ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15952/19 от 20.09.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Тихонова О.А. Дело № 33-15952/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 20 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Осиповича О.В. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Маминой Н.Э. (заместитель начальника Управления) на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.04.2019.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Плесовских И.Н. (доверенность № 5372 от 24.07.2019 сроком до 31.12.2019), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца, возражавшего против удовлетворения жалобы и просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Осипович О.В. обратился в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту Управление, ответчик) об оспаривании законности отказа во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований указал, что 12.12.2018 обратился в Управление с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с наличием трудового стажа более 30 лет и награждением его юбилейной медалью «70 лет Вооруженных сил СССР». В удовлетворении заявления ответчиком отказано решением от 19.12.2018 со ссылкой на то, что в соответствии с п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (далее по тексту Положение № 458-УГ), юбилейные и памятные знаки, значки и медали не подлежат учету при присвоении звания «Ветеран труда». Считая решение ответчика незаконным, истец просил обязать Управление включить его в списки лиц, претендующих на присвоение указанного звания.

Ответчик против удовлетворения иска возражал, настаивая на правомерности принятого Управлением решения об отказе во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.04.2019 иск Осиповича О.В. удовлетворен: на Управление возложена обязанность по включению Осиповича О.В. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

С таким решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе заместитель начальника Управления Мамина Н.Э., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что суд при разрешении спора необоснованно не применил редакцию п. 6 Положения № 458-УГ на дату обращения истца с заявлением о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 24.10.2018 № 540-УГ), согласно которой государственные награды СССР или Российской Федерации, учрежденные в связи с юбилейными и памятными датами (к которым относится имеющаяся у истца награда), при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются.

Заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Осипович О.В. 12.12.2018 обратился в Управление с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с наличием трудового стажа более 30 лет и награждением его 23.02.1988 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.01.1988 от имени Президиума Верховного Совета СССР юбилейной медалью «70 лет Вооруженных сил СССР» (копия удостоверения к медали - л.д. 14, 15).

Решением Управления от 19.12.2018 № 222/12/2018-ВТ (о чем истец уведомлен письмом от 19.12.2018 № 9085) в удовлетворении заявления Осиповича О.В. отказано по мотиву того, что награждение юбилейной медалью «70 лет Вооруженных сил СССР» не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку в силу п. 6 Положения № 458-УГ (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 24.10.2018 № 540-УГ) государственные награды СССР или Российской Федерации, учрежденные в связи с юбилейными и памятными датами, не подлежат учету при присвоении звания «Ветеран труда» (л.д. 4, 5).

При разрешении настоящего спора суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нормами Положения № 458-УГ, пришел к выводу об обоснованности заявленного Осиповичем О.В. иска, поскольку последний имеет необходимый трудовой стаж и награжден государственной наградой СССР.

Судебная коллегия находит такой вывод суда правильным.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений – дату обращения истца с заявлением в Управление) (далее Закон № 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения гражданам звания «Ветеран труда» регламентированы Положением № 458-УГ, подпункт 1 части 1 пункта 1 которого содержит положения, аналогичные положениям, закрепленным в пункте 1 Закона № 5-ФЗ.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что право на присвоение звания «Ветеран труда» принадлежит лицам, которые награждены, в частности, медалями СССР.

Согласно ст. 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-X «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР» (в ред. от 22.08.1988), ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР.

В соответствии со ст.ст. 5, 26 и 28 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-X «Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР», для каждой медали СССР утверждается положение, а их вручение производится от имени и по поручению Президиума Верховного Совета СССР, военнослужащим, как правило, военным командованием в воинских частях.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.01.1988 № 8400-XI в ознаменование 70-летия Вооруженных Сил СССР учреждена юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР», утверждено Положение о ней и внесены изменения в ст. 17 Общего положения, утвержденного от 03.07.1979 № 360-X, согласно которым юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» включена в перечень медалей СССР.

Согласно ст. 2 Положения о юбилейной медали «70 лет Вооруженных Сил СССР», утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.01.1988, вручение этой медали производится от имени Президиума Верховного Совета СССР командирами воинских частей.

Таким образом, юбилейная медаль «70 лет Вооруженных Сил СССР» является государственной наградой СССР, медалью СССР (такое толкование норм права дано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 № 211-КГ13-20).

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» установлено, что юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 4 этого же Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец был награжден юбилейной медалью «70 лет Вооруженных Сил СССР» в 1988 г., на момент награждения медаль являлась государственной наградой СССР, она подлежит учету при присвоении звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах, награждение истца государственной наградой СССР (медалью СССР), учитывая наличие у истца трудового (страхового) стажа, необходимого для назначения пенсии, что ответчиком не оспорено и подтверждается трудовой книжкой истца (л.д. 10-13), свидетельствует о наличии предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ и подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения № 458-УГ оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда», а потому оспариваемый истцом отказ Управления во включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», правомерно признан судом незаконным.

Доводы представителя ответчика в заседании судебной коллегии о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в Положение № 458-УГ Указом Губернатора Свердловской области от 24.10.2018 № 540-УГ, государственные награды СССР или Российской Федерации, учрежденные в связи с юбилейными и памятными датами, не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда», судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Основного Закона Российской Федерации).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, установлены Законом № 5-ФЗ, в статье 10 которого содержится положение аналогичное приведенной выше норме.

В соответствии с положениями ст. 7 Закона № 5-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ, действующей с 1 июля 2016 года, ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями СССР, и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2 п. 2).

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 Закона № 5-ФЗ).

Законом Свердловской области от 25.11.2004 № 190-ОЗ «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются нормативным правовым актом Свердловской области, издаваемым губернатором Свердловской области (статья 11).

В силу положений ст. 7 Закона № 5-ФЗ законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут определяться порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда». Критерии, в соответствии с которыми лица могут быть отнесены к категории «Ветеран труда», определены данным федеральным законом.

К таким критериям Закон № 5-ФЗ относит награждение лица орденами или медалями СССР и трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Следовательно, Положение № 458-УГ в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 24.10.2018 № 540-УГ, исключая государственные награды (медали и ордена) СССР, учрежденные в связи с юбилейными и памятными датами, из перечня медалей и орденов СССР, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», и тем самым сокращая круг граждан, имеющих право на присвоение данного звания в силу положений федерального закона, противоречит как норме подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, так и Указу Президента РФ от 07.09.2010 № 1099, установившему, что гражданам Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Если имеются противоречия между нормами процессуального или материального права, подлежащими применению при рассмотрении и разрешении данного дела, то решение является законным в случае применения судом в соответствии с частью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 ГПК РФ нормы, имеющей наибольшую юридическую силу.

С учетом изложенного, поскольку имеются противоречия между нормой подп. 1 п. 6 Положения № 458-УГ (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 24.10.2018 № 540-УГ) и подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, при разрешении настоящего спора подлежит применению норма подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ как акта, имеющего большую юридическую силу.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.04.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Кокшаров Е.В.

Сорокина С.В.