ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15941 от 19.12.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-15941

Судья Туношенская И.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2016 года город Пермь

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Варовой Л.Н., судей Кириенко Е.В. и Панковой Т.В., при секретаре Селезневой Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «КОМСТРОЙСЕРВИС» на решение Чусовского городского суда Пермского края от 22 августа 2016 года, которым постановлено:

«Расторгнуть концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, сбора и вывозы твердых бытовых отходов от 28.11.2014 года, заключенное между муниципальным образованием «Верхнечусовское Городковское сельское поселение» и обществом с ограниченной ответственностью «КомСтройСервис».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «КосТройСервис» передать администрации Верхнечусовского Городковского сельского поселения по акту приема-передачи имущество, являющееся объектом концессионного соглашения от 28.11.2014 года, указанное в приложении № 6 к концессионному соглашению, в течение 7 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КомСтройСервис» госпошлину в размере ** рублей в доход местного бюджета».

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения прокурора Зелениной М.В., представителя ответчика ООО «КамСтройСервис» ФИО1, судебная коллегия

Установила:

Чусовской городской прокурор обратился в суд с иском о расторжении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов от 28.11.2014 года, заключенного между муниципальным образованием «Верхнечусовское Городковское сельское поселение» и обществом с ограниченной ответственностью «КомСтройСервис», возложении обязанности на ООО «КомСтройСервис» по акту приема-передачи передать администрации Верхнечусовского Городковского сельского поселения имущество, являющееся объектом концессионного соглашения от 28.11.2014г., указанное в приложении №6 к концессионному соглашению, в течение 7 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу. Требования мотивированы тем, что 28.11.2014г. между МО «Верхнечусовское Городковское сельское поселение» от имени которого выступает Администрация Верхнечусовского Городковского сельского поселения (Концедент) и Обществом с ограниченной ответственностью «КомСтройСервис» (Концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «КомСтройСервис» неоднократно привлекалось контролирующими органами к административной ответственности за ненадлежащее оказание услуг по водоснабжению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

По результатам проведенной 11.04.2016г. прокуратурой проверки по коллективному обращению жителей п. Верхнечусовские Городки Чусовского района, с привлечением специалиста Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края установлено, что на момент проверки водоразборные колонки, расположенные по ул. Жданова - ул. Калинина (возле дома №3Б по ул.Калинина), ул.Мира – ул.Советская (возле детского сада, расположенного по ул.Советская – ул.К.Маркса п. Верхнечусовские Городки Чусовского района не функционируют. По указанным нарушениям прокуратурой 26.04.2016г. в отношении ООО «КомСтройСервис» и его генерального директора возбуждено дело об административном правонарушении по ст.7.23 КоАП РФ. Постановлением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского каря от 18.05.2016г. и 25.05.2016г. виновные лица привлечены к административной ответственности. Согласно информации администрации Верхнечусовского Городковского сельского поселения от 13.01.2016 г. ООО «КомСтройСервис» в одностороннем порядке отказалось от исполнения обязательств по концессионному соглашению в части сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Непринятие мер по вывозу данных отходов привело к образованию на площадке временного накопления отходов несанкционированной свалки и загрязнению окружающей среды, что подтверждается актом осмотра от 31.05.2016г. ООО «КомСтройСервис» ненадлежащим образом оказывает населению Верхнечусовского Городковского сельского поселения услуги по водоснабжению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов, что свидетельствует о существенном нарушении Концессионером условий концессионного соглашения. Данные нарушения условий концессионного соглашения влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц-жителей Верхнечусовского Городковского сельского поселения, выразившихся в ненадлежащем оказании услуг по водоснабжению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «КомСтройСервис» в лице представителя, указывая на его незаконность и необоснованность. Доводы жалобы сводятся к тому, что принятые судом во внимания постановления контролирующих органов о привлечении к административной ответственности не могут свидетельствовать о существенных нарушениях условий концессионного соглашения, влекущих расторжение соглашения на основании решения суда. Судом не учтено наличие вины и в действиях Концедента условий соглашения, а также действия потребителей услуг, отказывающихся оплачивать услуги по вывозу мусора. Судом нарушены положения ст. 15.1 Федерального закона «О концессионных соглашениях», положения ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, имеющимся в деле.

Прокурор, участвующий в деле, в письменных возражениях указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 на доводах, изложенных в апелляционной жалобе настаивала.

Прокурор Зеленина М.В., поддержав письменные возражения прокурора, участвующего в деле, указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений ( в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 28.11.2014г. между муниципальным образованием «Верхнечусовское Городковское сельское поселение», от имени которого выступает Администрация Верхнечусовского Городковского сельского поселения и Обществом с ограниченной ответственностью «КомСтройСервис» заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, сбора и вывоза твердых бытовых отходов (л.д.9-24).

Согласно п.1 Соглашения Концессионер обязуется за свой счет реконструировать и модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения, право собственности принадлежит Концеденту, и оказывать услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов у физических лиц, проживающих на территории муниципального образования и юридических лиц, расположенных на территории муниципального образования, с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствие с п.2 Соглашения объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а также объекты, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п.1 настоящего Соглашения подлежащие реконструкции.

Передача Концедентом Концессионеру объекта Соглашения осуществлена по акту приема-передачи, подписанному сторонами (приложение №6 л.д.31-33).

Пунктом 42 Соглашения предусмотрено, что Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует с 01.12.2014г.(пункт 70 Соглашения). Срок реконструкции объекта Соглашения устанавливается до 30 ноября 2034г. (пункт 71).

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, оценил в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам, предусмотренным статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правоотношения между сторонами по настоящему делу, учитывая цели и характер заключенного между ними соглашения подлежат регулированию как общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, так и специальными положениями Федерального закона N 115-ФЗ от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях" (далее - ФЗ "О концессионных соглашениях").

Целями ФЗ "О концессионных соглашениях" является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 3 ФЗ "О концессионных соглашениях", в редакции действовавшей на дату заключения спорного договора, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Статья 5 указанного Закона содержит определения сторон концессионного соглашения, концедента и концессионера.

Так, концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Концессионером является индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.

Согласно статье 4 ФЗ "О концессионных соглашениях" объектом концессионного соглашения может быть также недвижимое имущество, входящее в состав системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.

Положения статьи 15 ФЗ "О концессионных соглашениях" устанавливают основания досрочного расторжения концессионного соглашения судом, а также определяет мероприятия, которые стороны концессионного соглашения обязаны выполнить до обращения в суд с требованием о расторжении концессионного соглашения.

В соответствии со статьей 15 ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:

1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения;

2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

3) неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента;

5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

Статья 15 названного Закона устанавливает перечень оснований расторжения концессионного соглашения судом, аналогичный основаниям, предусмотренным общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Между тем, статья 15 ФЗ "О концессионных соглашениях" по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации ограничивает и конкретизирует перечень нарушений концессионером условий концессионного соглашения, которые являются существенными для сторон концессионного соглашения.

Судом первой инстанции также установлено и следует из материалов дела, что Чусовской городской прокуратурой проведена проверка, в результате которой было установлено ненадлежащее оказание ООО «КомСтройСервис» услуг по водоснабжению, сбору и вывозу твердых бытовых отходов в п.Верхнечусовские Городки, за что ООО «КомСтройСервис» неоднократно привлекалось к административной ответственности, а именно постановлением Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.04.2015г. генеральный директор ООО «КомСтройСервис» Л. привлечена к административной ответственности по ст.6.5 КоАп РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде; постановлением Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 17.06.2015г. ООО «КомСтройСервис» привлечено к административной ответственности по ст.7.23 КоАп РФ; постановлением Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22.09.2015г. «КомСтройСервис» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ за нарушение прав потребителей, выразившихся в отсутствии в платежных документах по внесению платы за воду необходимой и достоверной информации; постановлением Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22.09.2015г. ООО «КомСтройСервис» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению и временному хранению отходов производства и потребления; постановлением Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского каря от 17.11.2015г. ООО «КомСтройСервис»» за нарушение законодательства об отходах производства и потребления привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАп РФ. Также Инспекцией 17.11.2015г. выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 15.06.2016г. Предписание не исполнено; за нарушение графика вывоза твердых бытовых отходов ООО «КомСтройСервис» на основании постановления Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 02.02.2016г. привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ (л.д.56-83).

Кроме того, на основании обращения жителей п.Верхнечусовские Городки Чусовского района Чусовской городской прокуратурой 11.04.2016г.(л.д.97-99, 105) проведена проверка, в результате которой установлено, что водоразборные колонки, расположенные по ул.Жданова – ул.Калинина (дом 3Б по ул.Калинина), ул.Мира – ул.Советская (возле детского сада, расположенного по ул. Советская, 58), ул.Советская – ул.К.Маркса, п.Верхнечусовские Городки Чусовского района не функционируют. Данное обстоятельство подтверждается постановлениями по делу об административном правонарушении от 18.05.2016г. и от 25.05.2016г. в отношении ООО «КомСтройСервис» и генерального директора Л. л.д.85-88).

Согласно информации администрации Верхнечусовского Городковского сельского поселения от 13.01.2016г. ООО «КомСтройСервис» в одностороннем порядке отказалось от исполнения обязательств по концессионному соглашению в части сбора и вывоза твердых бытовых отходов (л.д.91-92)

Факт не осуществления обязанности по вывозу мусора подтверждается актом осмотра земельного участка от 31.05.2016г., из которого следует, что на момент осмотра площадки временного накопления отходов расположенной по адресу: Чусовской район, на расстоянии 0,5 км на северо-запад от границ н.п. Верхнечусовские Городки, площадка переполнена, при этом отходы размещены на почве рядом с площадкой. (л.д.89), подтверждается также фототаблицей (л.д.90).

Исследовав и проанализировав в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчиком ООО «КамСтройСервис» в период действия концессионного соглашения, допущены существенные нарушения условий соглашения, которые являются основанием для расторжения данного соглашения. Выводы суда являются мотивированными, основанными на представленных доказательствах. Стороной ответчика доводы истца и выводы суда первой инстанции не опровергнуты. Так в материалы дела представлены результаты проведенных проверок, в ходе которых были установлены многочисленные нарушения ответчиком предусмотренных соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителей услуг. Вышеизложенные факты подтверждают многократное совершение ответчиком административных правонарушений.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о том, что допущенные ответчиком нарушения являются существенными и могут служить основанием для расторжения договора. Как следует из статьи 15 ФЗ "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение может быть расторгнуто только в судебном порядке.

Согласно ст. 14 ФЗ "О концессионных соглашениях" последствиями прекращения концессионного соглашения является возврат концессионером концеденту объекта концессионного соглашения.

Поскольку правовых оснований для владения ответчиком имуществом, переданным по соглашению от 28.11.2014 года у ООО «КамСтройСервис» не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований истца в части возложения обязанности на ответчика вернуть спорное имущество администрации Верхнечусовскому Городковскому сельскому поселению.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, сводятся к оспариванию вины в нарушении условий соглашения, к оценке существенности выявленных нарушений, что не может быть принято во внимание. Данные доводы были исследованы судом первой инстанции при разрешении настоящего спора, им дана должная правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.

Судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, которые бы свидетельствовали о незаконности постановленного решения, а потому оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чусовского городского суда Пермского края от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «КамСтройСервис» - без удовлетворения.


Председательствующий:

Судьи: