ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1609/2021 от 17.05.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Стех Н.Э. УИД 18RS0003-01-2020-001669-76

Дело № 33-1609/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,

судей Батршиной Ф.Р., Нургалиева Э.В.,

при секретаре Сергеевой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 17 мая 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 19 января 2021 года, которым, с учетом определения об исправлении описки от 01 февраля 2021 года, иск ФИО1 к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа зачесть в выслугу лет для назначении пенсии периоды службы в льготном исчислении, возложении обязанности произвести расчет выслуги лет в льготном исчислении, перерасчете пенсии удовлетворен частично.

Признан незаконным отказ Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике зачесть в выслугу лет ФИО1 в льготном исчислении (1 месяц за один и одну треть месяца) периоды службы с 06.09.2008 до 15.06.2011, выраженный в письме от 26.03.2020 № 3/205202203185.

На Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике возложена обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 в льготном исчислении (1 месяц за один и одну треть месяца) периоды службы с 06.09.2008 до 01.02.2009 в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка, агропромышленного комплекса и подрыву экономических основ организованной преступности) оперативно-розыскной части КМ по БЭП МВД; с 01.02.2009 до 26.01.2010 в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с коррупцией в органах власти и управления оперативно-розыскной части №2 КМ (по линии БЭП) МВД; с 26.01.2010 до 15.06.2011 в должности старшего оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями, связанными с реализацией приоритетных национальных проектов 1-го отдела (по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и преступлениями, связанными с реализацией приоритетных национальных проектов) оперативно-розыскной части № 2 КМ МВД (по линии БЭП, по борьбе с коррупцией в органах государственной власти) и произвести перерасчет пенсии ФИО1, исходя из расчета выслуги лет в льготном исчислении за указанные периоды службы, со дня назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет ( с 27.05.2020).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее по тексту - МВД по УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав – признании незаконным отказа Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, изложенный в письме исх. № 3/205202203185 от 26.03.2020 об отказе произвести расчет выслуги лет ФИО1 в льготном исчислении в период с 06.09.2008 по 26.03.2020, возложении обязанности на ответчика зачесть истцу в стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии периоды службы с 06.09.2008 до 01.02.2009, с 01.02.2009 до 26.01.2010, с 26.01.2010 до 15.06.2011, с 01.01.2012 до 13.05.2013, с 13.05.2013 до 01.07.2013, с 01.07.2013 до 07.09.2016, с 07.09.2016 до 26.05.2020 (требования указаны с учетом уточнений от 22.09.2020).

Исковые требования мотивированы тем, что с 21.12.2000 истец проходит службу в Министерстве внутренних дел по Удмуртской Республике на различных должностях. 29.02.2020 обратился к ответчику с просьбой произвести расчет выслуги лет в льготном исчислении. 27.03.2020 МВД по УР представило ответ на обращение, в котором указало, что прохождение истцом службы в период с 06.09.2008 по 01.02.2009 в оперативно-розыскной части КМ по БЭП МВД по УР, с 01.02.2009 по 15.06.2011 в оперативно-розыскной части №2 КМ (по линии БЭП) МВД по УР не подлежит зачету на льготных условиях для назначения пенсии, поскольку приказом МВД России от 24.09.2015 № 056 в перечень должностей, служба в которых подлежит льготному исчислению – один месяц за один и одну треть месяца включены должности в оперативно-розыскных частях. Зачет выслуги лет в льготном исчислении сотрудникам, проходившим службу в оперативно-розыскных частях не предусмотрен.

Кроме того, не приняты в расчет в льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсии периоды прохождения службы:

- с 01.01.2012 по 13.05.2013 на должности заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) УЭБ и ПК МВД по УР;

- с 01.07.2013 по 07.09.2016 на должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по борьбе с преступлениями в сфере АПК и потребительского рынка отдела №4 (по борьбе с преступлениями в АПК и ресурсодобывающих отраслях экономики) УЭБ и ПК МВД по УР;

- с 07.09.2016 по настоящее время на должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального контроля отдела №1 (сопровождения оперативно-розыскной деятельности и зонального контроля) УЭБ и ПК МВД по УР.

Считает отказ зачесть указанные периоды службы в льготном исчислении незаконным.

Кроме того ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по УР с требованием произвести перерасчет пенсионных начислений ФИО1 за период с 27.05.2020 по дату вступления в законную силу решения суда (требование указано с учетом уточнения от 19.11.2020).

В судебное заседание истец ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Ранее в судебных заседаниях пояснял, что за время службы в органах внутренних дел постоянно занимался независимо от замещаемой должности выявлением и сопровождением уголовных дел коррупционной направленности, а также должностных преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ. В его производстве были дела оперативного учета. Те же функции выполнял и в периоды нахождения в распоряжении МВД по УР.

Представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, поддержала доводы письменных отзывов на исковое заявление, согласно которым МВД по Удмуртской Республике исковые требования не признает в полном объеме, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В составе управления экономической безопасности и противодействия коррупции имеется 6 отдел (по борьбе с организованной преступностью экономической направленности). И только сотрудникам, замещающим должности в данном отделе выслуга лет засчитывается в льготном исчислении. Должностными инструкциями истца (кроме последней) на истца возложена обязанность по проведению оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления и документирования преступлений в сфере потребительского рынка, агропромышленного комплекса и интеллектуальной собственности, в том числе совершаемых организованными преступными группами. Поскольку на подразделение УЭБиПК возложена функция по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности, то дела оперативного учета в данной сфере могут находиться у любого сотрудника УЭБиПК по направлению деятельности. Однако в выслугу лет в льготном исчислении подлежит включению служба в подразделениях и должностях, указанных в Перечне. С учетом того, что УЭБиПК поделено на отделы (отделения), период службы в отделе (отделении), не поименованном в Перечне, не подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении независимо от возложения на сотрудника отдела (отделения) выполнения функций, свойственных для других отделов (отделений), поименованных в Перечне. Поскольку штатными расписаниями УЭБиПК МВД по УР предусмотрен 6 отдел (по борьбе с организованной преступностью экономической направленности), который поименован Перечнем, только сотрудникам, замещающим должности в данном отделе, выслуга лет засчитывается в льготном исчислении.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить в части отказа в требованиях ФИО1 к МВД по УР произвести расчет выслуги для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца, период службы в органах внутренних дел:

- с 01.01.2012 по 13.05.2013 в должности заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) УЭБ и ПК МВД по УР;

- с 13.05.2013 по 01.07.2013 в период зачисления в распоряжение МВД по УР;

- с 01.07.2013 по 07.09.2016 в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по борьбе с преступлениями в сфере АПК и потребительского рынка отдела №4 (по борьбе с преступлениями в АПК и ресурсодобывающих отраслях экономики) УЭБ и ПК МВД по УР;

- с 07.09.2016 по 26.05.2020 в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального контроля отдела №1 (сопровождения оперативно-розыскной деятельности и зонального контроля) УЭБ и ПК МВД по УР;

в части возложения обязанности на МВД по УР зачесть в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 в льготном исчислении (один месяц за один и одну треть месяца) периоды службы:

- с 01.01.2012 по 13.05.2013 в должности заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) УЭБ и ПК МВД по УР;

- с 13.05.2013 по 01.07.2013 в период зачисления в распоряжение МВД по УР;

- с 01.07.2013 по 07.09.2016 в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по борьбе с преступлениями в сфере АПК и потребительского рынка отдела №4 (по борьбе с преступлениями в АПК и ресурсодобывающих отраслях экономики) УЭБ и ПК МВД по УР;

- с 07.09.2016 по 26.05.2020 в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального контроля отдела №1 (сопровождения оперативно-розыскной деятельности и зонального контроля) УЭБ и ПК МВД по УР. Вынести по делу в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований.

При этом ссылается на следующие обстоятельства.

Правительство РФ и руководство МВД России предусмотрели не формальный порядок назначения пенсии на льготных условиях в соответствии с наименованием занимаемой должности, а связали деятельность должностных лиц с фактическим участием в противодействии, выявлении, расследовании и раскрытии преступлений, в сфере организованной преступности и коррупции (в том числе экономической направленности), представляющих особую сложность и опасность как для самого общества и государства, так и для сотрудника (и членов его семьи), выполняющего указанные функции.

Судом установлено и ответчиком не оспаривалось, что ФИО1 в период прохождения службы в подразделениях Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР с 01.01.2012 по 26.05.2020 выполнял функции по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Согласно должностному регламенту заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) Управления экономической безопасности и противодействия коррупции) МВД по УР - начальника отделения (по борьбе с преступлениями в сфере АПК и биоресурсов) майора милиции ФИО1 от 17.01.2012, в должностные обязанности ФИО1 входило проведение работы по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере экономики, с иными правонарушениями в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2.1 приобретение и нахождение на связи необходимое и качественное количество агентурного аппарата и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, проведение оперативно- разыскных мероприятий с целью выявления и документирования преступлений в сфере потребительского рынка, агропромышленного комплекса и интеллектуальной собственности, в том числе совершаемых организованными преступными группами (пункт 2.13).

Следовательно, истец осуществлял работу, связанную с предупреждением, выявлением и раскрытием преступлений в сфере потребительского рынка, агропромышленного комплекса и интеллектуальной собственности, в том числе совершаемых организованными преступными группами.

Согласно должностному регламенту оперуполномоченного по особо важным делам отдела №4 (по борьбе с преступлениями в сфере агропромышленного комплекса и ресурсодобывающих отраслях экономики) Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР подполковника полиции ФИО1 от 03.10.2013, в обязанности ФИО1 входило ……проводить оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления и документирования преступлений в сфере потребительского рынка, агропромышленного комплекса и интеллектуальной собственности, в том числе совершаемых организованными преступными группами (пункт 3.15).

С 07.09.2016 по 26.05.2020 истец проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального контроля отдела №1 сопровождения оперативно-разыскной деятельности и зонального контроля) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР.

В материалы дела представлены доказательства того, что служебные обязанности ФИО1 и фактически осуществляемые им функции в спорные периоды непосредственно были связаны с борьбой с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности, в том числе: справка врио начальника УЭБ и ПК МВД по УР ФИО4 о количестве находящихся в производстве ФИО1 делах оперативного учета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью; письменные пояснения ФИО1 по делам оперативного учета, о непосредственном его участии в расследовании уголовных дел по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в составе следственно-оперативных групп; наградной лист ФИО1 о его поощрении за добросовестное исполнение служебных обязанностей по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Сторона ответчика не оспаривала представленные суду доказательства, не представила иных доказательств, которые свидетельствовали о невыполнении ФИО1 в спорные периоды службы функций по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

В оспариваемом решении содержится ошибочный вывод суда о том, что обязательным условием для назначении пенсии в льготном исчислении является служба только в тех подразделениях органов внутренних дел, для которых борьба с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности является основным видом деятельности, и которые созданы именно для осуществления указанных функций (лист решения 20).

Требования Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы семьям в Российской Федерации», а также Приказа МВД России от 24.09.2015 № 056 «О некоторых вопросах исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на льготных условиях» не содержит дополнительных условий об основных и дополнительных видах деятельности подразделений ОВД и целей их создания.

Выводы суда о том, что Приказом МВД по УР от 20.09.2014 № 675 и Приказом МВД по УР от 30.01.2017 № 58 утверждены штатные расписания МВД по УР которыми в составе Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР выделены подразделения непосредственного осуществления функций по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности является ошибочным. Штатное расписание создается для количественного учета кадров и определения размера оплаты труда работников, и не определяет функции и должностные обязанности работников на предприятии.

Исследованные судом Положения об Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Удмуртской Республике, утвержденные Приказом МВД по УР от 10.01.2012 №37, Приказом МВД по УР №605 от 23.08.2017, содержит перечень функций, выполняемых всеми структурными отделами, отделениями и группами Управления, и не содержит данных о распределении отдельных (специальных) функций и должностных обязанностей по борьбе с коррупцией и организованной преступностью среди сотрудников отделов, отделений и групп Управления.

Выводы суда о том, что выполнения ФИО1 функций и задач по борьбе с коррупцией и организованной преступностью по ранее занимаемой должности заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР в период зачисления в распоряжения МВД по УР с 13.05.2013 по 01.07.2013 (на период организационно-штатных мероприятий), не подлежит включению в выслугу лет истца в льготном исчислении, являются ошибочными.

Зачисление ФИО1 в распоряжение МВД по Удмуртской Республике обусловлено не прекращением его функций и задач по ранее занимаемой должности, связанных с борьбой с коррупцией и организованной преступностью, а в связи с переименованием структурных подразделений МВД по Удмуртской Республике и изменения штатной численности.

Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что несмотря на зачисление в распоряжение МВД по УР, он продолжать осуществлять указанные функции.

В возражениях на апелляционную жалобу МВД по УР выражает несогласие с содержащимися в них доводами.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 и его представители ФИО2 и ФИО5 поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель МВД по УР – ФИО6 считала доводы апелляционной жалобы необоснованными.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с 21.12.2000 в различных должностях.

В период с 01.09.2007 до 01.02.2009 служил в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка, агропромышленного комплекса и подрыву экономических основ организованной преступности) оперативно-розыскной части КМ по БЭП МВД.

В период с 01.02.2009 до 26.01.2010 проходил службу в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с коррупцией в органах власти и управления оперативно-розыскной части №2 КМ (по линии БЭП) МВД.

В период с 26.01.2010 до 15.06.2011 проходил службу в должности старшего оперуполномоченного группы по борьбе с преступлениями, связанными с реализацией приоритетных национальных проектов 1-го отдела (по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и преступлениями, связанными с реализацией приоритетных национальных проектов) оперативно-розыскной части № 2 КМ МВД (по линии БЭП, по борьбе с коррупцией в органах государственной власти).

В период с 15.06.2011 до 01.08.2011 зачислен в распоряжение МВД по УР.

В период с 01.08.2011 до 01.01.2012 проходил службу в должности старшего оперуполномоченного 5 отдела (по борьбе с коррупцией в органах государственной власти) оперативно-розыскной части №7 (экономической безопасности и противодействия коррупции) МВД.

В период с 01.01.2012 до 13.05.2013 проходил службу в должности заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД – начальника отделения (по борьбе с преступлениями в сфере АПК и биоресурсов).

В период с 13.05.2013 до 01.07.2013 зачислен в распоряжение МВД по УР.

В период с 01.07.2013 до 07.09.2016 проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по борьбе с преступлениями в сфере АПК и потребительского рынка отдела №4 (по борьбе с преступлениями в АПК и ресурсодобывающих отраслях экономики) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР.

С 07.09.2016 по 26.05.2020 проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального контроля отдела №1 сопровождения оперативно-разыскной деятельности и зонального контроля) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД.

При этом согласно справке о календарном и льготном исчислении выслуги лет все вышеуказанные периоды службы, кроме периода службы с 01.08.2011 до 01.01.2012, зачтены в выслугу лет ФИО1 в календарном исчислении.

Период службы с 01.08.2011 до 01.01.2012 прохождения службы в должности старшего оперуполномоченного 5 отдела (по борьбе с коррупцией в органах государственной власти) оперативно-розыскной части №7 (экономической безопасности и противодействия коррупции) МВД зачтен в выслугу лет из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и участниками процесса не оспариваются.

Разрешая спор, суд руководствовался Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указом Президента от 06.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах министерства внутренних дел Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 N 925 «О подразделениях криминальной милиции», Порядком исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22.09.1993 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», Приказом МВД России от 30.12.2007 № 1220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел РФ», Приказом МВД России от 10.07.2008 № 597 «О внесении изменений в приказ МВД России от 30.12.2007 № 1220», Приказом МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», Приказом МВД России от 24.11.2011 № 1167 «О внесении изменении в нормативные правовые акты МВД России», Перечнем должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в подразделениях внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденным Приказом МВД России от 24.09.2015 № 056 «О некоторых вопросах исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на льготных условиях» (далее по тексту Перечень).

Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку и наименование должности и наименование подразделения, в которых работал истец в периоды с 01.09.2007 до 01.02.2009, с 01.02.2009 до 26.01.2010 и с 26.01.2010 до 15.06.2011, соответствуют Перечню, то указанные спорные периоды подлежат включению в выслугу лет в льготном исчислении - 1 месяц за один и одну треть месяца.

В указанной части решение не обжалуется, в связи с чем на основании части 2 статьи 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Отказывая в удовлетворении требований в остальной части, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку служба истца в периоды с 01.01.2012 до 13.05.2013, с 01.07.2013 до 07.09.2016 осуществлялась не в подразделениях, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности, указанные периоды службы включению в выслугу лет истца в льготном исчислении не подлежат.

В период с 07.09.2016 до 26.05.2020 ФИО1 проходил службу в подразделении, не предусмотренном Перечнем и не осуществляющим непосредственно функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности. Указанный период включению в выслугу лет истца в льготном исчислении не подлежит.

В период с 13.05.2013 до 01.07.2013 нахождение истца в распоряжении органа внутренних дел у истца не возникло субъективное право на включение данного периода в выслугу лет в льготном исчислении.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования ФИО1 к МВД по УР о восстановлении пенсионных прав - обязании включить в выслугу лет в льготном исчислении (1 месяц - за один и одну треть месяца) спорных периодов службы - подлежат частичному удовлетворению.

Возложение обязанности на МВД по УР включить в выслугу лет в льготном исчислении (1 месяц - за один и одну треть месяца) части спорных периодов службы ФИО1 влечет за собой необходимость перерасчета размера назначенной ему пенсии. Поэтому требование истца о перерерасчете назначенной пенсии также подлежит частичному удовлетворению.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

В соответствии со статьями 1 и 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам, определяется Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца при службе: в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - с 6 сентября 2008 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 24 сентября 2015 года № 056 «О некоторых вопросах исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на льготных условиях» утвержден Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в подразделениях внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (Приложение № 4, отнесенное к категории «Для служебного пользования») (далее - Перечень).

В силу пункта 1 Примечаний к приложению №4 к приказу МВД России от 24.09.2015 № 056, в соответствии с абзацем шестым подпункта «д» пункта 3 постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации согласно настоящему Перечню в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитывается служба с 6 сентября 2008 года из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца.

В указанном Перечне предусмотрены графа 2 - «Подразделения органа внутренних дел РФ, в которых предусмотрены должности сотрудников органов внутренних дел РФ, при замещении которых осуществляется льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии согласно настоящему Перечню», и графа 3 - «Должности сотрудников органов внутренних дел РФ».

В пункте 19 графы 2 предусмотрены Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации: отделы (отделения, группы, направления) в составе управлений (отделов, отделений, групп) экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативно-разыскных частей (групп) экономической безопасности и противодействия коррупции, непосредственно осуществляющие функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.

В пункте 19 графы 3 предусмотрено наименование должностей – старший оперуполномоченный, заместитель начальника отдела, оперуполномоченный по особо важным делам.

Таким образом, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, поставлено в зависимость не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а исключительно от службы в соответствующих подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является установление факта службы истца в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности, наличие в производстве истца единичных дел оперативного учета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности не является обстоятельством, подлежащим установлению по делу.

Приказом МВД по УР от 15.06.2011 года № 333 утверждено штатное расписание МВД по УР. В составе Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР выделено подразделение для непосредственного осуществления функций по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности – отдел №5 (отдел по борьбе с коррупцией) и отдел № 6 (по борьбе с организованной преступностью).

Приказами МВД по УР от 17.02.2012 года № 116, от 20.09.2014 года № 675, от 20.09.2014 года № 675 утверждены штатные расписания МВД по УР, из которых следует, что в составе Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР выделено подразделение для непосредственного осуществления функций по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности - отдел №6 (по борьбе с коррупцией и ОГиПС).

Таким образом, в период службы истца с 01.01.2012 по 26.05.2020 в составе Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР были самостоятельные подразделение для непосредственного осуществления функций по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.

В период с 01.01.2012 до 13.05.2013 истец проходил службу в должности заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД – начальника отделения (по борьбе с преступлениями в сфере АПК и биоресурсов).

В период с 01.07.2013 до 07.09.2016 проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по борьбе с преступлениями в сфере АПК и потребительского рынка отдела №4 (по борьбе с преступлениями в АПК и ресурсодобывающих отраслях экономики) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР.

С 07.09.2016 по 26.05.2020 проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения зонального контроля отдела №1 сопровождения оперативно-разыскной деятельности и зонального контроля) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД.

Таким образом, в период с 01.01.2012 по 26.05.2020 истец проходил службу в подразделениях Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР (отдел № 1 (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса), отдел № 4 (по борьбе с преступлениями в АПК и ресурсодобывающих отраслях экономики), которые непосредственно не осуществляли функций по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.

Оценив приведенные штатные расписания, действующие в МВД по УР с 15.06.2011, должностные регламенты по занимаемым истцом должностям в период с 01.01.2012 по 26.05.2020, положение об Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в составе Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по УР выделены подразделения для непосредственного осуществления функций по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности. В периоды с 01.01.2012 по 13.05.2013, с 01.07.2013 по 07.09.2016, с 07.09.2016 по 26.05.2020 служба истца осуществлялась не в подразделениях, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, поэтому в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 и Перечнем указанные периоды службы включению в выслугу лет истца в льготном исчислении не подлежат.

В период с 13.05.2013 до 01.07.2013 истец зачислен в распоряжение МВД по УР, и у него также не возникло субъективное право на включение данного периода в выслугу лет в льготном исчислении.

Суд пришел к правильному выводу о том, что в силу части 12 статьи 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в спорный период предусматривалась возможность для сотрудника, зачисленного в распоряжение органа внутренних дел, исполнять служебные (функциональные) обязанности по прежней должности.

В силу части 15 статьи 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (утратила силу Федеральным законом от 02.08.2019 N 318-ФЗ), время нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, в выслугу лет для присвоения специального звания.

Таким образом, законодательством, действовавшим в спорный период, не было предусмотрено включение времени нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел.

Соглашается судебная коллегия и с выводом суда, что поскольку предыдущий период службы истца в должности заместителя начальника 1 отдела (по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и агропромышленного комплекса) управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД – начальника отделения (по борьбе с преступлениями в сфере АПК и биоресурсов) не подлежит включению в выслугу лет истца в льготном исчислении, то и в период с 13.05.2013 до 01.07.2013 зачисления истца в распоряжение МВД по УР у истца не возникло субъективное право на включение данного периода в выслугу лет в льготном исчислении.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного решения, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению правовой позиции истца, являющейся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания к переоценке этих доказательств.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Д.Н. Дубовцев

Судьи Ф.Р. Батршина

Э.В. Нургалиев