Судья Зорина О.В.
Дело № 33-1603/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Заривчацкой Т.А., Лобанова В.В.,
при секретаре Овчинниковой Ю.П.
рассмотрела 6 февраля 2019 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Переборская основная общеобразовательная школа» на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа», МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о возложении обязанности устранить нарушения трудового законодательства удовлетворить,
возложить на МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» обязанность произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недостающую разницу по должностям: уборщик служебных помещений, кладовщик, сторож, дворник, электрик, повар, заведующий хозяйством, подсобный рабочий, младший воспитатель, лаборант, секретарь, библиотекарь образовательного учреждения полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017 -2019 годы, заключённым 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10 251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424,60 руб. (10 804 руб. и уральский коэффициент 15 %),
возложить на Муниципальное казённое учреждение «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» обязанность по финансированию образовательного учреждения для осуществления выплат работникам в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017 -2019 годы, заключённым 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10 251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424,60 руб. (10 804 руб. и уральский коэффициент 15 %),
решение должно быть исполнено не позднее 30 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителей ответчика МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» ФИО1, ответчика МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» ФИО2, прокуратуры Пермского края ФИО3, исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
8 ноября 2018 года прокурор Берёзовского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ответчикам Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Переборская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту – МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа»), Муниципальному казённому учреждению «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» (далее по тексту – МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края»), просил:
- возложить на МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» обязанность произвести перерасчёт заработной платы и выплатить недостающую разницу по должностям: уборщик служебных помещений, кладовщик, сторож, дворник, электрик, повар, заведующий хозяйством, подсобный рабочий, младший воспитатель, лаборант, секретарь, библиотекарь образовательного учреждения полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017 -2019 годы, заключённым 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10 251 руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12 424,60 руб. (10 804 руб. и уральский коэффициент 15 %),
- возложить на МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» обязанность по финансированию образовательного учреждения для осуществления выплат работникам в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017 - 2019 годы, заключённым 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П с 07.12.2017 не ниже 11 788,65 руб. (10251руб. и уральский коэффициент 15%), с 24.02.2018 по 30.04.2018 не ниже 12424,60 руб. (10 804 руб. и уральский коэффициент 15 %),
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе ответчик МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, считает, что нарушены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения суда.
Прокурор представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.11.2016 полномочные представители Правительства Пермского края, Пермского краевого союза организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф» и Союза промышленников и предпринимателей Пермского края «Сотрудничество» (регионального объединения работодателей) заключили Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы.
Данным Соглашением размер минимальной заработной платы в Пермском крае установлен на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения Пермского края; пунктом 3 Соглашения установлено, что размер величины прожиточного минимума в рамках настоящего Соглашения определяется в соответствии с установленной постановлением Правительства Пермского края величиной прожиточного минимума по Пермскому краю для трудоспособного населения за IV квартал отчётного года;
месячная заработная плата работника, работающего на территории Пермского края и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Соглашение или на которого настоящее Соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 - 8 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть ниже размера, установленного в пункте 1 настоящего Соглашения, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности);
Соглашение распространяется на работодателей - юридических лиц (организации) и работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками и осуществляющих деятельность на территории Пермского края, и присоединившихся в порядке, предусмотренном статьёй 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Доказательств направления в орган исполнительной власти Пермского края письменного отказа ответчиков от присоединения к Соглашению не представлено.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 20.01.2017 № 22-п ««Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2016 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения составляет – 10 251 руб., постановлением Правительства Пермского края от 07.02.2018 № 51-п «Об установлении величины прожиточного минимума за IV квартал 2017 года» величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю для трудоспособного населения установлена в размере 10 804 руб.
В ходе проверки трудового законодательства, в том числе о минимальном размере оплаты труда, прокуратурой Березовского района Пермского края выявлено, что в МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» размер заработной платы по должностям: уборщик служебных помещений, кладовщик, сторож, дворник, электрик, повар, заведующий хозяйством, подсобный рабочий, младший воспитатель, лаборант, секретарь, библиотекарь образовательного учреждения, полностью отработавших за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в декабре 2017 года и в январе - апреле 2018 года, ниже установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы, что подтверждается штатным расписанием.
По результатам проведённой проверки 25.04.2018 в адрес главы Березовского муниципального района, начальника МКУ «Управление образования администрация Березовского муниципального района» направлено представление о принятии мер к устранению допущенных нарушений трудового законодательства (произвести перерасчёт с 01.01.2017 по 25.04.2018 и выплатить недостающую разницу в соответствии с требованиями трудового законодательства, а именно, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в Пермском крае на соответствующую дату), причин и условий им способствующих.
Рассмотрев представление прокуратуры, МКУ «Управление образования администрация Березовского муниципального района» в адрес прокурора Березовского района направило информацию о том, что заработная плата работников образовательных учреждений в 2017 году составила не ниже размера минимальной заработной платы в Пермском крае, установленного Соглашением, то есть 10 251 руб., включая районный (уральский) коэффициент. В 1 квартале 2018 года минимальная заработная плата составила не ниже размера минимальной заработной платы в Пермском крае – 10 912,35 руб., включая районный (уральский) коэффициент.
17.10.2018 МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» в адрес прокурора Березовского района направило информацию о том, что согласно штатному расписанию оклады ниже прожиточного минимума соответствуют следующим должностям: завхоз – 5 865 руб., повар, подсобный рабочий, электрик, уборщица, кладовщик – 4 048 руб., младший воспитатель – 5 060 руб., лаборант – 4 600 руб., секретарь – 5600,50 руб., библиотекарь – 4 485 руб., в том числе уральский коэффициент. Доплаты до прожиточного минимума (10251 руб.) в декабре 2017 года составили соответственно: завхоз – 4 386 руб., подсобный рабочий, электрик, уборщица, кладовщик – 6 203 руб., младший воспитатель – 5191руб., лаборант – 5 651 руб., секретарь – 4 650,50 руб., библиотекарь – 5766 руб., в том числе уральский коэффициент. За период январь - апрель 2018 года доплаты до прожиточного минимума (10 912,35 руб.) составили соответственно: завхоз – 5 047,35 руб., подсобный рабочий, электрик, уборщица, кладовщик – 6 864,35 руб., младший воспитатель – 5 852,35 руб., лаборант – 6 312,35 руб., секретарь – 5 311,85 руб., библиотекарь – 6427,35руб., в том числе уральский коэффициент.
Согласно п. 4 ст. 1 Положения «О муниципальном казённом учреждении «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края», утверждённого решением Земского Собрания Березовского муниципального района от 21.11.2014 №67, по решению администрации района Управление осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций. Управление является уполномоченным органом администрации района в сфере образования.
В силу ст. 2 Положения, Управление осуществляет на территории района функции Учредителя муниципальных образовательных организаций, в т.ч. осуществляет контроль за их деятельностью в соответствии с федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Пермского края и Березовского муниципального района, функции главного распорядителя бюджетных средств, в том числе осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведёт бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в соответствии с предусмотренными уставами Организаций основными видами деятельности; обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определённых действующим законодательством, условий, установленных при их предоставлении.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 133, 133.1, 135 Трудового кодекса Российской Федерации об установлении минимального размера оплаты труда, установлении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, установлении заработной платы, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, О.Л. Дейдей, ФИО5 и И.Я.Кураш", пришёл к правильным выводам о том, что исковые требования прокурора Березовского района к МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа», МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о возложении обязанности по устранению нарушений трудового законодательства подлежат удовлетворению.
Делая такие выводы, суд обоснованно исходил из того, что доводы ответчика МКУ «Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края» о том, что права работников МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» не были нарушены при начислении заработной платы, поскольку районный коэффициент входит в состав заработной платы, которая в совокупности с этим коэффициентом должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, являются ошибочными и не соответствуют правовой природе минимального размера оплаты труда и коэффициентов повышения заработной платы в местностях с особыми климатическими условиями, их назначению в механизме правового регулирования трудовых отношений, что ведёт к нарушению предусмотренных трудовым законодательством гарантий работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями,
расчёт заработной платы работников МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа», полностью отработавшим за месяц норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017 -2019 годы, заключённым 11.11.2016, во взаимосвязи с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П, с 7декабря 2017 года должен был быть не ниже 11 788,65 руб. (10 251,00 руб. и уральский коэффициент 15 %), с 24 февраля 2018 года по 30 апреля 2018 года не ниже 12 424,60 руб. (10 804,00 руб. и уральский коэффициент 15 %).
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводами апелляционной жалобы ответчика МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» эти выводы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что трудовые права работников МБОУ «Переборская основная общеобразовательная школа» не нарушены, в период с 7 декабря 2017 года по 30 апреля 2018 года оплата труда произведена с соблюдением требований о минимальном размере оплаты труда, поскольку с учётом всех компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе уральского коэффициента, оплата труда составила в декабре 2017 года не менее 10251 руб., в январе - апреле 2018 года не менее 10912,35 руб., включая районный (уральский) коэффициент, -
отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, основанные на неправильном понимании ответчиком норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Указанные доводы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении спора по существу, они были проверены судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, основания для иной оценки доказательств относительно указанных обстоятельств у судебной коллегии отсутствуют.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Переборская основная общеобразовательная школа» оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи