Судья - Селихов Г.С. Дело ()
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ямпольской В.Д.
судей Таран А.О., Захаровой Е.Ю.
по докладу судьи Таран А.О.
при ведении протокола помощником судьи Щербиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования город Армавир в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования город Армавир к федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности на собственника объекта недвижимости содержать принадлежащее ему имущество,
по апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Армавирского городского суда г. Краснодара от 18 января 2022 года,
Заслушав доклад судьи Таран А.О. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и дополнении к ней, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
администрация муниципального образования город Армавир в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования г. Армавир обратилась с иском к ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о возложении обязанности по обеспечению формирования земельных участков под многоквартирными домами и содержании принадлежащего имущества в надлежащем состоянии.
В обоснование исковых требований указано, что правообладателем земельных участков, расположенных в районе «Военного городка» в городе Армавире с кадастровыми номерами , площадью 164 000 кв.м и , площадью 1 1 500 кв.м, является ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. На указанных земельных участках, являющихся федеральной собственностью, которые переданы в ведение Министерства обороны РФ, расположены жилые и нежилые помещения, используемые для нужд Министерства обороны Российской Федерации, многоквартирные дома различной этажности, которым присвоены следующие адреса
Тротуары и дороги, расположенные в пределах «Военного городка» г. Армавир, не соответствуют требованиям ГОСТа, имеют неровности и дефекты дорожного покрытия, ямы и выбоины. Вышеуказанные земельные участки не были переданы в муниципальную собственность, в связи с чем администрация муниципального образования г. Армавир не имеет возможности произвести работы по благоустройству данной территории за счет средств местного бюджета, тогда как за ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ закрепляется обязанность по содержанию данной территории.
Ответчик ранее письмом от 23 октября 2014 года сообщал о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером осуществляются кадастровые работы, которые до настоящего времени не завершены. В отношении земельного участка с кадастровым номером решение о включении кадастровых работ в техническое задание к государственному контракту принято не было и письмом от 06 февраля 2015 года ответчик сообщил, что указанный земельный участок используется ОАО «Военторг-Юг», в связи с чем его передача в муниципальную собственность невозможна. Ответчик, как правообладатель земельных участок, должен подготовить проекты планировки территории земельных участков. Министерством обороны РФ отказано в подготовке проекта межевания территории и предложено провести указанные работы за счет средств местного бюджета. В адрес администрации поступают жалобы граждан о ненадлежащем состоянии дорожного покрытия, при этом ответчик не выполняет обязанности по содержанию вышеуказанной территории.
Поскольку Министерство обороны РФ должным образом не обеспечивает содержание территорий «Военного городка» в надлежащем состоянии, администрация муниципального образования г. Армавир в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Армавирского городского суда г. Краснодара от 18 января 2022 года исковые требования администрации муниципального образования г. Армавир удовлетворены.
Суд обязал ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить формирование земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах земельных участков с кадастровыми номерами: ; содержать земельный участок с кадастровым номером , площадью 164 000 кв.м, (категория земельного участка - земли населенных пунктов), расположенный в г. Армавире Краснодарского края в границах улиц Советской ФИО1, ФИО2 и территорией аэродрома, и земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 1 500 кв.м, (категория земельного участка - земли населенных пунктов), расположенный в г. Армавире Краснодарского края в границах улиц Советской Армии, Урицкого, 2-я Урицкого и Майкопская, в надлежащем состоянии, а именно, произвести ремонт тротуаров, восстановить ограждения для безопасного перехода граждан, уложить (отремонтировать) дорожное покрытие для проезда автотранспорта в соответствии с требованиями действующих норм и правил.
