ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16036 от 19.12.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33- 16036

Судья Славинская А.У.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Пермь 19 декабря 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.

судей Поповой Н.В., Степанова П.В.

при секретаре Мальцевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г.Перми на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 13 октября 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично, решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 4.08.2016 года за № ** в части отказа в предоставлении ФИО1 земельного участка признать незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить ФИО1 земельный участок в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя ДЗО администрации г.Перми –ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ФИО1-ФИО3, возражающего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду. В обоснование требований указывает, что является инвалидом второй группы бессрочно и имеет намерение получить земельный участок на территории г.Перми для индивидуального жилищного строительства на праве аренды. 4.07.2016г, в связи с чем он обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду как инвалиду со сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1244 кв.м., расположенного по адресу : **** для индивидуального жилищного строительства. От Департамента земельных отношений администрации г. Перми получено решение № ** от 4.08.2016 г. об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов на основании ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку истец не имеет статуса лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с которым, по мнению ответчика законодатель связывает возможность предоставления инвалиду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство без проведения торгов. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку вне зависимости от его постановки на жилищный учет, как лицо, являющееся инвалидом, обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы в силу прямого указания закона он имеет право на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов. Полагает, что данным отказом нарушены его права и законные интересы.

Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений администрации г.Перми. Указывают, что принятие решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в связи с этим суд не вправе подменять деятельность ОМС по решению указанного вопроса.

Проверив дело и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно ч.ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно.

ФИО1 обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением от 06.07.2016 о предоставлении ему как инвалиду земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1244 кв.м., расположенного по адресу: ****, в аренду сроком на 10 лет для индивидуального жилищного строительства.

Решением Департамента земельных отношений администрации города Перми № ** от 04.08.2016 ФИО1 отказано в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома со ссылкой на ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающей право на получение земельного участка лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Информация о постановке ФИО1 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует, земельный участок принадлежит на праве собственности физическому лицу ( л.д.13)

Отказывая в удовлетворении требования о предоставлении конкретного испрашиваемого истицей земельного участка площадью 1244 кв.м. по адресу: ****, суд исходил из того, что распределение земельных участков относится к исключительной компетенции Департамента земельных отношений администрации города Перми. Возложение на ответчика обязанность предоставить спорный земельный участок квалифицировано как вмешательство суда в исключительную компетенцию органа местного самоуправления о принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

Удовлетворяя требования в части обязания ответчика предоставить истцу земельный участок, суд пришел к выводу, что истец относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вследствие этого вправе претендовать на предоставление земельного участка по основаниям, предусмотренным ст.17 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные истцом документы (сведения отдела адресно-справочной службы УФМС России по Пермскому краю, свидетельства о государственной регистрации права, выписку из ЕГРП, справку ООО «Управляющая компания «Техстрой», свидетельство о расторжении брака) суд пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ, для отнесения истца к числу лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

При этом суд исходил из того, что общая площадь жилого помещения 10,5 кв.м. по адресу ****, принадлежащего истцу, составляет менее учетной нормы жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у ФИО1 права на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства по правилам ст. 17 ФЗ РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание указанного вывода без представления соответствующих доказательств в их опровержение, не могут служить безусловным основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 13 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г.Перми – без удовлетворения.

Председательствующий ***

Судьи