ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15959/2014 от 25.12.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

 Справка: судья Шакиров А.С. дело№33-15959/2014

 ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 город Уфа          25 декабря 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего      Крыгиной Т.Ф.

 судей                           Хайрутдинова Д.С.

                               Нурмухаметовой Р.Р.

 при секретаре                     В.И.И.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по правилам производства в суде первой инстанции по иску А.Г.Ш., А.У.Ф., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У., А.Э.У. и А.З.Т., К.Р.Р. к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежных средств в качестве финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, взыскании судебных расходов по апелляционной жалобе А.Г.Ш., А.У.Ф., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У. и А.Э.У., А.З.Т., К.Р.Р. P.P.на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2014 года, которым постановлено:

 В иске А.Г.Ш., А.У.Ф., действующего за себя и своих несовершеннолетних детей А.Ф.У. и А.Э.У., А.З.Т., К.Р.Р. к Правительству Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежных средств - отказать.

 Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 А.Г.Ш., А.У.Ф., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У. и А.Э.У., А.З.Т., К.Р.Р. P.P. обратились в суд с иском (с учетом последующего уточнения) к Правительству Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежной суммы в качестве финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей каждому, единовременной материальной помощи по ... рублей каждому, расходов на оказание юридической помощи в размере ... рублей.

 В обоснование своих требований указали, что дата произошел взрыв в войсковой части ... Министерства обороны Российской Федерации, расположенной по адресу: РБ, на окраине адрес MP адрес РБ. В результате произошедшего взрыва был причинен вред имуществу истцов. дата комиссией произведен осмотр поврежденного в результате взрыва имущества истца и составлен акт осмотра. Однако, истцам не оказана финансовая помощь и не произведены выплаты, предусмотренные законом. В связи с чем, просили взыскать денежную суммы в качестве финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей каждому, единовременной материальной помощи по ... рублей каждому, расходов на оказание юридической помощи в размере ... рублей.

 Определением Кировского районного суда адрес РБ от дата к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ.

 Судом вынесено вышеизложенное решение.

 Не соглашаясь с решением суда, А.Г.Ш., А.У.Ф., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У. и А.Э.У., А.З.Т., К.Р.Р. P.P. в апелляционной жалобе просят его отменить, указывая на то, что суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал ненадлежащую оценку.

 Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав А.З.Т., А.У.Ф., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У. и А.Э.У., представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ – Б.А.В., представителя Администрации муниципального района адрес РБ – М.А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

 Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

 Как разъяснено в п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

 Из материалов дела следует, что определением Кировского районного суда г. Уфы РБ от дата к участию в деле в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ.

 Между тем, в связи с чрезвычайной ситуацией Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 1816-р в 2011 году Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий взрывов боеприпасов на складах Минобороны России, произошедших 26 мая 2011 года в с. Урман, были выделены бюджетные ассигнования в размере 37040,7 тысяч рублей, в том числе, 8565 тысяч рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, 27050 тысяч рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости, 1090,8 тысяч рублей на проведение аварийно-спасательных работ и 334,9 тысячи рублей на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуированных граждан.

 Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18 ноября 2011 года №1468 в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2011 года №1816-р направлены бюджетные ассигнования в объеме 35 615 тыс. руб. Министерству труда и социальной защиты населения РБ, в том числе, 8565 тыс. руб. – на оказание гражданам единовременной помощи, 27050 тыс. руб. – на оказание граждан финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 Выделение финансовых средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации осуществляется только в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750.

 Таким образом, Министерство труда и социальной защиты населения РБ не было привлечено в качестве соответчика.

 На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Нарушение судом норм процессуального права в силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием к отмене решения суда первой инстанции, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене на основании ч. 5 ст. 330 ГПК РФ.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции истцы А.Г.Ш., К.Р.Р., ответчик Правительство РБ, Министерство финансов РБ, Администрация сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района адрес РБ, третье лицо Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.

 При указанных обстоятельствах и надлежащем извещении сторон по делу, судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание истцов, ответчиков Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Администрации сельского поселения Урманский сельсовет муниципального района адрес РБ, третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РБ, не просивших об отложении рассмотрения дела и не представивших доказательства уважительных причин неявки в суд.

 В судебном заседании А.У.Ф., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У., А.Э.У., исковые требования поддержал и просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

 В судебном заседании А.З.Т., исковые требования поддержала и просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

 Представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ – Б.А.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований истцов просил отказать.

 Представитель администрации МР адрес РБ – М.А.А., в судебном заседании суда апелляционной инстанции исковые требования не признала, в удовлетворении исковых требований истцов просила отказать.

 Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, доказательства, представленные в порядке ст. 56 ГПК РФ сторонами, выслушав представителя истца, находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее -население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

 Действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано понятие чрезвычайной ситуации, как обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

 Согласно подп. «м» ст. 10 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации, в том числе, принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

 Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

 В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно п. "з" ст. 10 указанного Федерального Закона Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

 В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. №750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

 Согласно п. 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

 В соответствии с п.п. «г», «д» п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 000 рублей на человека, но не более 50 000 рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).

 Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «г» пункта 9 Правил, регулируется п. 9.2 Методических рекомендаций. В случае частичной утраты имущества размер финансовой помощи на человека, зарегистрированного на занимаемой площади, составляет 50 000 рублей.

 В разделе 9 Методических рекомендаций определены документы, обосновывающие выделение бюджетных ассигнований для выдачи единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам и оказания финансовой помощи в связи утратой имущества физическим и юридическим лицам.

 При составлении списков граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации в качестве документов, удостоверяющих личность, принимаются паспорта нового образца.

 Согласно Распоряжению Правительства Республики Башкортостан №565-р от 27 мая 2011г. установлено - «выделить из бюджета Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан 6,0 млн. рублей Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан для оказания единовременной материальной помощи гражданам, эвакуированным и пострадавшим в результате пожара, произошедшего 26 мая 2011 года в селе Урман муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, из расчета 5,0 тыс. рублей на одно домохозяйство».

 В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Башкортостан №999-р от 26 июля 2011г. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара от взрыва боеприпасов на складах Минобороны России, произошедшего 26 мая 2011 года в селе Урман Республики Башкортостан, выделено 10 677, 321 тыс. рублей, в том числе 10624,2 тыс. рублей - на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 Судебной коллегией установлено и сторонами не оспаривается, что 26 мая 2011 года в с. Урман Иглинского района Республики Башкортостан произошел взрыв боеприпасов на складах артиллерийского вооружения войсковой части ....

 В связи с чрезвычайной ситуацией Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 1816-р в 2011 году Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий взрывов боеприпасов на складах Минобороны России, произошедших 26 мая 2011 года в с. Урман, были выделены бюджетные ассигнования в размере 37040,7 тысяч рублей, в том числе, 8565 тысяч рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи, 27050 тысяч рублей на оказание гражданам финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости, 1090,8 тысяч рублей на проведение аварийно-спасательных работ и 334,9 тысячи рублей на развертывание и содержание пунктов временного проживания и питания для эвакуированных граждан.

 Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 18 ноября 2011 года №1468 в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2011 года №1816-р направлены бюджетные ассигнования в объеме 35 615 тыс. руб. Министерству труда и социальной защиты населения РБ, в том числе, 8565 тыс. руб. – на оказание гражданам единовременной помощи, 27050 тыс. руб. – на оказание граждан финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 Администрации МР Иглинский район РБ в срок до 21 ноября 2011 года поручено предоставить в Министерство труда и социальной защиты населения РБ согласованный с Главным управлением МЧС России по РБ список граждан на оказание единовременной материальной помощи и на оказание граждан финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

 Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 мая 2011 года № 561а-р ответственным за подготовку документов для возмещения ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией, были назначены Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре совместно с Министерством ЖКХ Республики Башкортостан, Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан, Минфином Республики Башкортостан.

 Администрацией МР Иглинского района Республики Башкортостан составлен список граждан на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 26 мая 2011 года в с. Урман Иглинского района РБ вследствие взрыва боеприпасов на складах артиллерийского вооружения воинской части ...

 Указанный список согласован начальником Главного управления МЧС России по адрес и утвержден главой администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан.

 Из материалов дела следует, что А.Г.Ш. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес, и на момент чрезвычайной ситуации в указанном жилом доме были зарегистрированы и проживали: А.Г.Ш., А.З.Ф. – 02.111978 г.р., ее племянник – К.Р.Р., дата г.р., что подтверждается справкой главы администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР адрес К.Р.Б. Р.Б. от дата № 1270.

 Согласно представленного в суд заявления и журнала регистрации заявления граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации дата в адрес усматривается, что А.Г.Ш. дата обратилась в адрес администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР адрес РБ с заявлением, в котором просила включить ее в список, нуждающихся в оказании материальной помощи.

 дата А.Г.Ш. обратилась с заявлением в администрацию сельского поселения Урманский сельский совет МР адрес РБ об оказании материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией в адрес, указав перечень поврежденного имущества первой необходимости в виде телевизора, серванта, дивана, входной двери.

 Повреждение указанного перечня имущества подтверждается актом осмотра поврежденного имущества от дата.

 Из заключения о рыночной стоимости поврежденного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в адрес МР адрес РБ, по адресу: адрес, следует, что стоимость поврежденного имущества составила ... руб.

 А.Г.Ш. была включена в список граждан, претендующих на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в адрес РБ.

 Из представленных сведений, которые не оспаривают истцы, А.Г.Ш., А.З.Ф. были выплачены следующие денежные средства финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости -13 900 рублей на домовладение, ущерб, А.Г.Ш. единовременная материальная помощь (распоряжение Правительства РБ от дата № 565-р) в размере ... рублей на домовладение, А.З.Ф. единовременная материальная помощь (п.п. «г» п. 9 Постановления Правительства РФ №... от дата г.) – ... рублей.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцы А.Г.Ш. и К.Р.Р. дата находились на территории, где произошла чрезвычайная ситуация, в результате чего они были эвакуированы из адрес.

      Жилой дом, принадлежащий им, был поврежден, а часть имущества первой необходимости частично утрачено.

     Из показаний ответчиков и материалов дела следует, что населению не разъяснялся порядок оформления заявлений, который они должны были подавать для оказания им материальной помощи.

     Акт утраченного имущества не составлялся, А.Г.Ш. в июне подала заявление по оказанию ей помощи в связи с повреждением дома, и имущества первой необходимости. О том, что нужно подавать заявление на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и на возмещение расходов по восстановлению жилых строений, населению не разъяснялось.

     Более того, ответчикам не разъяснялось населению о необходимости написания самостоятельных заявлений, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости и на восстановление поврежденных жилых строений.

     В связи с этим А.Г.Ш. и К.Р.Р. не подали самостоятельных заявлений на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.

     Представители администрации МР адрес РБ, администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР адрес РБ, не представили в судебную коллегию по гражданским делам документы подтверждающие отправление первоначальных списков граждан, имеющих право на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.

     При таком положении, когда истица А.Г.Ш. своевременно обратилась с заявлением к администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР адрес РБ об оказании ей финансовой помощи, то есть заявление ею было подано до утверждения списков, то есть до ноября 2011 года.

     Более того, ссылка ответчиков на месячный срок, течение которого истцы А.Г.Ш., К.Р.Р. обязаны были обратиться с заявлением, противоречит Постановлению Правительства РФ №... от дата «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», поскольку месячный срок установлен не для граждан в течении которого они обязаны обратиться за материальной помощью, а для администрации района в целях установления размера денежных средств необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации.

     Более того, судебной коллегией установлено, что населению не был разъяснен порядок, по которому они должны обратиться с заявлением о выплате им финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, а также отсутствовала работающая комиссия по составлению актов, для установления утраченного имущества.

     Позже акт был составлен и по нему были выплачены денежные средства, но на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан.

     Следовательно, оснований предусмотренных действующим законодательством для отказа в выплате финансовой помощи лицам, находящимся в чрезвычайно ситуации не имеется.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований А.Г.Ш., К.Р.Р. к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежных средств в качестве финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере ... рублей на каждого, единовременной материальной помощи в размере ... рублей на каждого.

 Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований А.У.Ф., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У., А.Э.У. и А.З.Т. к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежных средств в качестве финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, поскольку на момент возникновения чрезвычайной, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации они являлись жителями адрес Республики Башкортостан и там имели постоянное место жительство.

 Довод А.У.Ф., А.З.Т. о том, что на момент чрезвычайной ситуации они с несовершеннолетними детьми А.Ф.У., А.Э.У. проживали и были эвакуированы из адрес, что подтверждается справкой главы администрации сельского поселения Урманский сельский совет МР адрес К.Р.Б. Р.Б. от дата №..., не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку, А.У.Ф., А.З.Т. являются собственниками квартиры по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №... от дата

 Более того, А.З.Т. по вышеуказанному адресу зарегистрирована с дата, а А.У.Ф. зарегистрирован с дата.

     Следовательно, имущество А.З.Т., А.У.Ф., несовершеннолетних детей А.Ф.У., А.Э.У. находилось у них по месту их постоянного проживания по адресу: адрес поэтому у них не возникло право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на каждого и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей на каждого.

     Эвакуация истцов А.З.Т., А.У.Ф., несовершеннолетних детей А.Ф.У., А.Э.У. из зоны чрезвычайной ситуации не указывает на то, что у них было повреждено принадлежащее им имущество, что дало бы им право на получение единовременной материальной помощи в размере ... рублей на каждого и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей на каждого.

     Истцами А.З.Т., А.У.Ф. не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что на момент чрезвычайной ситуации имущество, принадлежащее им на праве собственности находилось в жилом доме по адресу: РБ адрес.

 При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований А.З.Т., А.У.Ф., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У., А.Э.У. к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежных средств в качестве финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации следует отказать.

 В случае если какому-то их имуществу был причинен ущерб, то они вправе обратиться с иском в суд о взыскании ущерба к непосредственному причинителю этого ущерба.

 В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Истцами А.Г.Ш., К.Р.Р. подтверждены расходы по оказанию юридических услуг в размере ... руб. (л.д. 12), судебная коллегия исходя из конкретных обстоятельств дела, продолжительности рассмотрения и степени сложности дела, приходит к выводу о необходимости взыскания судебных расходов с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, понесенных А.Г.Ш., К.Р.Р. в размере ... руб. на каждого.

 В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 В этой связи, с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере ... руб.

 Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 февраля 2014 года отменить и вынести по делу новое решение, которым:

 Исковые требования А.Г.Ш., К.Р.Р. к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежных средств в качестве финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

 Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан за счет средств бюджетных ассигнований выделенных Правительству Республики Башкортостан из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пользу А.Г.Ш., К.Р.Р. сумму финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... руб. на каждого, единовременную материальную помощь в размере ... рублей на каждого, расходы по оплате услуг представителя в размере ... рублей на каждого.

 В удовлетворении исковых требований А.З.Т., А.У.Ф., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей А.Ф.У., А.Э.У. к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Урманский сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан о взыскании денежных средств в качестве финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, взыскании судебных расходов, отказать.

 Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в доход государства государственную пошлину в размере ... руб.

 Председательствующий                 Крыгина Т.Ф.

 Судьи                            Нурмухаметова Р.Р.

                                     Хайрутдинов Д.С.