ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1584/19 от 23.04.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Мамаев С.М. Дело № 33-1584/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Дубровиной И.Л.,

судей Катаевой Е.В., Костицыной О.М.

при секретаре Страбыкине Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Кировской области от 30 января 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий должностных лиц ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области (межрайонное) по внесению корректирующих сведений за <дата> годы, представленных АО «Русь» <дата> года на его индивидуальный лицевой счет,

признании незаконным решения ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области (межрайонное) о перерасчете страховой пенсии в сторону уменьшения,

об обязании ГУ-УПФР в Советском районе Кировской области (межрайонное) восстановить сведения о страховых взносах за <дата> годы на его индивидуальном лицевом счете согласно ранее поданных и учтенных сведений и перерасчете назначенной пенсии с <дата> - отказать.

Заслушав доклад судьи Катаевой Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился с иском к ГУ-УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) о признании незаконными действий по внесению корректирующих сведений на его лицевой счёт, оспаривании решения о перерасчёте страховой пенсии в сторону уменьшения, возложении обязанности произвести действия, указав, что с <дата> он является получателем страховой пенсии по инвалидности. Страховую пенсию в размере <данные изъяты> рублей он получал по <дата>. В <дата> он получил пенсию в сумме <данные изъяты> рублей, то есть меньше на <данные изъяты> рублей. На его обращение УПФ РФ в Советском районе дан ответ, что перерасчёт размера пенсии в беззаявительном порядке производится с 01 августа каждого года, исходя из сумм страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии. Поскольку в распоряжение территориального органа ПФР поступила выписка из индивидуального лицевого счёта с изменёнными страховыми взносами, вследствие предоставления корректирующих расчётов АО «Русь» за <дата> годы, изменился и его индивидуальный коэффициент, вследствие чего был пересмотрен и размер страховой пенсии с первоначальной даты назначения. Полагает, что действия должностных лиц УПФ РФ в Советском районе по внесению корректирующих сведений на его индивидуальный лицевой счёт являются незаконными, поскольку не соблюдены действующие процедуры: не проведены проверки в отношении АО «Русь» при предоставлении иных сведений по страховых взносам, согласовано предоставление корректирующих сведений АО «Русь», разнесены корректирующие сведения на его индивидуальный лицевой счёт, что привело к принятию решения об изменении размера ранее начисленной ему страховой пенсии в сторону уменьшения, в связи с чем, были нарушены пенсионные права истца.

С учётом уточнения исковых требований просил признать незаконными действия должностных лиц Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе по внесению корректирующих сведений за <дата> годы, предоставленных АО «Русь» <дата> на его индивидуальный лицевой счёт. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе восстановить сведения о страховых взносах за <дата> годы на его индивидуальном лицевом счёте, согласно ранее поданных и учтённых сведений. Решение УПФ РФ в Советском районе о перерасчёте его страховой пенсии в сторону уменьшения признать незаконным. Обязать произвести перерасчёт его пенсии с <дата> года.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, просит принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении и в суде первой инстанции относительно незаконного, по его мнению, уменьшения размера пенсии и необходимости ответчика надлежащим образом провести камеральную проверку при поступлении корректирующих расчетов от АО «Русь». Корректирующие сведения были поданы на основании приказа генерального директора АО «Русь» № вместе с актом ревизионной комиссии, который, в соответствии с решением Советского районного суда Кировской области от <дата> по делу №, не может рассматриваться как основание для перерасчета заработной платы истца и подачи в связи с этим корректирующих расчетов. <дата> АО «Русь» добровольно отменило приказ № от <дата>. Считает, что работодатель, уменьшив сумму задолженности по страховым платежам на <данные изъяты> руб., причинил ущерб ПФ РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу заместитель начальника ГУ-УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) – ФИО2 указала, что территориальный орган Пенсионного фонда РФ не наделен полномочиями по установлению законности (незаконности) начислений заработной платы и ее перерасчетов, а акт ревизионной комиссии АО « Русь» от <дата>, вопреки доводам апелляционной жалобы, подтверждает не правильность корректирующего расчета, а обоснованность его предоставления. Просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представители Межрайонной ИФНС России №11 по Кировской области, АО «Русь» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учётом положений ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения ФИО1, его представителя – адвоката Кобелева С.В., представителей ГУ-УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) ФИО3, ФИО4, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд РФ.

Как установлено в ст.8.1 указанного Закона, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно ст.20 Федерального закона №250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктами 13, 14, 15 п.2 ст.6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в числе сведений о застрахованных лицах, указываемых в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, указывается сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов, суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов, сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации.

Индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при расчёте размера страховой пенсии, формируется с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов (ст.15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно частям 1, 2 ст.17 Федерального закона № 212-ФЗ, действующего в период начисления страховых взносов, при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан (а при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, - вправе) внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Как установлено п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» без заявления пенсионера с 01 августа каждого года производится перерасчёт размера страховой пенсии, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении.

В п.4 Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правления ПФ РФ от 14.12.2005 № 246п, приведен перечень оснований осуществления органом ПФР корректировки сведений персонифицированного учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности с <дата>.

В период с <дата> по <дата> ФИО1 состоял в трудовых отношениях с АО «Русь».

