ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1590/2021 от 15.03.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-1590/2021 (2-8/2021ё)

УИД72RS0026-01-2020-000505-29

Апелляционное определение

г. Тюмень

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего:

ФИО2,

судей:

ФИО3, Смоляковой Е.В.,

при секретаре:прокуроре:

ФИО4,ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ярковского района в лице исполняющего обязанности прокурора района ФИО6 на определение Ярковского районного суда Тюменской области от 19 января 2021 года, которым постановлено:

«производство по гражданскому делу прокурора Ярковского района Тюменской области в защиту интересов Российской Федерации в лице Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и неопределенного круга лиц к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, МП «Стройсервис» о признании незаконным бездействия администрации и обязании проведения реконструкции канализационно-очистных сооружений – прекратить в связи с его неподведомственностью суду общей юрисдикции».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., пояснение прокурора ФИО7, поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Ярковского района Тюменской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по проведению реконструкции канализационно-очистных сооружений, расположенных в <...> км трассы Тюмень-Ханты-Мансийск, уч. 2, об обязании проведения реконструкции канализационно-очистных сооружений.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по обращению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена проверка по исполнению Администрацией Ярковского муниципального района законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования при организации в границах Ярковского сельского поселения водоотведения сточных вод. В результате чего было установлено, что МП «Стройсервис» является водопользователем, которому представлено право пользования водным объектом – р. Тобол для осуществления сброса сточных вод и (или) дренажных вод на 201 км от устья по карте рек Тура и Тобол в границах Ярковского муниципального района Тюменской области, в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 18 декабря 2018 года № 72-14.01.05.026-Р-РРСВХ-С-2018-02382/00, выданным Департаментом недропользования и экологии Тюменской области. С целью подтверждения факта загрязнения р. Тобол сточными водами МП «Стройсервис» в рамках административного расследования был осуществлен отбор проб с привлечением аккредитованной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области, результаты отобранных проб показали отрицательное влияние на р. Тобол, что отрицательно влияет на окружающую среду. Указывает на запрет действующим законодательством при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточные воды, не подвергшиеся санитарной очистке, обезвреживанию. В ходе проверки установлено, что на территории Ярковского сельского поселения имеются очистные сооружения, эксплуатируемые с 01 июня 1999 года, собственником которых является Администрация Ярковского муниципального района, и с 17 сентября 2015 года закрепленные на праве хозяйственного ведения за МП «Стройсервис». В рамках проведенной проверки установлено, что ответчиком комплексные проверки технического состояния комплексных очистных сооружений (КОС) не проводились, МП «Стройсервис» очистные сооружения переданы в неудовлетворительном состоянии. В ходе проведения административного расследования установлено превышение предельно допустимых значений загрязняющих веществ в сбрасываемых в водный объект сточных вод, причиной которого является ненадлежащая очистка сточных вод на очистных сооружениях по причине изношенности оборудования. По результатам административного расследования МП «Стройсервис» привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством ответчиком должны осуществляться мероприятия по созданию условий для организации водоотведения сточных вод в границах населенного пункта в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации требованиям природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Бездействие ответчика в не проведении мероприятий по реконструкции очистных сооружений создает угрозу причинения вреда окружающей среде.

30 ноября 2020 года определением Ярковского районного суда Тюменской области по делу в качестве соответчика привлечено МП «Стройсервис», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное Управление строительства Тюменской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, Департамент недропользования и экологии Тюменской области.

Помощник прокурора в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме, указал, что дело надлежит рассматривать в суде общей юрисдикции. Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть материалы дела без их участия.

Представитель ответчика МП «Стройсервис» в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора к Администрации Ярковского муниципального района.

Представитель ответчика Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области с доводами иска не согласилась, представила отзыв на иск, согласно которому указала, что данный спор подведомственен арбитражному суду.

Представители третьих лиц Департамента ЖКХ Тюменской области, Департамента недропользования и экологии, Главного Управления строительства Тюменской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть материалы дела без их участия, дело рассмотрено в их отсутствие.

Третье лицо Департамент ЖКХ Тюменской области представил письменный отзыв на иск, в соответствии с которым указал, что строительство канализационных очистных сооружений осуществлялось для прима сточных вод в п. Газовик (микрорайон с. Ярково) ООО «Газпромтрансгаз Сургут» и находится в муниципальной собственности Ярковского муниципального района, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации перечень субсидий бюджетам муниципальных образований предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации и их распределение должны быть утверждены законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Субсидии местным бюджетам предоставляются в соответствии с Правилами формирования предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области № 561-п от 27.12.2019, в соответствии с которым если государственной программой Тюменской области предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам для достижения целей программы порядок предоставления устанавливается соответствующей программой. Постановлением правительства № 527-п от 21.12.2018 «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» утверждены порядки предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам на подготовку мероприятий по строительству или реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Третье лицо Департамент недропользования и экологии представил письменные возражения на иск, согласно которым МП «Стройсервис» предоставлено право пользования водным объектом р. Тобол на основании решения от 18 декабря 2018 года, условием использования водного объекта является содержание в исправном состоянии эксплуатируемых водопользователем очистных сооружений, по результатам анализа предоставленной МП Стройсервис отчетной информации департаментом были выявлены существенные нарушения, просили рассмотреть без их участия вынести решение на усмотрение суда.

Судом постановлено указанное выше определение, с которым не согласен прокурор Ярковского района в лице исполняющего обязанности прокурора района Караульных Т.Н., в апелляционном представлении просит определение суда первой инстанции отменить, разрешить вопрос по существу.

Указывает, что суд посчитал, что поскольку именно МП «Стройсервис» предоставлено право пользование водным объектом р. Тобол на основании решения от 18 декабря 2018 года, то предприятие несет ответственность за содержание очистных сооружений в исправном состоянии, следовательно, такой спор заключается в причинении вреда окружающей среде предприятием и вытекает из осуществления им предпринимательской деятельности, а значит, данный спор подведомствен арбитражному суду. Прокурор Ярковского района, предъявляя требования к Администрации Ярковского муниципального района и МП «Стройсервис» о проведении мероприятий по реконструкции действующих водоочистных сооружений с. Ярково в целях прекращения сброса неочищенных сточных вод после промывки фильтров на указанных сооружениях, исходил из того, что вопросы водоснабжения и водоотведения относятся к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Администрацией Ярковского муниципального района создано МП «Стройсервис». В соответствии с уставом предприятие создано для выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Для реализации данных целей предприятие осуществляет, в том числе услуги водоснабжения и канализации. Из материалов дела следует, что объекты водоотведения в с. Ярково находятся в муниципальной собственности, переданы на основании распоряжения администрации района от 17.09.2015 № 1156 на праве хозяйственного ведения МП «Стройсервис». В нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей среды МП «Стройсервис» не выполняет условия водопользования, а именно сбрасывает в р. Тобол сточную воду без надлежащей очистки. Возлагая на Администрацию Ярковского муниципального района провести мероприятия по реконструкции действующих водоочистных сооружений с. Ярково в целях прекращения сброса неочищенных сточных вод после промывки фильтров на указанных сооружениях прокурор исходил из того, что администрация района является учредителем МП «Стройсервис», а также собственником водопроводно-канализационного имущества, которое передано на праве хозяйственного ведения МП «Стройсервис», в том числе водоочистных сооружений с. Ярково. В силу этого орган местного самоуправления должен нести ответственность за содержание своего имущества, которое в настоящее время не отвечает требования природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Отмечает, что из представленных в материалы дела обращений МП «Стройсервис» в Администрацию Ярковского муниципального района следует, что канализационно-очистные сооружения требуют реконструкции, поскольку у предприятия отсутствуют финансовые возможности для модернизации очистных сооружений. Указанное свидетельствует о невозможности выполнения МП «Стройсервис» мероприятий по реконструкции очистных сооружений. В этой связи, Администрацией Ярковского муниципального района должны осуществляться мероприятия по созданию условий для организации водоотведения сточных (канализационных) вод в границах населенного пункта в соответствии с нормами и правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, требованиями природоохранного, водного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Считает, что суд, игнорируя требования федерального законодательства, в основу определения включил только положения из решения Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 18.12.2018 о предоставлении МП «Стройсервис» водного объекта в пользование, то есть суд не применил закон, подлежащий применению. Более того, из материалов дела следует, что прокурор Ярковского района обратился в суд с исковым заявлением, в том числе в защиту неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащая очистка сточных вод нарушает права граждан на экологию, в связи с загрязнением р. Тобол, что в свою очередь влечет негативные последствия на окружающую среду, вследствие чего нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, данный спор рассматривается судами общей юрисдикции, а не арбитражными судами.

В возражениях на апелляционное представление ответчик Администрация Ярковского муниципального района Тюменской области в лице представителя ФИО1 просит в удовлетворении апелляционного представления отказать.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей ответчиков МП «Стройсервис», Администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, представителей третьих лиц Департамента ЖКХ Тюменской области, Департамента недропользования и экологии, Главного Управления строительства Тюменской области, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, доводы апелляционного представления, возражений, проверив определение в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, прокурор Ярковского района Тюменской области обратился в суд с иском в защиту интересов Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Ответчик МП «Стройсервис» является коммерческой организацией (п. 3.1. устава) с правом юридического лица, целями создания предприятия является выполнение работ, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (п. 2.1. устава), для осуществления целей предприятие имеет основные виды деятельности: водоснабжение и канализация, удаление и обработка сточных вод, твердых отходов, деятельность в области инженерно-технического планирования, управление проектами строительства (п. 2.2. устава), а государство и его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия равно как и предприятие не отвечает по обязательствам государства и его органов (п. 3.3 устава). Устав в представленной редакции утвержден распоряжением Главы Администрации Ярковского муниципального района № 203 от 20 марта 2017 года.

Распоряжением № 1156 от 17 сентября 2015 года «О закреплении имущества за МП «Стройсервис» на праве хозяйственного ведения» за МП «Стройсервис» закреплены на праве хозяйственного ведения канализационно-очистные сооружения в <...> км трассы Тюмень-Ханты-Мансийск, уч. 2.

Решением Департамента недропользования и экологии Тюменской области о предоставлении водного объекта в пользование от 18 декабря 2018 года № 72-14.01.05.026-Р-РРСВХ-С-2018-02382/00 МП «Стройсервис» предоставлено право пользования водным объектом р. Тобол, которое закрепляет за МП «Стройсервис» водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов) при условии возврата воды в водные объекты (п. 2.2.), недопущение нарушения прав других водопользователей а также причинения вреда окружающей среде является обязательным условием данного решения (п. 2.3.), в том числе содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых водопользователем гидротехнических и иных сооружений связанных с использованием водного объекта (п. 2), своевременном осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте, возникших в связи с использованием водного объекта в соответствии с решением, отказе от проведения работ на водном объекте приводящих к изменению его естественного водного режима, осуществлении сброса сточных вод в р. Тобол, на 203 км устья реки, отведение сточных вод осуществляется на биологически очистные сооружения (проектная производительность 400 м3/сутки), содержании в исправном состоянии эксплуатируемых водопользователем очистных сооружений (п.14), обеспечить соблюдение прав граждан в соответствии со ст.6 Водного кодекса РФ (п. 19), выполнять план мероприятий по охране и рациональному использованию водного объекта – р. Тобол (п. 24), использовать водный объект по целевому назначению не допуская ухудшения качество водного объекта, предоставляемого в пользование а также среды обитания животного и растительного мира (п.25), запрещении сброса в водный объект – р. Тобол сточных вод оказывающих токсичное воздействие (п. 26).

МП «Стройсервис» предоставлено право пользования водным объектом р. Тобол на основании решения от 18.12.2018 года, условием использования водного объекта является содержание в исправном состоянии эксплуатируемых водопользователем очистных сооружений.

Вина МП «Стройсервис» в совершении административного правонарушения является установленной и доказанной постановлением о назначении административного наказания № 85В от 06 августа 2020 года, в соответствии с которым МП «Стройсервис» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 100 000 руб. по факту загрязнения р. Тобол сточными водами, сбрасываемыми без очистки юридическим лицом – МП «Стройсервис».

Прекращая производство по делу, руководствуясь частью 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 27, пунктом 6 части 1, частью 2 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 2 статьи 39, частью 1 статьи 44, частью 6 статьи 56, пунктом 1 части 6 статьи 60, пунктом 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 39, статьями 1, 3, 22, частью 4 статьи 23, частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», суд исходил из того, что действия по факту загрязнения р. Тобол сточными водами, сбрасываемыми без очистки осуществляются юридическим лицом – МП «Стройсервис», обязанность по содержанию в исправном состоянии эксплуатируемых водопользователем очистных сооружений на основании решения от 18 декабря 2018 года возлагается на юридическое лицо, водоснабжение и канализация является одним из основных видов деятельности юридического лица, осуществляемых за плату, с целью получения прибыли. При таких обстоятельствах настоящий спор между сторонами заключается в причинении вреда окружающей среде именно МП «Стройсервис», вытекает из осуществления им предпринимательской деятельности, следовательно данный спор подведомствен арбитражному суду.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, основанными на неверном применении норм процессуального права, считая заслуживающими внимания доводы апелляционного представления прокурора.

Как следует из искового заявления, прокурор Ярковского района Тюменской области обратился в суд с иском в защиту только интересов Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и неопределенного круга лиц к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, МП «Стройсервис» о признании незаконным бездействия администрации и обязании проведения реконструкции канализационно-очистных.

Суды общей юрисдикции в соответствии с чч. 1, 3 ст. 22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.

К предметной компетенции арбитражных судов согласно чч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, критерием отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов наряду с экономическим характером требования является субъектный состав участников спора.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Наличие или отсутствие нарушений интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, иных публично-правовых образований, в защиту которых обращается прокурор в порядке части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относится к предмету доказывания по делу.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения.

Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору (процессуальному истцу).

Как следует из ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Заявленные исковые требования прокурора Ярковского района Тюменской области направленные на соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования при организации в границах Ярковского сельского поселения водоотведения сточных вод в перечень предусмотренный ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не включены, в связи с чем подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции независимо от того, в результате осуществления какого вида деятельности нарушается экологическая безопасность.

Более того, подсудность спора арбитражному суду, согласно процессуальному закону с 1 октября 2019 года является основанием для передачи дела на рассмотрение в арбитражный суд (ч. 2.1 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и не является основанием для прекращения производства по делу.

При указанных обстоятельствах определение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права, а дело - возвращению в суд для рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Ярковского районного суда Тюменской области от 19 января 2021 года отменить, рассмотреть вопрос по существу.

Гражданское дело по иску прокурора Ярковского района Тюменской области в защиту интересов Российской Федерации в лице Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и неопределенного круга лиц к администрации Ярковского муниципального района Тюменской области, МП «Стройсервис» о признании незаконным бездействия администрации и обязании проведения реконструкции канализационно-очистных сооружений возвратить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Председательствующий:

Судьи коллегии: