ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33 - 16123 /2015
17 сентября 2015 года г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,
судей: Ткачевой А.А.,
ФИО1
при секретаре Папикян Г.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ткачевой А.А. дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Башкортостан на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 02 июля 2015 года,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО2 обратилась в суд с иском (с последующим его уточнением – л.д. 27) к адрес Республики Башкортостан о предоставлении ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обосновании иска, что до достижения ею совершеннолетия воспитывалась в семье своего опекуна, поскольку осталась без попечения родителей. адрес Республики Башкортостан истица в установленном порядке принята на соответствующий учет и включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении вне очереди жилого помещения. В настоящее время истица проживает с мамой, лишенной родительских прав, и полагает, что вправе претендовать на жилое помещение специализированного жилищного фонда. В связи с этим истица просит обязать адрес Республики Башкортостан предоставить ей - лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения за счет субвенций, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.
Определением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Республики Башкортостан (л.д. 19, 20).
Обжалуемым решением суда исковые требования, заявленные ФИО2 к ответчику, удовлетворены; на адрес Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить ФИО2, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма за счет субвенций бюджета Республики Башкортостан (л.д. 42 - 47).
В апелляционной жалобе Правительство Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности, указав в обоснование жалобы на то, что судом при постановке обжалуемого решения не учтено то обстоятельство, что бюджетные субвенции, необходимые органам местного самоуправления для финансирования переданных им в установленном порядке государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предоставляются муниципальным образованиям Республики Башкортостан, которые в соответствии со своей компетенцией самостоятельно распоряжаются выделенными им бюджетными средствами в соответствии с имеющимися потребностями (л.д. 49 – 52).
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения. В отсутствие доказательств уважительности неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, судебная коллегия в силу положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела, выслушав представителя адрес Республики Башкортостан – ФИО3, действующего на основании доверенности, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор относительно заявленных ФИО2 исковых требований к адрес Республики Башкортостан об обязании ответчика предоставить ей жилое помещение, суд первой инстанции установил следующие юридически значимые для дела обстоятельства: ФИО2, дата года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата родители ФИО2 - ФИО5 (отец) и ФИО6 (мать) лишены родительских прав в отношении ФИО2; распоряжением главы Администрации адрес и адрес Республики Башкортостан от дата№... ФИО2 передана под опеку ФИО11; в 2014 году ФИО2 окончила обучение в Государственном автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Туймазинском индустриальном техникуме; ФИО2 проживает по адресу: адрес вместе с мамой, сестрой, братом, бабушкой, что подтверждается соответствующей справкой ООО «УК ЖКХ» от дата № 772; распоряжением главы Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№... ФИО2 в установленном порядке принята на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения; по состоянию на день рассмотрения судом данного гражданского дела ФИО2 жилым помещением не обеспечена.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от дата № 159-ФЗ лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, как следует из содержания приведенной правовой нормы, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона.
Из материалов дела следует, сторонами не опровергается, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от дата № 159-ФЗ имеет право на однократное предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела также следует, сторонами не оспаривается, что истица достигла совершеннолетия, срок ее обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении окончен, она в установленном законом порядке принята ответчиком на соответствующий учет в качестве лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на предусмотренные названным Федеральным законом меры социальной поддержки в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО2 реализовано не было.
С учетом указанных обстоятельств, являющихся юридически - значимыми для правильного разрешения данного спора, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, заявленные ФИО2 к ответчику, пришел к обоснованному, правомерному выводу о наличии у ФИО2 права на предоставление ей органом местного самоуправления по месту ее жительства на основании названного Федерального закона меры социальной поддержки в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и об обязанности ответчика предоставить истице такое жилое помещение.
Вместе с тем, возлагая на орган местного самоуправления - адрес Республики Башкортостан обязанность предоставить истице благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд пришел к неправомерному выводу о том, что такое жилое помещение подлежит предоставлению истице за счет субвенций, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
В развитие указанного положения Законом Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждены объемы и распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
С учетом изложенного правовых оснований для возложения на адрес Республики Башкортостан обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение за счет и в пределах субвенций, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан, не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат передаче в силу закона.
Неисполнение обязанности по предоставлению субвенций предметом настоящего спора не является.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу того, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и осуществление расходов бюджета Республики Башкортостан, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса, то положения Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям с участием граждан неприменимы.
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит изменению, поскольку возложение на ответчика обязанности предоставить ФИО2 жилое помещение за счет субвенций из бюджета Республики Башкортостан противоречит вышеуказанным правовым нормам. Кроме того, Правительство Республики Башкортостан ответчиком по данному гражданскому не является.
Руководствуясь статьями 308 – 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от 02 июля 2015 года изменить полностью, исковые требования ФИО2 к адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить, обязать адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения.
Председательствующий Т.Ф. Крыгина
Судьи: А.А. Ткачева
ФИО1
Справка: судья Гиниятова А.А.