ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15926 от 12.12.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-15926

Судья Пьянков Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 12 декабря 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

судей Овчинниковой Н.А., Никитиной Т.А.

при секретаре Рассудихине Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Вильгортского сельского поселения Чердынского муниципального района на решение Чердынского районного суда Пермского края от 28 сентября 2016 года, которым постановлено:

Требования прокурора Чердынского района в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования « Вильгортское сельское поселение» к Совету депутатов Вильгортского сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Вильгортского сельского поселения, Чердынского района Пермского края по проверке фактов непредоставления депутатами Совета депутатов Вильгортского сельского поселения Демидовым В.В. и Циковкиным В.Н. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг и несовершеннолетних детей и применению к ним надлежащих мер ответственности.

Обязать Совет Депутатов Вильгортского сельского поселения Чердынского района Пермского края устранить допущенные нарушения в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения председателя Совета депутатов Вильгортского сельского поселения- Ничковой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Зелениной М.В., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Чердынского района в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования « Вильгортское сельское поселение» обратился с административным иском к Совету депутатов Вильгортского сельского поселения о признании незаконным бездействия Совета депутатов Вильгортского сельского поселения, принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутатов Демидова В.В. и Циковкина В.Н. на ближайшем заседании представительного органа.

В обоснование требований указывает, что в мае 2016 года прокуратурой Чердынского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов Вильгортского сельского поселения, в ходе которой выявлено отсутствие справок о доходах депутатов Совета депутатов муниципального образования « Вильгортское сельское поселение» Циковкина В.Н. и Демидова В.В. 31.05.2016 года в адрес заместителя председателя Совета депутатов Вильгортского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений закона, выявленных в ходе прокурорской проверки. До настоящего времени представление не рассмотрено, меры к устранению нарушений не приняты. Факт непредоставления сведений о доходах депутатами представительных органов местного самоуправления влечет в соответствии с федеральным законодательством досрочное прекращение их полномочий, однако представительным органом местного самоуправления полномочия депутатов прекращены не были. Вышеназванные нарушения противоречат закону и непосредственно затрагивают интересы Российской Федерации.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Совет депутатов Вильгортского сельского поселения Чердынского муниципального района, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств. Не принято во внимание, что депутатом Циковкиным В.Н. справка о доходах в установленный законом срок была предоставлена, о чем свидетельствует запись в журнале регистрации. Специалистом, на которого возложена обязанность принимать вышеуказанные документы, справка была возвращена для уточнения и устранения недостатков, что закону не противоречит. После устранения недостатков справка была возвращена 16 мая 2016 года. Депутат Демидов В.В. справку о доходах сдал с нарушением срока -16 мая 2016 года, но вместе с тем комиссией по соблюдению требований к служебному поведению причины непредоставления справки в установленный законом срок были признаны уважительными, что также не противоречит закону.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что Циковкин В.Н., Демидов В.В. являются депутатами Совета депутатов Вильгортского сельского поселения Чердынского района Пермского края.

Прокуратурой Чердынского района Пермского края проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части предоставления справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Совета депутатов Вильгортского сельского поселения. На момент проведения проверки отсутствовали справки о доходах депутатов Циковкина В.Н. и Демидова В.В. По сведениям, имеющимся в деле, проверка проводилась 13 мая 2016г.

31.05.2016 года в адрес заместителя председателя Совета депутатов Вильгортского сельского поселения прокурором Чердынского района Пермского края направлено представление о его безотлагательном рассмотрении, принятию мер к устранению указанных в представлении нарушений и решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов Циковкина В.Н. и Демидова В.В.( л.д.5)

29.06.2016 года Советом депутатов Вильгортского сельского поселения Чердынского муниципального района Пермского края вынесено решение о не удовлетворении требований прокуратуры Чердынского района о досрочном прекращении полномочий депутатов Вильгортского сельского поселения В.В.Демидовым и В.Н.Циковкиным. ( л.д.26)

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение требований части 7.1, 10.1 ст. 40 ФЗ Российской Федерации « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12.1, 13.1 Федерального закона РФ № 273-ФЗ « О противодействии коррупции », п.п. 3,5 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 558 « О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» депутаты Циковкин В.Н. и Демидов В.В. предоставили справки о доходах за пределами срока их предоставления, установленного законом, что по существу следует расценить как неисполнение обязанности по их предоставлению. Удовлетворяя требования, районный суд исходил также из недоказанности предоставления сведений о доходах депутатом Циковкиным 30.04.2016 года, и неправильного определения Комиссией причин пропуска срока сдачи справки о доходах депутатом Демидовым В.В.

С указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия согласиться не может.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам, замещающим муниципальную должность, отнесен и депутат представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.4 ст. 12. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558.

Согласно части 7.1 ст. 40 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае не соблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции».

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом ( часть 10.1 ст.40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В силу ч.11 ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, -не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, анализ приведенных правовых положений позволяет судебной коллегии согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что депутаты Совета депутатов сельского поселения, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные функции, обязаны на основании вышеприведенных правовых положений в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей. По смыслу положений ч.7.1 ст. 40 ФЗ РФ № 131-ФЗ неисполнение данной обязанности влечет досрочное прекращение полномочий депутата. Решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции соответствующего представительного органа муниципальной власти.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что депутат Циковкин В.Н. в установленный законом срок, а именно: 30 апреля 2016 года подал сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что подтверждается записью в журнале регистрации сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Как следует из сведений, имеющихся в журнале регистрации, 06.05.2016 года специалистом, ответственным за принятие данных справок, она была возвращена Циковкину В.Н. на доработку и 16.05.2016 года вновь сдана.( л.д. 22)

Отсутствие на момент проведения прокурорской проверки -13 мая 2016 года указанной справки, не является бесспорным доказательством неисполнения депутатом Циковкиным В.Н. законной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по причине того, что данная справка ему была возвращена на доработку ( уточнения сведений), что закону не противоречит.

Пунктом 8 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года предусматривается, что в случае если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражен или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.

Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения.

Аналогичные положения закреплены в п.5 Положения о предоставлении депутатами Вильгортского сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного решением Совета депутатов Вильгортского поселения № 108 от 25.03.2016 года, которыми предусматривается, что в случае если депутат Вильгортского сельского поселения обнаружил, что в представленных им в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения, либо имеются ошибки, он может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 2 настоящего Положения.

Вопреки позиции суда первой инстанции оснований не доверять сведениям из журнала регистрации справок, у судебной коллегии не имеется. Данных позволяющих убедиться в искажении информации о сроке сдачи справки о доходах депутатом Циковкиным В.Н. в материалах административного дела не имеется. Следует признать несостоятельными выводы суда относительно неисполнения обязанности проверяемого органа по представлению прокурору сведений об обстоятельствах предоставления депутатом Циковкиным В.Н. справки ввиду отсутствия в деле требований прокурора по их представлению.

Таким образом, с учетом того, что в установленный законом срок обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Циковкиным В.Н., предусмотренная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» исполнена, законом возможность уточнения сведений в справке о доходах не исключается, представительным органом представление прокурора рассмотрено, оснований для вывода о бездействии представительного органа по проверке фактов непредоставления сведений депутатами и непринятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата у суда не имелось.

Оценивая законность решения суда в приведенной части следует также отметить, что конкретный способ уточнения сведений в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, законом не установлен, в связи с чем возврат Циковкину В.Н. 6.05.2016 года справки специалистом Кушниной Т.М. для устранения обнаруженных недостатков не может повлечь наступления правовых последствий, заявленных прокурором.

Кроме того, возлагая на Совет депутатов Вильгортского сельского поселения обязанность по устранению нарушений допущенных в связи с незаконным бездействием по проверке фактов непредоставления депутатом Демидовым В.В. справки о доходах, суд первой инстанции не учел, что согласно п.9 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года в случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ( супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Пунктом 8 Положения о предоставлении депутатами Вильгортского сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного решением Совета депутатов Вильгортского сельского поселения № 108 от 25.03.2016г. предусматривается, что в случае непредставления по объективным причинам депутатом совета депутатов Вильгортского сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги( супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению.

Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Вильгортского сельского поселения от 6.05.2016 года № 1 причины непредоставления справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу Демидовым В.В. признаны уважительными. При этом, как следует из протокола заседания комиссии от 6.05.2016 года, в основу своих выводов Комиссия положила обстоятельства, связанные с необходимостью ухода Демидовым В.В. за больной матерью Д. Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции пояснила, что 6.05.2016г. Д. умерла.

Как следует из содержания журнала регистрации справок о доходах, Демидов В.В. сдал две справки о доходах ( включая на члена семьи) - 16.05.2016 года.

Принимая во внимание, что решением уполномоченного органа - Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта, причины непредоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера признаны уважительными, сам факт предоставления декларации с нарушением срока не свидетельствует о незаконном бездействии представительного органа по не решению вопроса о применении к данному депутату мер ответственности, предусмотренных законом.

Не соглашаясь с уважительностью причин пропуска срока представления сведений о доходах, суд первой инстанции не принял во внимание, что решение данного вопроса в его компетенцию не входит, является прерогативой Комиссии, решение которой предметом оспаривания не являлось.

Судебная коллегия считает, что по смыслу положений ч.7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представление декларации с нарушением срока, установленного закона, в условиях когда причины нарушения срока признаны уважительными, не может расцениваться как основание для принятия представительным органом мер к досрочному прекращению полномочий депутата. Иное толкование закона не может не привести к нарушению прав Демидова В.В. и будет ставить его в неравное положение с другими депутатами, не исполнившими обязанности по предоставлению сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

При таких обстоятельствах решение суда не может быть признанно законным, обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Чердынского районного суда Пермского края от 28 сентября 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурору Чердынского района Пермского края к Совету депутатов Вильгортского сельского поселения о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Демидова В.В. и Циковкина В.Н. на заседании представительного органа – отказать.

Председательствующий

Судьи