ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15912/19 от 26.09.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Амиев К.Ю. Дело № 33-15912/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Зоновой А.Е., Кокшарова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Колотовой Р.В. к администрации муниципального образования Алапаевское, муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское» о признании незаконными действий по отказу в выплате компенсации расходов на транспортировку твердого бытового топлива за 2014-2016 годы, признании права на получение указанных мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе истца на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 10.06.2019.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца Колотовой Р.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Колотова Р.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Истец является пенсионером, до выхода на пенсию работала педагогом в сельской местности, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива (дров), оплату транспортных услуг для доставки топлива, в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона № 78-ОЗ от 15.07.2013 «Об образовании в Свердловской области». Ежегодно истец обращалась в МКУ «Расчетный центр муниципального образования Алапаевское» (далее по тексту - Расчетный центр) с заявлениями о назначении указанных мер социальной поддержки и получала соответствующие компенсации. Однако начиная с 2014 г. выплата компенсации на оплату транспортных услуг для доставки топлива истцу не производится. В обоснование отказа в назначении и выплате компенсации ответчики ссылаются на непредставление истцом документов, подтверждающих несение расходов на доставку топлива.

На основании изложенного, истец просила: признать незаконными действия ответчиков, выразившиеся в отказе в выплате ей, как педагогу, осуществлявшему трудовую деятельность в сельской местности, компенсации за транспортировку бытового твердого топлива за 2014-2016 гг.; признать и восстановить ее право на социальную поддержку, взыскав с ответчиков невыплаченную компенсацию в общей сумме 18034,56 руб., компенсацию морального вреда - по 18000 руб. с каждого из ответчиков.

Определением Алапаевского городского суда от 19.12.2018 производство по настоящему делу было прекращено на основании абз. 3 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ по мотиву наличия вступивших в законную силу судебных актов, принятых по тождественным спорам.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 04.04.2019 определение суда от 19.12.2018 отменено в части прекращения производства по гражданскому делу по иску Колотовой Р.В. к администрации муниципального образования Алапаевское (далее по тексту Администрация), Расчетному центру о признании незаконными действий по отказу в выплате педагогу-пенсионеру, работавшему в сельской местности, компенсации на оплату расходов на транспортировку твердого бытового топлива за 2014-2016 гг., признании права на получение указанных мер социальной поддержки, дело в части данных требований направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Представитель Администрации Кондратьева Н.Л., представитель Расчетного центра Кузнецова Ю.В. в письменных отзывах на иск просили в удовлетворении исковых требований Колотовой Р.В. отказать. Указали, что в силу пункта 9 главы 3 «Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа», утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП, и пункта 15 Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области государственной услуги по предоставлению отдельным категориям граждан компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27.06.2012 № 610, обязательным условием для назначения и выплаты компенсации расходов по оплате доставки твердого топлива является предоставление заявителем документов, подтверждающих соответствующие расходы (например, товарно-транспортной накладной, кассовых чеков или квитанций к приходному кассовому ордеру). Между тем, при обращении за предоставлением указанной меры социальной поддержки истец таких документов не представила. Кроме того, просили учесть, что Колотова Р.В. ранее уже обращалась в суд с требованиями о взыскании спорной компенсации за 2014-2016 гг., в удовлетворении которых было отказано, судебные акты вступили в законную силу.

Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 10.06.2019 в удовлетворении иска Колотовой Р.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что суд уклонился от рассмотрения дела по существу, не учел, что суть заявленных требований состояла в порядке расчета и предоставления спорной компенсации. Оспаривает вывод суда о наличии у нее обязанности по предоставлению вместе с заявлением о назначении компенсации документов, подтверждающих расходы на доставку твердого топлива. Просит учесть, что ранее (до 2014 г.) требования о предоставлении подтверждающих расходы документов ответчиками не предъявлялись, однако спорная компенсация ей выплачивалась. Разрешая спор, суд не учел положения постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1558-ПП «Об утверждении норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Свердловской области от 20.11.2009 № 1681-ПП), а также Решений Думы муниципального образования Алапаевское № 179 от 19.12.2011 и № 250 от 23.12.2013.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации Кондратьева Н.Д. просит оставить решение суда без изменения.

Ответчики в заседание судебной коллегии своих представителей не направили, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещались заблаговременно надлежащим образом: путем размещения 16.08.2019 соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 Постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»). Сведениями о причинах неявки представителей ответчиков судебная коллегия не располагает, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, ответчиками не заявлено.

В связи с этим, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, в том числе, имеющих преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела (ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ) решений мирового судьи судебного участка № 5 Алапаевского района от 30.07.2015 и от 02.09.2016, апелляционных определений Алапаевского городского суда от 07.10.2015 и от 13.01.2017, которыми отказано в исках Колотовой Р.В. к тем же ответчикам о взыскании спорной компенсации за 2014-2016 гг., Колотова Р.В. как педагог-пенсионер имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе, расходов на оплату твердого топлива (дров) и доставку такого топлива. В 2014-2016 гг. истец обращалась в уполномоченный орган с заявлениями о назначении указанных мер социальной поддержки, на основании которых ей была назначена и выплачена компенсация расходов на оплату твердого топлива, в назначении компенсации за доставку топлива было отказано со ссылкой на непредоставление документов, подтверждающих несение таких расходов.

Заявляя настоящий иск, Колотова Р.В. указала на отсутствие у нее обязанности по предоставлению подтверждающих документов и как следствие – на незаконность действий ответчиков, отказавших в назначении и выплате компенсации за доставку топлива.

Проанализировав положения Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» и нормативных актов, регламентирующих порядок предоставления спорной меры социальной поддержки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку отсутствие документов, подтверждающих несение расходов на доставку твердого топлива, препятствует назначению и выплате компенсации таких расходов.

Проверив доводы апелляционной жалобы о несогласии с постановленным судом решением, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Правовые гарантии социальной поддержки педагогических работников на территории Свердловской области установлены Законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

В соответствии с ч. 2 ст. 24 указанного Закона для педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в соответствующих образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, установлено право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации 100 процентов расходов на оплату электроснабжения, отопления (теплоснабжения, в том числе поставок твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) и (или) газоснабжения (в части поставок бытового газа для газового отопления в домах, не имеющих центрального отопления).

Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы, в том числе педагогам, вышедшим на пенсию в сельской местности, установлен постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 690-ПП «О Порядке назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа», с изменениями и дополнениями (далее по тексту – Порядок от 26.06.2012 № 690-ПП).

В соответствии с п. 6 гл. 3 Порядка от 26.06.2012 № 690-ПП назначение компенсации указанных расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан, на основании заявления о назначении компенсации расходов по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности.

Как верно указано истцом в апелляционной жалобе, глава 3 Порядка от 26.06.2012 № 690-ПП (в действующей в настоящее время и ранее действующих редакциях) прямо не предусматривает обязанность лица, претендующего на назначение спорной компенсации, обязанности по предоставлению документов, подтверждающих несение расходов на доставку твердого топлива, указано на наличие у заявителя права на предоставление дополнительных документов (п. 9 гл. 3 Порядка).

Между тем необходимость предоставления документов в подтверждение несения заявителем расходов на доставку топлива предусматривается подп. 1 п. 15 Административного регламента по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области государственной услуги по предоставлению отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 27.06.2012 № 610, из которого следует, что в случае обращения за компенсацией расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки заявитель предоставляет документы, подтверждающие соответствующие расходы. Непредоставление документов в полном объеме является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (подп. 1 п. 23 Административного регламента). Таким образом, из системного толкования указанных норм и п.п. 6, 9 гл. 3 Порядка следует, что возмещению подлежат фактически понесенные заявителем расходы на доставку твердого топлива, подтвержденные документально.

Вместе с тем, ранее постановленными судебными актами установлено и истцом, по существу, не оспаривалось, что при обращении за предоставлением спорной меры социальной поддержки истец документов, подтверждающих несение расходов на доставку твердого топлива, не представила.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции также обоснованно учел, что ранее вопрос о соблюдении истцом порядка обращения за получением спорной компенсации являлся предметом рассмотрения судебных инстанций, которыми установлено, что компенсация не могла быть истцу назначена без предоставления последней подтверждающих расходы документов.

То обстоятельство, что до 2014 г. спорная компенсация выплачивалась истцу без предоставления подтверждающих документов, вопреки доводам истца, само по себе о неправомерности действий ответчиков по отказу в предоставлении компенсации не свидетельствует.

Ссылка в жалобе на Решения Думы муниципального образования Алапаевское № 179 от 19.12.2011 и № 250 от 23.12.2013, которыми установлены тарифы на транспортные услуги по доставке топлива на территории муниципального образования Алапаевское, не опровергает правильности выводов суда, поскольку данные нормативные акты не регулируют вопросы назначения спорной компенсации и не содержат положений, освобождающих лиц, претендующих на получение спорной компенсации, от предоставления подтверждающих расходы на доставку твердого топлива документов.

Доводы истца о неучете судом положений постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1558-ПП «Об утверждении норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа» (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Свердловской области от 20.11.2009 № 1681-ПП) не могут служить основанием к отмене решения суда, так как положения постановления от 29.10.2009 № 1558-ПП о порядке расчета спорной компенсации не опровергают вывода суда о несоблюдении истцом порядка обращения за ее получением.

Правильным является и вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска Колотовой Р.В. о признании за ней права на получение спорной компенсации, поскольку такое право у нее имеется в силу закона, ответчиками не оспаривается, отказ в назначении и выплате спорной компенсации связан лишь с нарушением истцом установленного законодательством порядка обращения за ее получением.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не рассмотрел требования истца по существу, не могут повлечь отмены обжалуемого решения, поскольку исходя из предмета и оснований заявленного иска судом постановлено правильное по существу решение, которое по доводам апелляционной жалобы истца отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 10.06.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Зонова А.Е.

Кокшаров Е.В.