Согласно сведениям, содержащимся в исходных формах расчётов по страховым взносам в отношении ФИО1, предоставленных АО «Русь» в ГУ – УПФ РФ в Советском районе, в составе расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с <дата> по <дата>, сумма страховых взносов, перечисленных АО «Русь» за данное застрахованное лицо, составила: за 1 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 2 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 3 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 4 квартал <дата> (в связи с превышением предельной величины базы для начисления страховых взносов) – <данные изъяты> за 1 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 2 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 3 и 4 кварталы <дата><данные изъяты> за 1 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 2 и 3 квартал <дата><данные изъяты>, за 4 квартал <дата> (в связи корректировкой сведений) – <данные изъяты> рублей.

В <дата> года, в связи с перерасчётом (в сторону уменьшения) выплат по трудовым договорам, проведённым на основании акта ревизионной комиссии от <дата>, страхователем АО «Русь» в УПФ РФ в Советском районе представлены корректирующие формы расчётов по страховым взносам за <дата> годы в отношении ФИО1, с уточнёнными (в сторону уменьшения) сведениями в части размера начисленных страховых взносов.

Размер начисленных и уплаченных страхователем страховых взносов в отношении ФИО1 составил: за 1 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 2 квартал <дата><данные изъяты> рубль, за 3 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 4 квартал <дата><данные изъяты> рубля; за 1 квартал <дата><данные изъяты> рубля, за 2 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 3 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 4 квартал <дата><данные изъяты> рубля; за 1 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 2 квартал <дата><данные изъяты> рубль, за 3 квартал <дата><данные изъяты> рублей, за 4 квартал <дата><данные изъяты> рублей.

Согласно информации из УПФ РФ в Советском районе размер назначенной ФИО1 пенсии по инвалидности исчислен исходя из его индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) – <данные изъяты> балла. С учётом поступивших откорректированных сведений его ИПК на дату назначения страховой пенсии – <дата> составил <данные изъяты> балла, с <дата><данные изъяты> балла. В связи с перерасчётом размера страховой пенсии по страховым взносам за <дата>, с <дата> общая сумма ИПК составила <данные изъяты> балла.

Ответчиком не оспаривалось, что спорные суммы начисленных страховых взносов за <дата> годы, первоначально заявленные работодателем в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета ФИО1, были учтены на его индивидуальном лицевом счете, в который, в связи подачей обществом корректирующих сведений о страховых взносах, впоследствии были внесены изменения. Указанное повлекло за собой уменьшение ИПК и, как следствие, отразилось на размере его страховой пенсии.

По состоянию на <дата> года у страхователя АО «Русь» имелась задолженность по страховым взносам <данные изъяты> рублей (страховая часть) и <данные изъяты> (ФФОМС). В результате подачи АО «Русь» корректирующего расчета РСВ-1 <дата> за <дата> годы указанная сумма задолженности была уменьшена и составила на <дата> - <данные изъяты> рублей (страховая часть) и <данные изъяты> рублей (ФФОМС).

Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федеральных законов «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «О страховых пенсиях», а также изданными в их исполнение нормативными правовыми актами, исследовав материалы дела и оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам ст.ст. 12, 56, 61, 67 ГПК РФ, установив отсутствие доказательств незаконных действий должностных лиц ГУ-УПФ РФ в Советском районе Кировской области (межрайонное) при приеме корректирующих сведений и перерасчете пенсии истцу, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом решении, оснований с ними не согласиться у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости ГУ-УПФ РФ в Советском районе надлежащим образом провести камеральную проверку при поступлении корректирующих расчетов от АО «Русь» являются необоснованными.

Как установлено ст.33, ч.1, ч.6 ст.34 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов: камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов. Если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

В рамках проведения камеральных проверок Пенсионный фонд устанавливает основания для проведения корректировки индивидуальных сведений, полномочиями по установлению законности (незаконности) начислений заработной платы или её перерасчетов территориальный орган Пенсионного фонда не наделен.

Как следует из материалов дела, в рамках проведения камеральной проверки АО «Русь» представлен Акт ревизионной комиссии от <дата>, в соответствии с которым выявлены необоснованные начисления денежных средств в отношении ФИО1

Вопреки доводам жалобы, данный акт подтверждает не правильность корректирующего расчета, а обоснованность его представления.

Ссылка заявителя жалобы на то, что ИФНС России №11, получив данные корректирующие сведения, провела камеральную проверку, в ходе которой были запрошены документы, опрошены истец и должностные лица, является несостоятельной, поскольку полномочия налоговых органов и территориальных органов Пенсионного фонда регулируются различными нормативными правовыми актами.

Доводы жалобы о том, что в соответствии с решением Советского районного суда Кировской области от <дата> по делу № установлено, что акт ревизионной комиссии не может рассматриваться как основание для перерасчета заработной платы истца и подачи в связи с этим корректирующих расчетов, судебной коллегией отклоняются, поскольку преюдициального значения для настоящего дела принятое по делу № решение не имеет.

Факт отмены АО «Русь» приказа № от <дата> на существо рассматриваемого спора не влияет. Сведений о том, что данный приказ предоставлялся в Пенсионный фонд, в материалах дела не имеется. Кроме того, законодательством не предусмотрены такие полномочия территориальных органов Пенсионного фонда РФ как истребование сведений об издании (отмене) приказов страхователей.

Довод апелляционной жалобы о том, что незаконными действиями ответчика причинен ущерб Пенсионному фонду РФ, материалами дела не подтвержден.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции и влияли бы на существо принятого решения, а потому, признаются судебной коллегией несостоятельными и основанием к отмене обжалуемого решения суда являться не могут.

Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда Кировской области от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи