ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1610/2015 от 28.04.2015 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Сиренев М.И. № 33-1610/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2015 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

судей Стыцюн С.А., Степановой Т.Г.

при секретаре Баталовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 09 февраля 2015 г. по исковому заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район", обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроЛесПром" о понуждении совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд по тем основаниям, что в результате проведенной проверки была выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов населения, образовавшаяся на территории Великогубского сельского поселения в квартале выделе Великогубского участкового лесничества ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество", меры по ликвидации которой не принимаются, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Полагал, что обязанность по организации сбора и вывоза мусора с территории Великогубского сельского поселения должна быть возложена на администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район". Кроме того, участок лесного фонда в аренде ООО "ЕвроЛесПром", а обеспечение санитарной безопасности в лесах возлагается на арендаторов земельных участков. Истец просил обязать ответчиков ликвидировать указанную несанкционированную свалку.

Определением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия произведена замена ненадлежащего ответчика Великогубского сельского поселения на надлежащего муниципальное образование "Медвежьегорский муниципальный район", Великогубское сельское поселение привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска.

Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 09 февраля 2015 г. исковые требования удовлетворены, суд обязал администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" и ООО "ЕвроЛесПром" ликвидировать несанкционированную свалку на территории Великогубского сельского поселения в квартале выделе Великогубского участкового лесничества ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество".

Ответчик администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" в апелляционной жалобе полагает решение подлежащим частичной отмене в части требований, предъявленных к муниципальному образованию. Указывает, что земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка бытовых отходов и иного мусора, относится к землям государственного лесного фонда. В соответствии с ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, следовательно, осуществлять очистку лесов от захламления и загрязнения обязаны не органы местного самоуправления, а органы государственной власти, а именно Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. Участие органов местного самоуправления в защите и охране лесов не предусмотрено федеральными законами, данный вопрос отнесен к компетенции органов власти субъектов РФ. Следовательно, администрацияне вправе исполнять полномочия по охране и защите лесов, в том числе от засорения и захламления. Кроме того, действующим законодательством предусмотрены санитарно-оздоровительные мероприятия, планируемые лесничествами (лесопарками) и органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий. Вместе с тем, обозначенное применяется с учетом обязанности лесничества контролировать состояние лесов и своевременно выявлять леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Из акта осмотра от ХХ.ХХ.ХХ следует, что свалка была обнаружена в ХХ.ХХ.ХХ году, лица, причастные к выбросу мусора, не установлены, таким образом лесничество обязано вносить в план и осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в лесу. Помимо прочего, согласно п.4 Правил и п.6 Руководства санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов ирезультатов лесопатологических обследований. ХХ.ХХ.ХХ между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и ООО "ЕвроЛесПром" заключен договор аренды лесного участка, куда входит квартал. Согласно решению Верховного Суда РК от ХХ.ХХ.ХХ указанный договор расторгнут, ООО "ЕвроЛесПром" обязан в месячный срок передать лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства. Однако, ООО "ЕвроЛесПром" этого не сделал. Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с ХХ.ХХ.ХХ администрация передала администрации Великогубского сельского поселения полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Решение о передаче полномочий было принято ХХ.ХХ.ХХ, поэтому его невозможно было предоставить в Медвежьегорский районный суд. Также отмечает, что по смыслу ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, должен быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Такой срок в решении суда не установлен.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия выражает согласие с постановленным судебным актом, указывая, что в соответствии с Положением о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия у Министерства отсутствуют полномочия в области обращения с отходами производства и потребления. Согласно подп.5, 7 п.9 указанного Положения Министерство координирует в пределах своей компетенции деятельность органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления, организаций в установленных сферах деятельности. Министерство в соответствии с переданными полномочиями осуществляет на землях государственного лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Вопросы местного значения, входящие в предмет ведения органов местного самоуправления, подлежат решению на всей территории муниципального образования, коим является и сельское (городское) поселение. В соответствии со ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Карельский межрайонный природоохранный прокурор в письменных возражениях на апелляционную жалобу высказывает мнение о законности постановленного судом решения, указывает, что несанкционированная свалка расположена на территории лесного фонда в границах Великогубского сельского поселения Медвежьегорского муниципального района, следовательно, обязанность по ликвидации такой свалки обоснованно возложена на администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район".

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Крылов Д.И. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, оставить решение суда - без изменения. Дополнительно пояснил, что правила, на которые ссылается ответчик, не являются действующими.

Представитель третьего лица ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество" Илюхина Е.Н. также полагала решение суда законным и обоснованным.

Остальные лица, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст.327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституцией РФ в ст.ст.41, 42, а также в ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Судом первой инстанции в рамках рассмотрения дела, с учетом представленных доказательств, установлено, что в квартале 103 выделе 16 Великогубского участкового лесничества имеет место несанкционированная свалка.

Абзацем 1 ст.4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст.22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.

Исходя из условий представленного в материалы дела договора аренды лесного участка следует, что он заключен ХХ.ХХ.ХХ между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и ООО "ЕвроЛесПром", лесной участок площадью га, переданный в аренду по договору, является частью лесного участка с кадастровым номером , адрес объекта: (.....) и имеет следующие основные характеристики: РК, (.....), ГУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество", участковое лесничество Великогубское. Арендатор (ООО "ЕвроЛесПром") обязан соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду. Принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора (п.

Руководствуясь вышеназванными положениями законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, возложении на администрацию муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" и ООО "ЕвроЛесПром" обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории Великогубского сельского поселения в квартале выделе Великогубского участкового лесничества ГКУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество".

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, полагая, что суд верно исходил из того, что в силу указанных законоположений, а также норм Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, несанкционированная же свалка находится в границах Великогубского сельского поселения Медвежьегорского муниципального района.

Доводы жалобы ответчика администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" не могут быть учтены судебной коллегией и подлежат отклонению ввиду следующего.

Согласно ч.ч.3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18 ч.1 ст.14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта РФ. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Ссылки ответчика на имеющее место решение от ХХ.ХХ.ХХ о передаче указанных полномочий администрации Великогубского сельского поселения не могут быть приняты во внимание, поскольку решение суда постановлено ХХ.ХХ.ХХ, то есть до обозначенной даты.

Относительно довода о том, что в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, должен быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, но такой срок судом не установлен, судебная коллегия отмечает, что решение должно быть исполнено в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы несостоятельны, поскольку сводятся к субъективной переоценке ответчиком обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судом, нашедшую правильную оценку в решении суда, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 09 февраля 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи