АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2020 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Букаловой Е.А.,
при секретаре Зябкине А.С.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 28 мая 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 1 (один) год.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии ФИО1 с 19 мая 2019 г.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения ФИО1, полагавшей, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что 14 мая 2019 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, поскольку ее работа в должности учителя с 15 января 1986 г. по 23 марта 1987 г. имела место в Павловской восьмилетней школе, располагавшейся в д. Ржавец Залегощенского района Орловской области, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако ответчиком в назначении пенсии ей было отказано со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих местоположение указанного учреждения на загрязненной территории.
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 просила суд признать незаконным решение ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 10 июля 2019 г. об отказе в назначении ей досрочной пенсии; признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на один год; обязать ответчика назначить и производить выплату трудовой пенсии по старости с 19 мая 2019 г.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о том, что истец не имеет права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку расположение учебного заведения на загрязненной территории документально не подтверждено.
Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения постановленного судебного акта не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 г.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно ст. 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Примечанием к ст. 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Следовательно, снижение пенсионного возраста на первую абсолютную величину имеет место в случае проживания (или работы) гражданина на загрязненной территории с 26 апреля 1986 г. (с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС) до 30 июня 1986 г., при этом продолжительность проживания или работы в этот период значения не имеет.Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10).
Согласно ранее действовавшему до 01 февраля 1998 г. Перечню населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС (далее по тексту - Перечень), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 237-р; Перечню, действовавшему с 01 февраля 1998 г. и до 21 октября 2015 г., утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582; Перечню, действовавшему с 21 октября 2015 г. и до настоящего времени, утвержденному постановлением Правительства РФ от 08 октября 2015 г. № 1074, в период с 26 апреля 1986 г. по 31 января 1998 г. дер. Ржавец Залегощенского района Орловской области была отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются, том числе, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа от 16 января 1986 г. №-К о приеме на работу Колакуцкая (до брака ФИО16 Р.Н. (л. д. 9) 15 января 1986 г. была принята на работу учителем музыки и воспитателем группы продленного дня в Павловскую восьмилетнюю школу Залегощенского района Орловской области (л. д. 11-13), откуда приказом от 30 апреля 1987 г. была уволена 23 марта 1987 г. по собственному желанию (л. д. 48 - 49).
Факт работы истца в указанном учреждении в период с 15 января 1986 г. по 30 апреля 1987 г. подтверждается, в том числе, карточкой - справкой Павловской восьмилетней школы за 1986 и 1987 гг. (л. д. 45 - 46), справкой МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» Залегощенского района Орловской области от 16 декабря 2019 г. № (л. д. 43), показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7 (л. д. 142 - 144).
Из справки от 16 декабря 2019 г. № (л. д. 43) следует, что МБОУ «Павловская средняя образовательная школа» изначально имело статус «начальной школы», располагалось в д. Павлово, Ломовского с/п. В 1949 г. на базе начальной школы была открыта Павловская семилетняя школа, которая до 1993 года меняла свой статус: была Павловской восьмилетней школой и Павловской неполной школой, 29 декабря 1985 г. была закрыта в д. Павлово и учащихся перевели учиться в новое здание в д. Ржавец Ломовского с/п. В настоящее время является учреждением муниципального образования администрации Залегощенского района Орловской области, расположенным на территории СХП «Павловское» в дер. Ржавец, Ломовской с/а, Залегощенского района, Орловской области, обслуживающим населенные пункты: д. Ржавец, д. Какурино, д. Голдаево, д. Павлово, которые отнесены к зоне проживания (работы) с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7 (л. д. 142 - 144), решением исполкома Залегощенского райсовета народных депутатов № от 30 декабря 1985 г. «Об утверждении актов госкомиссии» (л. д. 16), актами государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта – школы на 192 учащихся в совхозе «Павловский» (центральной усадьбе совхоза «Павловский», д. Ржавец Залегощенского района, л. д. 17-20), сведениями с официального сайта МБОУ «Павловская средняя образовательная школа» и сайта Национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» (л. д. 21-32).
Кроме того, из материалов дела усматривается, что до вступления в брак 19 апреля 2003 г. с Колакуцким ФИО17. (л. д. 9), ФИО18 (ныне Колакуцкая, истец) Р.Н. состояла в браке с ФИО19. (л. д. 10), который, как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих в д. Ржавец Ломовского с/с, с 05 апреля 1985 г. по 17 марта 1987 г. был прописан в указанном населенном пункте (л. д. 74 -75). При этом имеются сведения о проживании в данной деревне семьи ФИО9 с женой ФИО10, которая работает учителем в Павлоской 8 л. шк. и сыном ФИО11 в похозяйственной книге д. Ржавец Ломовской сельской администрации за 1986-1990 г.г. (л. д. 79-80).
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что факт работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом является подтвержденным, поскольку из письменных доказательств, представленных в материалы дела следует, что Павловская восьмилетняя школа (ныне - МБОУ «Павловская средняя образовательная школа») была расположена в д. Ржавец Залегощенского района, то есть на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отраженной в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном Постановлением Правительства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела факт работы истца на загрязненной территории нашел свое подтверждение и судом первой инстанции был сделан правомерный вывод об уменьшении ФИО1 возраста выхода на пенсию на 1 год.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения факта расположения места работы истца в спорный период на территории с льготным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, правомерно оцененных судом первой инстанции с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, которыми бесспорно подтверждается, что последняя в данный период осуществляла трудовую деятельность на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Несостоятельным ввиду своей ошибочности, а потому и не влекущим отмену постановленного решения, является довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии ФИО1 с 19 мая 2019 г.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку право на получение пенсии у истца возникло с 19 мая 2019 г. (достижение 54 лет), в пенсионный орган она обратилась 14 мая 2019 г., то есть ранее даты возникновения права на указанную пенсию, суд правомерно назначил истцу пенсию с момента достижения ею возраста 54 лет - с 19 мая 2019 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, и с принятым по делу решением, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда города Орла от 28 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
1версия для печатиДело № 33-1588/2020 (Определение)