земельными участками в границах муниципального образования город Мурманск, государственная собственность на которые не разграничена, а также положения пункта 3 решения соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 2.3 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154 – ПП/6.
При этом судебная коллегия соглашается с доводами представителей Совета депутатов города Мурманска о том, что в рассматриваемом случае указанный орган местного самоуправления не устанавливал новый порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а реализовал уже установленный уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующий порядок в части установления базовых ставок и коэффициентов к ним. Следовательно, нарушений положений пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также действующего до 1 марта 2015 года пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» допущено не было.
Формула расчета арендной платы, установленная пунктом 3 Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, утвержденной решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41 соответствует формуле расчета арендной платы исходя из базовой ставки арендной платы определенной пунктом 2.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6.
Данные формулы имеют одинаковые составляющие: базовую ставку арендной платы, площадь земельного участка и регулирующие коэффициенты. Право органа местного самоуправления городского округа на определение размера базовой ставки арендной платы и регулирующих коэффициентов прямо предусмотрено пунктом 2.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6 и имеющим большую юридическую силу.
Введение пунктом 12 решения от 27.11.2014 № 3-41 в формулу расчета мультипликатора (множителя), который на 2015 год установлен равным 0,5, само по себе не свидетельствует о несоответствии данной формулы расчета размера арендной платы формуле расчета, определенной нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, поскольку указанный мультипликатор имеет понижающее значение, является мерой антикризисного характера и не нарушает права заявителя.
В силу вышеприведенного, судебная коллегия также полагает безосновательными доводы заявителя о незаконности приложений № 2 и 3 к Методике, устанавливающих коэффициент местоположения и коэффициент площади для групп функционального использования объектов, в той части в которой данные коэффициенты применяются к заявителю при расчете размера арендной платы. Обязанность учитывать при определении размера арендной платы такие факторы как площадь земельного участка и его место расположения прямо установлена приведенными выше нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что орган местного самоуправления вправе был перейти на способ определения размера арендной платы, в том числе для земельных участков, собственность на которые не разграничена исходя из базовой ставки арендной платы, при этом в рассматриваемой ситуации Совет депутатов города Мурманска действовал в пределах нормотворческой компетенции в сфере земельных отношений.
В связи с изложенным, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований о признании недействующими абзаца 1 пункта 2, пунктов 3 и 12 решения Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-41 «Об утверждении Методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, и признании утратившими силу отдельных решений совета депутатов города Мурманска» в той части, в которой приведенные положения устанавливают порядок определения расчета арендной платы за пользование земельными участками в границах муниципального образования город Мурманск, государственная собственность на которые не разграничена; приложения к решению Совета депутатов города Мурманска от 27.11.2014 № 3-41 «Методика определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск», и приложения № 2 и 3 к Методике, определяющие коэффициенты месторасположения и площади, в той части, в которой указанные положения применяются к ОАО «Мурманское морское пароходство» при расчете арендной платы.
Вместе с тем, требование о признании недействующими применяемых к заявителю отдельных базовых ставок арендной платы, установленных приложением № 1 к Методике определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, утвержденной решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41, судебная коллегия находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Оспаривая в данной части муниципальный правовой акт, заявитель полагает, что при установлении значений базовых ставок арендной платы органом местного самоуправления были допущены нарушения положений Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Приведенные доводы заявителя заслуживают внимания.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Принцип экономической обоснованности предполагает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582).
Между тем, в рассматриваемом муниципальном правовом акте отсутствует указание на необходимость учета перечисленных выше параметров, характеризующих доходность земельного участка, его категорию и вид разрешенного использования.
Согласно пункту 4 Методики годовой размер арендной платы рассчитывается как сумма арендной платы за пользование земельным участком, занятым объектами различных видов функционального использования.
При этом в силу пункта 2 Методики под объектом понимается движимое или недвижимое имущество, для использования которого предоставляется земельный участок.
Сами базовые ставки в соответствии с приложением № 1 к Методике определены по видам функционального использования объекта.
Анализ приведенных положений свидетельствует о том, что в качестве основного критерия определения размера арендной платы органом местного самоуправления использовано функциональное назначение объекта, расположенного на земельном участке, при отсутствии учета категории земельного участка, его вида разрешенного использования.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что значения базовых ставок арендной платы определялись с учетом доходности объекта недвижимости, расположенного на земельном участке. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что при этом учитывалась доходность самого земельного участка, представлено не было.
В основу Методики определения размера арендной платы исходя из базовых ставок была положена научно-исследовательская работа по теме «Разработка экономическо-математической модели и методики определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования город Мурманск, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», выполненная Санкт – Петербургским государственным унитарным предприятием «***», которая, по мнению Совета депутатов, является экономическим обоснованием значений установленных базовых ставок.
Судебная коллегия не может согласиться с данным утверждением, поскольку экономическое обоснование при утверждении значений базовых ставок должно содержать в самом правовом акте, что в рассматриваемом случае отсутствует.
Представленный отчет является научным трудом, выполненным в порядке Главы 38 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) и Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и не может быть признан достаточным и допустимым доказательством обоснованности принятого решения, поскольку не может заменить необходимость проведения экономического обоснования в соответствии с анализом и оценкой экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.
Кроме того, из содержания самой научной работы не следует однозначный вывод, что при определении конкретных значений базовых ставок определялась доходность земельных участков, исходя из категории земель и вида разрешенного использования.
Проверяя экономическую обоснованность научной работы, судом апелляционной инстанции была опрошена ФИО7, принимавшая участие в её разработке, которая не привела дополнительных доказательств, свидетельствующих об учете указанных выше параметров, характеризующих доходность земельного участка, при расчете базовых ставок.
Помимо этого, в судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в расчетах арендной платы учитывались статистические данные в целом по России, в том числе о доле чистой прибыли организаций РФ в 2010- 2012 году, без учета статистических данных по городу Мурманску и того обстоятельства, что Методика вводилась в действие в 2015 году.
Не содержит экономического обоснования введения значений базовых ставок и пояснительная записка к оспариваемому решению, согласно которой разработанная Методика направлена на повышение эффективности использования земельных участков, увеличение поступлений в бюджет муниципального образования и эффективности бюджетного планирования. При этом, как указано в пояснительной записке, суммарная величина арендной платы по данной Методике в два раза превышает существующие начисления арендной платы, без учета пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.
В силу вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что введение рассматриваемых значений базовых ставок арендной платы без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении их размера, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», имеющего большую юридическую силу.
Кроме того, пунктом 1.4 Постановления Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6 «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» установлено, что пересмотр размера арендной платы осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов в соответствии с условиями договора аренды земельного участка в одностороннем порядке в случае установления органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов экономически обоснованных базовых ставок арендной платы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и перехода на определение размера арендной платы в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения.
Из буквального толкования приведенной нормы нормативного правового акта субъекта Российской Федерации следует, что базовые ставки арендной платы должны определяться в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Доказательств того, что утвержденные решением от 27.11.2014 № 3-41 рассматриваемые базовые ставки арендной платы определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, органом местного самоуправления не представлено.
Как указано выше, научно-исследовательская работа, принятая в основу при определении значений базовых ставок, выполнена в соответствии с положениями Главы 38 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) и Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», которые не относятся к сфере регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что при принятии оспариваемого решения органом местного самоуправления были допущены нарушения требований пункта 1.4 Постановления Правительства Мурманской области от 03 апреля 2008 года № 154-ПП/6, который также имеет большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По изложенным основаниям судебная коллегия находит требование о признании недействующим приложения № 1 «Базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками по видам функционального использования объекта» к Методике определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, утвержденной решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41 в части применяемых к заявителю базовых ставок подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения муниципального правового акта подлежат признанию недействующими, судебная коллегия, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», исходит из того, что рассматриваемые положения муниципального правового акта не предусматривают реализацию прав граждан и организаций, а устанавливают обязанность по уплате арендных платежей. Поскольку решение Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41 применяется с 01 января 2015 года, то указанные выше положения подлежат признанию недействующими именно с указанной даты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330, 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 05 марта 2015 года отменить, вынести по делу новое решение, которым
признать недействующим с 01 января 2015 года приложение № 1 «Базовые ставки арендной платы за пользование земельными участками по видам функционального использования объекта» к Методике определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования город Мурманск, утвержденной решением Совета депутатов города Мурманска от 27 ноября 2014 года № 3-41, в части установления базовых ставок арендной платы по кодам: 1.1 «Многоквартирная жилая застройка», 2.3 «коммерческие автостоянки»; 2.4 «гостевые автостоянки»; 3.4 «прочие объекты административно-хозяйственного назначения»; 4.9 «объекты водного транспорта»; 4.10 «склады и складские базы производственного назначения»; 4.15 «объекты для хранения и обслуживания собственного автотранспорта юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», 4.16 «прочие промышленные предприятия и объекты», 5.9 «гостиницы, кемпинги», 6.4 «благоустройство территории»; 7.1 «линии электропередач, водопроводные канализационные, тепловые сети, газопроводы, подъездные автомобильные и железнодорожные пути».
В остальной части требований открытому акционерному обществу «Мурманское морское пароходства» отказать.
председательствующий:
судьи: