ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1590/18 от 28.05.2018 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Потехина Е.С. Дело № 33-1590/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2018 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Ариничева С.Н.,

судей Рыжих Е.В. и Силаевой Т.Г.,

при секретаре Алонцевой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Рыжих Е.В. дело по апелляционной жалобе Городской Управы города Калуги на заочное решение Калужского районного суда Калужской области от 21 февраля 2018 года по делу по иску ФИО1 к Городской Управе города Калуги о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛА:

16 февраля 2017 года ФИО1 обратился в суд с иском к Городской Управе города Калуги, просил признать за ним право собственности на две жилые комнаты жилой площадью 31,4 кв.м (помещения , на поэтажном плане технического паспорта инв. ) в 18-комнатной квартире, общей площадью 370 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

В обоснование требований сослался на то, что на условиях социального найма занимает указанное жилое помещение. 12 октября 2016 года между ним и ответчиком был заключен договор приватизации, по которому истцу было передано в собственность жилое помещение, состоящее из двух комнат жилой площадью 31,4 кв.м, общей площадью 33 кв.м. Однако 9 января 2017 года Управление Росреестра по Калужской области отказало истцу в государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение со ссылкой на то, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Калуга» на спорное жилое помещение. Препятствием для осуществления государственной регистрации права собственности стало наличие двух обособленных объектов недвижимости, однако истец указывает, что договор приватизации Городской Управой города Калуги был заключен на указанное жилое помещение как на один объект.

Истец ФИО1 в суд не явился, его представитель ФИО2 поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика Городской Управы города Калуги в суд не явился.

Представители третьих лиц - министерства экономического развития Калужской области, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Управления Росреестра по Калужской области в суд не явились.

Заочным решением Калужского районного суда Калужской области от 21 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены, постановлено:

признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение – комнату площадью 13,7 кв.м, и на жилое помещение – комнату площадью 17,7 кв.м (№, на экспликации к поэтажному плану здания), расположенные в 18-комнатной квартире общей площадью 370 кв.м по адресу: <адрес>.

В апелляционной жалобе Городской Управой города Калуги поставлен вопрос об отмене решения суда.

Выслушав объяснения представителя ФИО1ФИО2, возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 11 названного Закона предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно статье 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

В силу ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Из дела видно, что ФИО1 на основании договора социального найма от 28 сентября 2016 года № 89046 занимает жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат площадью 13,7 кв.м и 17,7 кв.м, общей площадью 33 кв.м, в том числе жилой 31,4 кв.м, по адресу: <адрес>.

6 октября 2016 года истец в лице своего представителя ФИО2 обратился в Городскую Управу с заявлением о приватизации указанного жилого помещения.

12 октября 2016 года между ФИО1 и Городской Управой города Калуги заключен договор передачи жилого помещения в собственность гражданина (граждан) в порядке приватизации № Л-85844, по условиям которого Управа передает, а ФИО1 приобретает в собственность жилое помещение: 2 комнаты (,, на экспликации к поэтажному плану здания) жилой площадью 31,40 кв.м, общей площадью 33,00 кв.м в 18-комнатной квартире общей площадью 370,00 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (пункт 1 договора).

Пунктом 3 договора предусмотрено, что право собственности на приобретенное жилое помещение у гражданина возникает с момента регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Судом установлено, что 21 ноября 2016 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Калужской области с заявлением о регистрации права собственности на указанное выше жилое помещение.

5 декабря 2016 года Управление Росреестра по Калужской области уведомило истца о приостановлении государственной регистрации, в связи с отсутствием сведений о государственной регистрации права собственности МО «Город Калуга» на указанный выше объект недвижимости, истцу предложено представить указанные документы, необходимые для государственной регистрации.

9 января 2017 года ФИО1 сообщено об отказе в государственной регистрации права, поскольку Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации права собственности МО «Город Калуга» на заявленный объект не содержит.

Также судом установлено, что в реестр муниципального имущества МО «Город Калуга» включены две комнаты жилой площадью 31,4 кв.м, общей площадью 33 кв.м в квартире дома по <адрес>, что подтверждается письмом Управления экономики и имущественных отношений города Калуги от 14 марта 2017 года № 808/16-17, а также выпиской из реестра муниципального имущества МО «Город Калуга» от 26 октября 2016 года.

Из дела видно, что истец ранее участия в приватизации жилых помещений не принимал.

В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статей 1, 2, 7, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» пришел к обоснованным выводам о наличии оснований для признания за истцом права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Доводы ответчика о несоблюдении установленного статьей 11 указанного Закона принципа однократности приватизации не могут быть признаны состоятельными, поскольку судом разрешен вопрос о признании права собственности на жилое помещение, состоящее из двух комнат, занимаемое на условиях социального найма.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не указывают на основания для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Калужского районного суда Калужской области от 21 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи