ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15942/17 от 06.12.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Иванова Т.В. Дело № 33-15942/2017

А-200г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2017 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего – Тихоновой Ю.Б.

судей – Петрушиной Л.М., Охременко О.В.

при секретаре – Чикун О.С.

с участием прокурора – Гайдук О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Ю.Б.,

гражданское дело по иску прокурора г. Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Кайерканскому территориальному управлению администрации г. Норильска о возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя Кайерканского территориального управления администрации г. Норильска – ФИО1

на решение Норильского городского суда в районе Кайеркан Красноярского края от 11 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора г. Норильска удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Кайерканское территориальное управление администрации г. Норильска» разработать и утвердить программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Норильска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Кайерканскому территориальному управлению администрации г. Норильска о возложении обязанности разработать и утвердить программу в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что обязанность по утверждению и реализации программы возложена на ответчика ч.1 ст. 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в силу п.9 ч.2 которого организациями с участием государства или муниципального образования признаются, в том числе, муниципальные учреждения, каковым в соответствии с Положением о Кайерканском территориальном управлении администрации г. Норильска является ответчик. В ходе проведенной 02.12.2016 года прокуратурой г. Норильска проверки исполнения законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности установлено, что МУ «Кайерканское территориальное управление администрации города Норильска» программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности не разработана и не утверждена. Целью программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности является достижение показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности, обозначенных Государственной программой Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и воды с целью снижения себестоимости услуг, предоставляемых потребителям, обеспечение системности и комплексности при проведении мероприятий по энергосбережению. Таким образом, неисполнение требований Закона об энергосбережении по утверждению и реализации программы нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Кайерканского территориального управления администрации г. Норильска – ФИО1 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая, что ответчик является структурным подразделением администрации г. Норильска, осуществляющим полномочия администрации г. Норильска в области оперативного решения вопросов местного значения на территории администрации района Кайеркан г. Норильска. При этом финансирование ответчика осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования г. Норильск. Постановлением администрации г. Норильска от 07 декабря 2015 года № 600 утверждена муниципальная программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», участником которой является ответчик. В соответствии с Программой в бюджете предусматривались средства для ее реализации.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела, не предоставивших в суд доказательств уважительности своей неявки.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Гайдук О.В., судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.

В силу ч.1 ст. 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий; иные положения согласно требованиям частей 2 - 4 настоящей статьи.

Пунктом 9 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что к организациям с участием государства или муниципального образования отнесены юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, 02 декабря 2016 года при проведении прокуратурой г. Норильска проверки исполнения требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности установлено, что Муниципальным учреждением «Кайерканское территориальное управление администрации г. Норильска» не разработана и не утверждена программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в связи с чем прокуратурой г. Норильска в отношении ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона об энергосбережении.

Согласно письменному ответу начальника Кайерканского территориального управления от 09 января 2017 года № 021-7, ответчиком не разработана и не утверждена программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности, поскольку действующим законодательством на Управление не возлагается обязанность по разработке и утверждению программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Программа должна быть разработана организациями с участием муниципального образования, к которым ответчик не относится.

Из Положения о Кайерканском территориальном управлении администрации г. Норильска, утвержденного Решением Городского Совета депутатов от 20 мая 2014 года № 17/4-372 следует, что Кайерканское территориальное управление является структурным подразделением (территориальным органом) администрации г. Норильска, осуществляющим полномочия администрации г. Норильска в области оперативного решения вопросов местного значения на территории административного района Кайеркан г. Норильска (п. 1.1).

Управление наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.2).

Полное официальное наименование Управления: Муниципальное учреждение «Кайерканское территориальное управление администрации г. Норильска» (п. 1.4).

В соответствии с п.п. 1.10, 1.11 Положения Управление имеет самостоятельный баланс, смету, в оперативном управлении обособленное имущество, лицевые счета в Финансовом управлении администрации г. Норильска. Имущество, необходимое Управлению для осуществления деятельности, закрепляется за ним на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью.

Согласно п. 1.12 Положения организационно-правовая форма Кайерканского территориального управления - муниципальное учреждение.

Согласно ч.1,2 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

В силу ч.1,2 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, верно установив фактические обстоятельства и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции, установив неисполнение ответчиком требований части 1 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что влечет нарушение интересов Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на Муниципальное учреждение «Кайерканское территориальное управление администрации г. Норильска» обязанности разработать и утвердить программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия с данными выводами суда согласна, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Согласно ст. 42 Устава муниципального образования г. Норильск и Решению Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 24 мая 2016 года № 31/4-680 «Об утверждении структуры администрации г. Норильска», Кайерканское территориальное управление является структурным подразделением администрации г. Норильска.

Вместе с тем, из анализа Устава муниципального образования г. Норильск, Положения о Кайерканском территориальном управлении администрации г. Норильска и приведенных выше положений действующего законодательства следует, что Кайерканское территориальное управление администрации г. Норильска по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческой функции органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, несмотря на отнесение Кайерканского территориального управления администрации г. Норильска к органам местного самоуправления, на него в полной мере распространяются требования ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, обязывающие утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства или муниципального образования, к которым п. 9 ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ прямо относит муниципальные учреждения.

Доводы апелляционной жалобы об утверждении муниципальной программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности», не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о нарушениях норм материального права.

Постановлением администрации г. Норильска от 07 декабря 2015 года № 600 утверждена муниципальная программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» на 2016-2018 годы, участником которой является Кайерканское территориальное управление.

Согласно п.п. 4.1.4 и 4.1.5 Приложения № 2 Программы, в 2016 году Кайерканскому территориальному управлению выделены денежные средства в сумме 28 700 рублей для замены неэффективного осветительного оборудования внутреннего/наружного освещения на современное светодиодное и 650 000 рублей для установки теплообменника.

Между тем, указанные обстоятельства не освобождают ответчика от возложенной на него Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности по утверждению и реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативным и правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральным и законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций; стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов и пр.

Из содержания приведенных норм следует, что муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна включать в себя мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности экономики муниципальных образований в целом.

Несмотря на то, что в силу п. 6 ст. 14 Федерального закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности,?подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и энергетической эффективности, должен включать в себя, в том числе и мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций, статья 25 Федерального закона № 261-ФЗ обязывает муниципальные учреждения утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках деятельности отдельного учреждения, направленные на снижение объема потребленных им энергетических ресурсов.

При этом включение Кайерканского территориального управления администрации г. Норильска в муниципальную программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности» на 2016-2018 годы, в виде выделения денежных средств на обеспечение отдельных мероприятий, направленных на энергосбережение, не отвечает требованиям ст. 25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ и не освобождает Муниципальное учреждение «Кайерканское территориальное управление» от обязанности по утверждению и реализации своей программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которая должна соответствовать требованиям ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 261-ФЗ и Приказа Министерства энергетики РФ от 30 июня 2014 года № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации».

Неисполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по разработке программы нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, в связи с чем признаются несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены вынесенного судом решения.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Норильского городского суда в районе Кайеркан Красноярского края от 11 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кайерканского территориального управления администрации г. Норильска – ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий: Тихонова Ю.Б.

Судьи: Петрушина Л.М.

Охременко О.В.