ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1579/2018 от 06.04.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-1579/2018 г.Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Лукьянченко Р.В.,

судей Жельнио Е.С., Порохового С.П.,

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2018 года гражданское дело по иску ФИО1 к кадастровому инженеру ФИО2, кадастровому инженеру ФИО3, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об исправлении реестровой ошибки по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 06 июня 2017 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к кадастровым инженерам ФИО2 и ФИО3 об исправлении кадастровой ошибки, выявленной в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>, поставленного на государственный кадастровый учет дважды с кадастровыми номерами <данные изъяты>, путем признания указанных земельных участков одним и тем же объектом недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, и возложения на ФГБУ «ФКП Росреестра» обязанности аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований истец указал, что регистрация права собственности на принадлежащий ему жилой дом, расположенный по указанному адресу, приостановлена, поскольку им предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, а местоположение жилого дома отражено на участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Принадлежащий ему на праве собственности земельный участок был ошибочно учтен дважды и поставлен на кадастровый учет под разными номерами. Управление Росреестра по Хабаровскому краю в удовлетворении заявления об исправлении технической ошибки отказало со ссылкой на отнесение расхождения кадастровых номеров к кадастровой ошибке. Кадастровые инженеры ФИО3 и ФИО2 факт допущения ими кадастровой ошибки отрицают, ссылаясь на ошибочность действий друг друга. Указанные обстоятельства препятствуют оформлению права собственности на домовладение.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования изменил и просил оставить кадастровый номер земельного участка по <адрес>, а ранее учтенный номер <данные изъяты> аннулировать, и внести исправления в технический план индивидуального жилого дома, расположенного по указанному адресу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии (Управление Росреестра по Хабаровскому краю).

Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 06.06.2017 г. исковые требования удовлетворены: исправлена техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости на земельный участок, расположенный по <адрес>, с определением кадастрового номера земельного участка <данные изъяты>; на Управление Росреестра по Хабаровскому краю возложена обязанность аннулировать в государственном кадастре недвижимости кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>; на Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский краевой центр государственной оценки и учета недвижимости» Бикинское отделение филиала района им.Лазо возложена обязанность внести изменения кадастрового номера земельного участка в технический план здания по <адрес> от 11.02.2014 г., указав кадастровый номер земельного участка <данные изъяты>.

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об отказе в иске, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права вследствие возложения обязанности на регистрирующий орган, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица. Полагает необоснованными выводы суда об изменении кадастрового номера земельного участка с <данные изъяты>, и наличии технической ошибки вследствие присвоения двух кадастровых номеров одному объекту, сведения по обоим участкам внесены в установленном порядке. Способ исправления ошибки закону не соответствует.

Истец ФИО1 в письменных возражениях на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» поддержал доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Хабаровскому краю.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда 08.09.2017 г. решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Постановлением президиума Хабаровского краевого суда от 05.02.2018 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.09.2017 г. отменено, гражданское дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое апелляционное рассмотрение.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14.03.2018 г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Хабаровскому краю.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования изменил и просил признать кадастровой (реестровой) ошибкой двойной кадастровый учет земельного участка, расположенного по <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, в части включения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке по тому же адресу с кадастровым номером <данные изъяты>, и исправить ошибку путем снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, исключения из государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> и праве собственности на него.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, их неявка разбирательству дела не препятствует.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда и принять новое решение.

В соответствии со ст.ст.195, 198 ГПК РФ, п.п.2-4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. В мотивировочной части решения должен быть указан материальный закон, примененный судом к данным правоотношениям, и процессуальные нормы, которыми руководствовался суд.

В силу требований ст.ст.148, 150 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса. При подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.

Согласно ст.40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) относятся государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственный кадастровый учет имущества, ведение государственного кадастра недвижимости (п.5). Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (п.4).

Исходя из подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и заявленных исковых требований об исправлении реестровой ошибки, по существу сводящихся к устранению двойного учета под разными кадастровыми номерами одного объекта недвижимости, с учетом полномочий территориальных органов Росреестра, судебная коллегия пришла к выводу о том, что процессуальное положение Управления Росреестра по Хабаровскому краю в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определено судом первой инстанции неверно, что является основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Разрешая спор по существу, судебная коллегия установила, что постановлением главы администрации Бикинского района Хабаровского края от 03.06.1992 г. № 346 ФИО1 под строительство индивидуального жилого дома был предоставлен земельный участок площадью 0,15 га в <адрес>, 03.12.1992 г. истцу выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.

На основании вышеназванного постановления данный земельный участок площадью 1500 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет 01.12.2003 г. по указанному адресу как ранее учтенный без указания координат границ под кадастровым номером <данные изъяты>.

По обращению ФИО1 на основании технического плана задания от 11.02.2014 г. о постановке на государственный кадастровый учет здания, расположенного на данном земельном участке, кадастровым инженером КГУП «Хабкрайинвентаризация» (Бикинский районный филиал) ФИО3 выполнены работы для постановки на кадастровый учет домовладения <данные изъяты>. Местоположение объекта определено в пределах земельного участка по указанному адресу с кадастровым номером <данные изъяты> (сведения о границах земельного участка отсутствуют, местоположение указано ориентировочно), что нашло отражение в кадастровом паспорте от 04.04.2014 г..

Кадастровым инженером ФИО2 (ООО «Вяземский землеустроитель») по обращению ФИО1 и в соответствии с распоряжением администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края от 26.02.2014 г. № 156-р «Об утверждении ФИО1 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г.Бикине» проведены кадастровые работы в отношении принадлежащего ему земельного участка, и составлен межевой план от 06.03.2014 г.. При этом, в качестве основания для проведения кадастровых работ в межевом плане указано образование одного земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу <...>.

Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> следует, что препятствий к постановке на учет земельного участка выявлено не было.

На основании межевого плана 19.03.2014 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об указанном земельном участке (площадью 1450+(-)13 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома) под кадастровым номером <данные изъяты>.

10.04.2014 г. за ФИО1 зарегистрировано право собственности на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>. В качестве документа-основания для регистрации права собственности указано постановление главы администрации Бикинского района Хабаровского края от 03.06.1992 N 346.

Управлением Росреестра по Хабаровскому краю 05.08.2015 г. приостановлена государственная регистрация на жилой дом <адрес> в связи с установлением факта расположения жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, право собственности на который в Едином государственном реестре прав не зарегистрировано.

В ответ на обращение истца по поводу исправления технической ошибки ФГБУ «ФКП Росреестра» указало на отсутствие такой ошибки, полагая, что исправлению подлежит кадастровая ошибка, как ошибка в документе, послужившем основанием внесения сведений в ГКН. Кадастровые инженеры факт наличия кадастровой ошибки в выполненных ими документах также отрицают.

В соответствии со ст.70 Земельного кодекса РФ (в ред. ФЗ от 03.07.2016 N 361-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Вступивший в силу с 01.01.2017 года ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», применяемый к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, но к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу, определяет единый государственный реестр недвижимости как свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости на основании ст.3 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами, к компетенции которых относятся в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии (ст.5 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Таким образом, определение объекта в качестве объекта недвижимости и подтверждение его существования в качестве такового осуществляется органом кадастрового учета при рассмотрении документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, с учетом положений нормативных правовых актов, составляющих правовую основу регулирования кадастровых отношений.

В соответствии со ст.61 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технической ошибкой является описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях). Исправляется такая ошибка по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Воспроизведенная же в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом определяется как реестровая ошибка и подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.

Указанные положения закона, закрепляющие порядок исправления ошибок, призваны обеспечить достоверность сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, имеющем публичный характер, в случаях выявления ошибки в документах, послуживших основанием для внесения таких сведений, в том числе в случае выявления такой ошибки судом.

На момент возникновения спорных правоотношений государственный кадастровый учет земельных участков в соответствии со ст.70 ЗК РФ осуществлялся в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Применительно к заявленным требованиям, судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о том, что двойной кадастровый учет принадлежащего ему земельного участка как единого объекта под разными кадастровыми номерами является следствием ошибки, допущенной кадастровым инженером ФИО2 (ООО «Вяземский землеустроитель») в ходе производства кадастровых работ.

В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение тот факт, что земельные участки, учтенные в государственном кадастре недвижимости под кадастровыми номерами <данные изъяты>, по существу являются одним и тем же объектом недвижимости, расположенным по <адрес>. Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> является по отношению к учету земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> дублирующим. При этом, спор о границах земельного участка и его правообладателе отсутствует.

Ответчиками не опровергнуты доводы ФИО1 о том, что целью обращения к кадастровому инженеру являлось уточнение местоположения границ принадлежащего ему земельного участка, ранее поставленного на государственный кадастровый учет с кадастровым номером <данные изъяты> при отсутствии сведений о границах земельного участка.

Доводы кадастрового инженера ФИО2 о заключении договора подряда в отношении земельного участка <данные изъяты> (владелец ФИО4 свидетельство от 14.12.1992 г.), а также о предоставлении истцом для проведения кадастровых работ неполного комплекта документов материалами дела не подтверждаются. Указанный договор содержит не оговоренные исправления в части адреса местоположения земельного участка. В межевом плане, содержащем сведения о проведении кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, подпись ФИО1 как заказчика работ отсутствует, заявление о кадастровом учете вновь образованного земельного участка истец не подавал (заявление подано от имени ФИО5, сведения о том, от чьего имени и на основании каких полномочий действовало данное лицо, отсутствуют).

Доводы о том, что адреса, по которым учтены принадлежащие истцу жилой дом и земельный участок соответственно <адрес> (соответственно) в пределах одного населенного пункта являются разными несостоятельны.

В соответствии с п.п.9, 17, 53-54 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221, при присвоении адресов зданиям такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания. Аннулирование адресов объектов адресации, являющихся преобразуемыми объектами недвижимости (за исключением объектов адресации, сохраняющихся в измененных границах), осуществляется после снятия с учета таких преобразуемых объектов недвижимости. В структуре адреса наименования страны, субъекта Российской Федерации, муниципального района, городского округа, внутригородской территории в составе субъекта Российской Федерации, городского или сельского поселения, населенного пункта, элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети указываются с использованием букв русского алфавита. В наименованиях элемента планировочной структуры и элемента улично-дорожной сети допускается использовать прописные и строчные буквы русского алфавита, арабские цифры.

Вопросы присвоения адресов в соответствии со ст.ст.14, 16 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления.

Доказательств, свидетельствующих о том, что земельному участку, в отношении которого кадастровым инженером проводились работы по образованию одного земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности (вместо уточнения местоположения границ земельного участка ранее уже поставленного на государственный кадастровый учет) в установленном порядке был присвоен новый адрес, не представлено. Написание же адреса с использованием одной и той же буквы путем указания ее в качестве прописной или строчной местоположение объекта недвижимости и его адрес не изменяют.

Содержание межевого плана в части координат местоположения земельного участка, его границ и площади лицами, участвующими в деле не оспаривается. Вместе с тем, неверное определение кадастровых работ, проведение которых являлось необходимым исходя из фактических обстоятельств и имеющихся у истца правоустанавливающих документов, по существу привело к реестровой ошибке. Воспроизведение в Едином государственном реестре недвижимости содержащихся в межевом плане сведений об образовании нового участка, ошибочно указанных лицом, выполнившим кадастровые работы, без исследования обстоятельств постановки ранее на кадастровый учет земельного участка с аналогичным адресом, привело к двойному учету одного и того же объекта недвижимости, что нарушает требования законодательства как ныне действующего, так и действовавшего на момент совершения указанных действий.

На момент осуществления оспариваемых кадастровых работ и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет с другим кадастровым номером отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулировались ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственном кадастре недвижимости».

Положения ст.1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ определяли государственный кадастровый учет недвижимого имущества как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости). Кадастровая деятельность - выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В соответствии со ст.ст.3, 29 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Приказами Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 18.05.2012 N П/213 полномочия по осуществлению кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости на территории Хабаровского края осуществляло ФГБУ «ФКП Росреестра», с 01.01.2017 года данные полномочия осуществляет Управление Росреестра по Хабаровскому краю. Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Согласно ст.ст.4-5 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к числу принципов ведения государственного кадастра недвижимости отнесены единство технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечение общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

При этом, истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению. В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

Согласно ст.ст.23, 26-27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если: имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения); одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости); не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета при принятии в соответствии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным). В предусмотренных законом случаях орган кадастрового учета также может принять решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст.ст.7, 16 «О государственном кадастре недвижимости» и утвержденного Порядка ведения государственного кадастра недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, о присвоении адресов объектам недвижимости или об изменении таких адресов. Запись об объекте недвижимости в Реестре в числе прочего должна содержать адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости. При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса объекта недвижимости в Реестр вносится описание его местоположения с указанием субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (при наличии) в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС). Орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, орган государственного кадастрового учета, в полномочия которого в силу закона входили проверка представленных на регистрацию документов, соблюдение принципов ведения государственного кадастра недвижимости и недопущение ошибок, в том числе при воспроизведении в государственном кадастре недвижимости сведений, содержащихся в межевом плане, допустили постановку на кадастровый учет повторно земельного участка по <адрес>, при наличии сведений о том, что кадастровый учет земельного участка, расположенного по указанному адресу, ранее уже осуществлялся.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на момент совершения указанных действий существовали какие-либо обстоятельства, объективно препятствующие органу, осуществляющему государственный кадастровый учет выявить и устранить (не допустить) данную ошибку, не представлено.

Согласно ст.ст.24-25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер, который утрачивают со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Поскольку за истцом зарегистрировано право собственности на повторно учтенный земельный участок как вновь образованный с кадастровым номером <данные изъяты> сведения о данном объекте недвижимости не могут быть аннулированы во внесудебном порядке по его заявлению.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в результате действий кадастрового инженера и органа регистрационного учета стал возможен двойной государственный кадастровый учет принадлежащего истцу земельного участка, что в настоящее время препятствует ему в регистрации права собственности на расположенный на земельном участке жилой дом, требования ФИО1 об исправлении ошибки путем возложения на Управление Росреестра по Хабаровскому краю обязанности снять с государственного кадастрового учета как повторно учтенный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, и исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о данном земельном участке и о праве собственности на него истца судебная коллегия находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исправление установленной ошибки указанным образом не влечет за собой прекращение права на объект недвижимости, поскольку право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> возникло в силу ранее действующего законодательства, подтверждается ранее выданным ему свидетельством и может быть зарегистрировано в установленном законом порядке по его обращению.

Предусмотренные законом основания для удовлетворения требований к кадастровому инженеру ФИО3 отсутствуют, поскольку установив при производстве кадастровых работ по постановке на кадастровый учет принадлежащего истцу жилого дома факт его расположения на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, в отношении которого такой учет осуществлен ранее, она обоснованно отразила данное обстоятельство в составленных документах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 06 июня 2017 года по иску ФИО1 к кадастровому инженеру ФИО2, кадастровому инженеру ФИО3, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об исправлении реестровой ошибки отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к кадастровому инженеру ФИО2, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об исправлении реестровой ошибки удовлетворить.

Возложить на Управление Росреестра по Хабаровскому краю обязанность устранить двойной государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, путем снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес>, и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о данном земельном участке и о праве собственности на него ФИО1.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Председательствующий судья Р.В. Лукьянченко

Судьи Е.С. Жельнио

С.П. Пороховой

Дело № 33-1579/2018 г.Хабаровск