ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1605/2014 от 15.10.2014 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

  Судья: Бетрозова Н.В. Дело № 33-1605/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 15 октября 2014 года г. Нальчик

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

 председательствующего Савкуева З.У.

 судей Бейтуганова А.З. и Хамирзова М.Х.

 при секретаре Дауровой А.Х.

 с участием помощника прокурора г. Прохладного Унатлоков М.М., представителей: Министерства финансов РФ ФИО1, администрации г.о.Прохладный ФИО2, МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» ФИО3,

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хамирзова М.Х. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Прохладного в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Гимназия № 6» местной администрации г.о. Прохладный КБР, Министерству финансов КБР, Министерству образования и науки КБР, МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» возложении обязанности по выделению субвенции в бюджет г.о. Прохладный, возложении обязанности по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда.

 по апелляционной жалобе Министерства финансов КБР на решение Прохладненского районного суда КБР от 28 мая 2014 года,

 установила:

 Из материалов дела следует, что прокуратурой города Прохладного КБР проведена проверка исполнения законодательства при реализации программ модернизации систем образования.

 В ходе проверки было установлено, что в 2013-2014 учебном году в 10 общеобразовательных учреждениях г.о.Прохладный КБР обучается 5813 учащихся. Потребность образовательных учреждений города в 2013-2014 учебном году в средствах на приобретение учебников для обеспечения всех обучающихся составляет 25 552,44 тыс. рублей.

 В рамках Соглашения от 29.05.2013 №См 005/10, заключенного между Министерством образования и науки КБР и местной администрацией г.о. Прохладный КБР в целях реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования КБР городскому округу Прохладный КБР в 2013 году было выделено 2117,33 тыс. рублей для пополнения фондов школьных библиотек.

 Из республиканского бюджета для пополнения фондов библиотек общеобразовательных учреждений города было выделено 542,06 тыс. рублей.

 Данные средства были освоены в рамках консолидированных закупок, проведенных Министерством образования и науки КБР.

 Вместе с тем, обеспеченность учащихся средних школ г.о. Прохладный КБР учебниками и учебными материалами в учебном году 2013 - 2014 составила от 18,52% до 57,3%. В среднем по г.о.Прохладный КБР обеспеченность учебниками и учебными пособиями по состоянию на 11.11.2013 составила 28,76%. Данные факты администрациями образовательных учреждений и МУ «Управление образования местной администрации г.о.Прохладный КБР» не оспариваются.

 В частности, укомплектованность библиотечного фонда МБОУ «Гимназия №6» составляет 57,3% (504 учебника и учебных пособия).

 Вместе с тем, бездействие местной администрации г.о. Прохладный и МБОУ «Гимназия № 6» противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан неопределенного круга лиц.

 В связи с изложенным и с учетом уточнений прокурор г.о. Прохладный обратился в суд с иском о возложении обязанности на Министерство финансов КБР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства
Министерству образования и науки КБР в размере необходимом для
предоставления субвенции в бюджет г.о. Прохладный КБР для полной
укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР учебниками и учебными пособиями по всем
обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с
Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников
утвержденным Министерством образования и науки РФ; возложении обязанности на Министерство образования и науки КБР в течение одного месяца с момента выделения денежных средств Министерством финансов КБР
выделить в бюджет городского округа Прохладный КБР субвенцию в размере,
необходимом для полной укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР, учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ; возложении обязанности на местную администрацию г.о. Прохладный КБР в течение пятнадцати дней с момента поступления субвенции из Министерства образования и науки КБР перечислить субвенцию в полном объеме МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР»; возложении обязанности на МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» в течение пятнадцати дней с момента поступления денежных средств из местной администрации г.о. Прохладный КБР перечислить их в полном объеме МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР; возложении обязанности на МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР в течение двух месяцев со дня поступления из МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников
утвержденным Министерством образования и науки РФ.

 В возражениях Министерство финансов КБР просило отказать в удовлетворении исковых требований.

 Решением Прохладненского районного суда КБР от 28 мая 2014 года иск прокурора г.о. Прохладный удовлетворен.

 Не согласившись с данным решением, считая его незаконным и необоснованным, Министерство финансов КБР, подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение в части возложения обязанности на Министерство финансов КБР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства
Министерству образования и науки КБР в размере необходимом для
предоставления субвенции в бюджет г.о.Прохладный КБР для полной
укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР учебниками и учебными пособиями по всем
обязательным предметам основной обязательной программы, указывая следующее.

 Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующе бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

 Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса РФ организация исполнении республиканского бюджета возлагается на Министерство финансов КБР. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

 В соответствии со статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

 Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

 Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

 Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств для местной администрации городского округа Прохладный КБР выступает Министерство образования и науки КБР, которое направляет субвенции республиканского бюджета в местную администрацию городского округа Прохладный КБР, а для бюджетополучателя, в данном случае МБОУ «Гимназия № 6» главным распорядителем бюджетных средств является муниципальное учреждение «Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР».

 Кроме того, Закон КБР от 07.02.2011 №11-РЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике» гласит, что КБР имеет собственный бюджет - республиканский бюджет КБР и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда Кабардино-Балкарской Республики, предназначенные для исполнения расходных обязательств КБР.

 Ежегодно Парламентом КБР принимается Закон Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете на текущий бюджетный год и на плановый период.

 Так, 28.12.2012 принят Закон КБР №101-РЗ (ред. от 31.10.2013) «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в соответствии с которым и выделяются ассигнования бюджетополучателям.

 Министерством образования и науки КБР получены все денежные средства, предусмотренные указанным Законом, никаких претензий со стороны Министерства образования и науки КБР по недофинансированию не поступало.

 Согласно, пункта 2 Приказа Министерства финансов КБР от 21.01.2010 №8 «О порядке проведения операций по оплате расходов получателей средств бюджета в автоматизированной системе управления бюджетным процессом Министерства финансов КБР» уполномоченные специалисты главных распорядителей средств республиканского и местного бюджетов муниципальных образований в режиме реального времени просматривают заявки на оплату расходов в статусе «есть кассовый план», проводят установленную процедуру контроля платежей. Таким образом, главные распорядители бюджетных средств технически осуществляют процедуру контроля платежей.

 Так, по состоянию на 01.01.2014 из республиканского бюджета КБР городскому округу Прохладный КБР в 2013 году выделено ассигнований в размере 278 715 200,00 рублей, вместо утвержденных на 2013 год 204 281 800,00 рублей. Таким образом, размер ассигнований, выделяемых городскому округу Прохладный КБР в 2013 году увеличен.

 Данный факт также подтверждается ответом главы местной администрации городского округа Прохладный КБР о выделении ассигнований городскому округу Прохладный КБР из республиканского бюджета КБР - субвенции на образование в размере 204 281 800 рублей, в том числе расходы по обеспечению образовательного процесса, включающие приобретение учебников, учебно-наглядных пособий и т.д.

 В течение 2013 года городскому округу Прохладный КБР дополнительно было выделено субвенций в размере 74 433 400 рублей.

 Вместе с тем, средства субвенции, направленные на учебные расходы были перераспределены в полном объеме на оплату труда работников.

 Указанное перераспределение учебных расходов проведено по согласованию с Министерством образования и науки КБР.

 В Министерство финансов КБР с согласованием о перераспределении учебных расходов никто не обращался, никаких рекомендаций главам администраций муниципальных образований Министерство финансов КБР не направляло.

 Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Приложения №1 Закона КБР №45-РЗ от 29.07.2009 «О нормативно-подушевом бюджетном финансировании расходов по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Кабардино-Балкарской Республике», распределение объема расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, учебные расходы, компенсацию на книгоиздательскую продукцию носит рекомендательный характер.

 Таким образом, принятие решений о направлении данных денежных средств для полной укомплектованности библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями находится в компетенции местной администрации городского округа Прохладный КБР, выполняющей функции главного распорядителя. Министерство финансов КБР не может влиять на процесс распределения средств, это входит в компетенцию местной администрации городского округа Прохладный КБР (ее структурного подразделения, выполняющего функции органа управления образования в округе).

 Кроме того, согласно подпункту 13 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпункту 11 п.1 ст. 15 и подпункту 11 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования.

 В данном случае такими полномочиями наделено Министерство образования и науки КБР.

 Так же, решением Нальчикского городского суда КБР от 06.09.2013 по иску прокурора г. Прохладного на Министерство образования и науки КБР возложена обязанность до 01.11.2013г. организовать бесплатное образование для детей в образовательных учреждениях городского округа Прохладный в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», в части обеспечения учебниками школьных библиотек в соответствии с нормой заполнения учащихся конкретно каждого образовательного учреждения. Данное решение не обжаловалось Министерством образования и науки КБР.

 Министерство финансов КБР исполнило свои обязательства по выделению Министерству образования и науки КБР денежных средств для городского округа Прохладный КБР в размере, заложенном в Законе КБР №101-РЗ от 28.12.2012 (ред. от 31.10.2013) «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в полном объеме, в 2013 году выделено ассигнований в размере 278 715 200,00 рублей, вместо утвержденных на 2013 год 204 281 800,00 рублей.

 Судом не дана оценка данному обстоятельству, не до конца исследованы доказательства, представленные Министерством финансов КБР.

 Заслушав доклад судьи Хамирзова М.Х., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав помощника прокурора г.о. Прохладный Унатлокова М.М. просившего оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, выслушав мнения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как следует из положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

 В то же время суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

 Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений.

 Судебная коллегия в интересах законности, в целях защиты прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, считает необходимым проверить обжалуемое решение в полном объеме и находит решение суда не соответствующим требованиям закона в связи со следующим.

 В соответствии с положениями ч. 2 ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 Оспариваемым решением Прохладненского районного суда КБР на Министерство образования и науки КБР возложена обязанность в течение одного месяца с момента выделения денежных средств Министерством финансов КБР выделить в бюджет городского округа Прохладный КБР субвенцию размере, необходимом для полной укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР, учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствие с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ.

 Вместе с тем, по иску прокурора г.Прохладного вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда КБР от 06.09.2013г. на Министерство образования и науки КБР возложена обязанность в срок до 01.11.2013г. организовать бесплатное образование для детей в образовательных учреждениях городского округа Прохладный в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», в части обеспечения учебниками школьных библиотек в соответствии с нормой заполнения учащихся конкретно каждого образовательного учреждения.

 В соответствии с положениями ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 При таких данных возложение на Министерство образования и науки КБР обязанности в течение одного месяца с момента выделения денежных средств Министерством финансов КБР выделить в бюджет городского округа Прохладный КБР субвенцию размере, необходимом для полной укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР, учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ, а также иных обязанностей на другие органы, направленных на обеспечение учебниками и учебными пособиями общеобразовательных учреждений г.о. Прохладный является необоснованным.

 Таким образом, судебная коллегия считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были допущены нарушения положения п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 330 ГПК РФ, что влечет отмену состоявшегося по делу решения суда.

 По той причине, что обстоятельства, имеющие значение для дела, подтверждены имеющимися в деле и исследованными судом первой инстанции доказательствами, и они достаточны для вывода об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором г. Прохладный исковых требований, Судебная коллегия считает возможным, вынести по делу, в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ, новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

 Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

 Решение Прохладненского районного суда КБР от 28 мая 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурора г.о. Прохладный о возложении обязанности на Министерство финансов КБР в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства
Министерству образования и науки КБР в размере необходимом для
предоставления субвенции в бюджет г.о.Прохладный КБР для полной
укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников утвержденным Министерством образования и науки РФ; возложении обязанности на Министерство образования и науки КБР в течение одного месяца с момента выделения денежных средств Министерством финансов КБР выделить в бюджет городского округа Прохладный КБР субвенцию размере, необходимом для полной укомплектованности библиотечного фонда МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР, учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников, утвержденным Министерством образования и науки РФ; возложении обязанности на местную администрацию г.о. Прохладный КБР в течение пятнадцати дней с момента поступления субвенции из Министерства образования и науки КБР перечислить субвенцию в полном объеме МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР»; возложении обязанности на МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» в течение пятнадцати дней с момента поступления денежных средств из местной администрации г.о. Прохладный КБР перечислить их в полном объеме МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР; возложении обязанности на МБОУ «Гимназия № 6» г.о.Прохладный КБР в течение двух месяцев со дня поступления из МУ «Управление образования местной администрации г.о. Прохладный КБР» денежных средств обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной обязательной программы в соответствии с Федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников утвержденным Министерством образования и науки РФ отказать.

 Председательствующий З.У. Савкуев

 Судьи А.З. Бейтуганов

 М.Х. Хамирзов