Судья <......> Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 28 мая 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Хаировой Д.Р., Лавровой С.Е.
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе представителя Соловьевой С.В. по доверенности Харитонова К.Н. на решение <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" по делу по заявлению Соловьевой С.В. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности с выдачей свидетельства о государственной регистрации,
установила:
Соловьева С.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от "Дата" № об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возложении обязанности зарегистрировать право собственности Соловьевой С.В. на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности. В обоснование требований указав, что она является собственником земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, на котором возведен объект недвижимости - жилой дом. "Дата" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, принадлежащий Соловьевой СВ. Заявитель полагает, что данное решение является незаконным, поскольку создает препятствия для реализации права заявителя, на государственную регистрацию принадлежащего ей объекта недвижимости, нарушает права на распоряжение своим имуществом, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование требований заявитель сослался на положения п.п. 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебном заседании Соловьева СВ., ее представитель Харитонов К.Н. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, просил заявление оставить без удовлетворения.
Решением <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" заявление Соловьевой С.В. о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по астраханской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности с выдачей свидетельства о государственной регистрации оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Соловьевой С.В. – Харитонов К.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, указывает, что для возведения спорного объекта Соловьевой С.В. не требовалось получение разрешения на строительство, документом подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, предназначенном для садоводства, дачного хозяйства, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества, в отношении которого в соответствии с законодательством не требуется разрешение на строительство и реконструкцию, содержащим описанием недвижимого имущества, является декларация. Доказательств, что возведенный объект недвижимости создан с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил в материалах настоящего дела не имеется, в связи с чем понятие «самовольная постройка» к возведенному объекту недвижимости не может быть применено.
Заслушав докладчика, выслушав Соловьеву С.В., ее представителя Харитонова К.Н., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области Донскову И.К., возражавшую против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого решения.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (часть 1 статьи 254, статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В отношении решений органа государственной власти, осуществляющего функции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указанное право на обжалование предусмотрено также пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из материалов дела следует, что Соловьева С.В. является собственником земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № площадью <.....> кв.м., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – садоводство, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от "Дата".
"Дата""Дата" Соловьева С.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на вышеуказанном земельном участке, с кадастровым номером № представив в качестве правоустанавливающего документа декларацию об объекте недвижимого имущества, которым является трехэтажный жилой дом, площадью <....> кв. м, "Дата" застройки.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от "Дата" государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества: дом, расположенный по адресу: <адрес> на вышеуказанном земельном участке №, с кадастровым номером № приостановлена в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации сроком до "Дата".
"Дата" Соловьевой С.В. отказано в регистрации права собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок №, со ссылкой на пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Соловьевой С.В., поскольку жилой дом возведен за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, в связи с чем предусмотренный частью 3 статьи 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" упрощенный порядок регистрации прав на заявленный объект недвижимости в данном случае применен быть не может, а документы, подтверждающие назначение объекта, как жилого дома, предназначенного для постоянного проживания, на государственную регистрацию представлены не были.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов.
В соответствии с частью 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
На основании части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обеспечивающие реализацию указанных конституционных положений и основных принципов земельного законодательства пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацы первый и второй пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют требование об учете целевого назначения земель при строительстве и при использовании земель сельскохозяйственного назначения гражданами, ведущими, в частности садоводство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (часть 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений)
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 г. N 447.
Все сведения об объекте недвижимого имущества определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.
При этом, если на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства либо дачного хозяйства, создан объект недвижимости, пригодный для постоянного проживания, в пункте 3 "назначение объекта" декларации может быть заполнена ячейка "жилое".
При заполнении пункта 3 декларации следует учитывать требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Документами, имеющимися в деле, подтверждается, что земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, имеет назначение (категория) - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для садоводства. Указанный земельный участок не предназначен для индивидуального жилищного строительства и не находится в границе населенного пункта с назначением - для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).
По мнению заявителя, на садовом участке ею возведен дом, который в полной мере отвечает всем требованиям жилого дома.
В соответствии со статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г.
Согласно данному Положению признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения установленным требованиям. По окончании своей работы комиссия составляет заключение в трех экземплярах о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по установленной форме.
В силу вышеприведенных норм права понятие "жилое строение", используемое в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации не относится к понятию "индивидуальный жилой дом" и к видам жилых помещений, пригодных для постоянного проживания граждан.
Упрощенная процедура регистрации права на объект недвижимости, возведенный на садовом участке, возможна только в отношении объектов - гаража, дома, жилого строения или иного объекта недвижимого имущества, если в силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества разрешения не требуется.
В судебном заседании установлено, что Соловьевой С.В. при заполнении декларации была заполнена графа назначение объекта "жилое", которое в соответствии с пунктом 7 декларации заполняется, если объектом недвижимости является дом, иное здание, предназначенное для постоянного проживания.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
В Постановлении от 14.04.2008 года N 7-П Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что статья 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Ее абзац второй, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение - выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдых.
Гражданское законодательство в новых социально-экономических условиях не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").
Жилищный кодекс Российской Федерации с момента введения с 1 марта 2005 года в действие конкретизировал конституционно-правовое понятие "жилищный фонд" (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца второго его статьи 1, такие жилые строения предназначаются для отдыха.
Исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки.
Таким образом, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на садовом участке возможно возведение как жилого строения без права регистрации проживания в нем, так и жилого строения с правом регистрации проживания. При этом возведение жилого дома на садовом участке, а равно и регистрация на таковой права собственности требует соблюдения отдельных процедур, прямо предусмотренных нормами действующего законодательства.
Признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться межведомственной комиссией или же судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение.
Доказательств соответствия заявленного объекта недвижимости требованиям, предъявленным к жилым помещениям, Соловьевой С.В. не представлено.
Поскольку заявитель требует зарегистрировать за ней право собственности на объект недвижимости, возведенный ею на землях сельскохозяйственного назначения, в качестве жилого дома, а также учитывая установленное в статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" понятие государственной регистрации прав, в соответствии с положениями статей 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения заявления, поскольку основанием для отказа в государственной регистрации права в решении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области указано на несоответствие назначения строения виду разрешенного использования земельного участка, не состоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании положений главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Соловьевой С.В. по доверенности Харитонова К.Н. – без удовлетворения.