Не согласившись с решением суда ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда с апелляционной жалобой и дополнительной апелляционной жалобой, в которых поставлен вопрос об отмене решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска. В качестве оснований для отмены решения указано на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное толкование норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования города Армавир по доверенности ФИО3 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель администрации муниципального образования города Армавир по доверенности ФИО3 полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнительной апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России является правообладателем земельного участка, расположенного в г. Армавире Краснодарского края, в границах кадастрового квартала, с кадастровым номером 164 000 кв.м и земельного участка, расположенного в площадью 11 500 кв.м, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ответчика с сентября 2015 года. Границы вышеуказанных земельных участков до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На указанных земельных участках, являющихся федеральной собственностью и находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ответчика, расположены жилые и нежилые помещения, используемые для нужд Министерства обороны Российской Федерации, и многоквартирные дома различной этажности, которым присвоены следующие адреса:
Тротуары и дороги, расположенные в пределах вышеуказанных земельных участков на территории «Военного городка» города Армавира, не соответствуют требованиям ГОСТа, имеются неровности и дефекты дорожного покрытия, ямы и выбоины.
На администрацию муниципального образования город Армавир возложена обязанность обеспечивать решение вопросов местного значения, но поскольку земельные участки с кадастровыми номерами , не были переданы в муниципальную собственность, в силу того что правообладателем является ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, администрация муниципального образования города Армавир не имеет возможности произвести работы по благоустройству данной территории и решению вопросов местного значения за счет средств местного бюджета.
Для решения вопроса передачи из государственной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность вышеуказанных земельных участков, в пределах которых расположены многоквартирные жилые дома микрорайона, администрацией муниципального образования город Армавир с 2014 года направлялись обращения на имя Министра обороны РФ, в администрацию Краснодарского края, в Государственную Думу РФ о необходимости принятия мер и оказания содействия в определении границ земельных участков и дальнейшего их раздела с последующей передачей в муниципальную собственность.
Согласно письму от 23 октября 2014 года ФГКУ «Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в соответствии с техническим заданием Министерства обороны РФ от 5 декабря 2013 года № 203, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю в отношении земельного участка с кадастровым номером осуществляются кадастровые работы. При этом, кадастровые работы до настоящего времени так и не были завершены.
В отношении земельного участка с кадастровым номером решение о включении кадастровых работ в техническое задание к государственному контракту, заключенному между Министерством обороны РФ и ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТП» принято не было.
Согласно сведениям ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ земельный участок с кадастровым номером используется ОАО «Военторг-Юг», в связи с чем, его передача в муниципальную собственность невозможна.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки с кадастровыми номерами находятся в постоянном (бессрочном) пользовании) ответчика, в связи с чем, пришел к выводу, что подготовка проекта планировки территории должна осуществляться именно правообладателем земельных участков.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом соглашается.
Пунктом 2 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что право на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При этом, пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В силу статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 ЗК РФ (выполняют все требования, предусмотренные ЗК ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений закона, судом первой инстанции обосновано сделан вывод о том, что обеспечение формирования земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах вышеуказанных земельных участков, является обязанностью правообладателя.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
У собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения относится дорожная деятельность, организация тротуаров, содержание пешеходных дорожек и переходов, ремонта дорог и выполнения дорожной разметки, содержание парков и скверов, детских и спортивных площадок. Данные полномочия регулируются Правилами землепользования и застройки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлен факт наличия дефектов дорожного покрытия, расположенного в пределах вышеуказанных земельных участков на территории «Военного городка» города Армавира. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии со ст. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Согласно ст. 5.1.11 Свода правил 59.13300.2016 покрытие пешеходных дорожек, тротуаров, и съездов должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему.
Таким образом, принимая во внимание, что земельные участки с кадастровыми номерами не были переданы в муниципальную собственность, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении на ответчика (правообладателя земельных участков) обязанности по обеспечению формирования земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в границах этих участков, и содержанию их в надлежащем состоянии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации является надлежащим ответчиком по делу, не принимается судебной коллегией, поскольку согласно сведений ЕГРН правообладателем спорных земельных участков является именно ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, безусловно влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Армавирского городского суда г. Краснодара от 18 января 2022 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнительную апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: В.Д. Ямпольская
Судьи: А.О. Таран
Е.Ю. Захарова