САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33-16153 Судья: Цыганкова Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Сухаревой С.И. |
судей | ФИО1 и ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2018 года гражданское дело № 2-1331/2018 по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Красносельского районного суда Санкт - Петербурга от 25 апреля 2018 года по иску ФИО4 к ООО «Жилкомсервис № 1 Красносельского района» о защите прав потребителя.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И., объяснения представителя ФИО4 – ФИО5 по доверенности от <дата>, представителя ООО «Жилкомсервис №1 Красносельского района» – ФИО6 по доверенности от <дата>, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО4 обратился в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 1 Красносельского района» о защите прав потребителя, уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ответчика отменить начисление задолженности в размере 74 079 рублей 86 копеек, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 20 000 рублей, штраф.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО «Жилкомсервис № 1 Красносельского района». Ответчиком в счете-извещении на оплату квартплаты за <дата> года содержалась информация о применении при расчете стоимости оплаты за водоснабжение повышающих коэффициентов, из разъяснений ответчика истцу стало известно, что межповерочный интервал индивидуальных приборов учета, установленных в квартире, истек. Истец установил новые ИПУ на воду, в счете за <дата> года повышающий коэффициент отсутствовал. Однако, в счете за <дата> года указано на начисление 80 084 рубля в графе «изменение размера платы». При обращении к ответчику истцу было указано на то, что межповерочный интервал счетчиков истек в <дата> году, в связи с чем, ответчик произвел перерасчет по водоснабжению за 5 лет, исходя из нормативов потребления. Истец полагал, что начисление задолженности за водоснабжение по нормативу является необоснованным, поскольку ответчик проверок приборов учета, установленных в квартире истца, не проводил, об истечении срока эксплуатации приборов учета и необходимости проведения поверки ответчик истцу не сообщал. Ссылался на пропуск ответчиком установленного законом срока исковой давности для начисления задолженности за предыдущий период, нарушение прав истца как потребителя.
Решением Красносельского районного суда Санкт - Петербурга от 25 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 августа 2018 года, судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам суда первой инстанции в связи с тем, что протокол судебного заседания Красносельского районного суда Санкт - Петербурга от 25 апреля 2018 года не подписан судьей Цыганковой Ю.В.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене, поскольку постановлено с нарушением норм гражданского процессуального права.
В силу п. 6 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания.
В соответствии со ст. 228 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ходе каждого судебного заседания суда первой инстанции, а также при совершении вне судебного заседания каждого отдельного процессуального действия составляется протокол.
Ч. 4 ст. 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что протокол судебного заседания подписывается председательствующим и секретарем судебного заседания.
Из протокола судебного заседания от 25.04.2018, в котором принято обжалуемое решение, следует, что протокол судебного заседания не подписан председательствующим судьей, то есть отсутствует, что является нарушением норм гражданского процессуального права и безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При новом рассмотрении представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №1 Красносельского района» ФИО6 против заявленных требований возражала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что законом и договором управления не предусмотрена обязанность управляющей компании сообщать потребителю об истечении срока эксплуатации приборов учета, необходимости замены приборов и проведении поверки, даты установки и срока эксплуатации счетчиков, межповерочный интервал указаны в паспорте прибора учета, который хранится у потребителя. Обязанность по инициации поверки и замене приборов учета возложена на потребителя, поверки осуществляют организации с соответствующей лицензией. При этом документов на приборы учета истцом ответчику предоставлены не были. Предусмотренные законом проверки ответчиком проводятся, обязанности, возложенные на управляющую компанию, ответчик выполняет.
Третье лицо ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» в судебное заседание не явилось, было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки не сообщило, при таком положении, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство».
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО4 является собственником 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО «Жилкомсервис №. 1 Красносельского района» в соответствии с договором управления №... от <дата> (л.д. 64-83).
Согласно представленному счету-квитанции по квартире по спорному адресу, к оплате за <дата> года указана сумма 82 296 руб. 24 коп., в том числе 80 084 руб. 31 коп. - изменение размера платы за ХВС, ГВС, водоотведение (л.д. 5).
<дата> истцом в адрес ответчика направлена претензия, из которой следует, что согласно разъяснений, полученных от ответчика, изменение размера платы за воду имело место в связи с истечением межповерочного интервала приборов учета на воду в <дата> году, счетчики подлежали поверке или замене, ответчиком произведен перерасчет за пять лет, исходя из нормативов потребления воды. Истцом указано на несогласие с произведенным перерасчетом и просьба отменить начисление задолженности в размере 80 084 руб. 31 коп. (л.д. 6-7).
<дата> ответчиком в адрес истца направлен ответ на претензию, в соответствии с которым, перерасчет произведен за период с <дата> года (дату закрытия индивидуальных приборов учета), по установленным законом нормативам, по количеству человек, зарегистрированных по спорному адресу, доначисление, с учетом перерасчета, составило 74 079 руб. 86 коп. При этом, указывается на обязанность собственника жилого помещения по оснащению помещения индивидуальными приборами учета, вводу индивидуального прибора учета в эксплуатацию, надлежащей технической эксплуатации, сохранности, своевременной замене индивидуального прибора учета (л.д. 8-9).
Ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлена обязанность граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирован ст. 155 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г. в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В силу п. "д" п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе и в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Как предусмотрено ст. 81 (13) Правил, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
В соответствии с п. 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 6 мая 2011 года N 354, ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
По смыслу названных положений осуществляется ввод в эксплуатацию вновь установленных приборов учета либо приборов учета после их ремонта, замены и поверки.
Нормы п. 2 ст. 2 ФЗ РФ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
По смыслу положений Правил предоставления коммунальных услуг, без ввода в эксплуатацию данные приборы учета не могли быть использованы при расчете платы за потребленный ресурс.
Таким образом, вышеприведенные нормы прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.
При этом, проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является собственной обязанностью потребителя, в связи с неисполнением которой предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Из материалов дела усматривается и истцом не оспаривается, что в квартире по спорному адресу индивидуальные приборы учета на холодную и горячую воду установлены <дата> (л.д. 39-40).
Техническая документация на приборы учета на воду истцом не представлены с указанием на их утрату. Ответчику, осуществляющему управление домом с 2012 года, документы также представлены не были.
Принимая во внимание дату установки приборов учета - <дата>, отсутствие документации на ИПУ, судебная коллегия считает возможным полагать, что межповерочный интервал поверки приборов учета на момент <дата> года истек, вследствие чего, показания приборов учета с <дата> года не могли быть использованы при определении размера платы за водоснабжение.
В ходе рассмотрения дела установлено, что срок эксплуатации приборов учета истек.
Доводы истца о неисполнении ответчиком как управляющей компанией обязанности по своевременной проверке приборов учета, вследствие чего, информации о необходимости замене и поверке счетчиков у истца не было, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Подпунктом "ж" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, на ответчика как исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность по проведению проверок состояния квартирных приборов учета, которой корреспондирует обязанность по проверке достоверности производимых расчетов по оплате коммунальных платежей.
По смыслу вышеуказанных нормативных положений, проверка состояния прибора учета предполагает: его фактическое наличие (отсутствие), исправность (неисправность), наличие (отсутствие) пломб, сопоставление данных прибора учета с ранее учтенными показаниями.
Других обязанностей в этой части закон на исполнителя коммунальных услуг не возлагает.
Согласно пп. "г", "д" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, в целях учета потребленных коммунальных услуг потребитель обязан:
- использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;
- обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
Таким образом, обязанность граждан проводить поверку индивидуальных приборов учета предусмотрена федеральным законодательством, а, следовательно, истец был обязан проводить поверку индивидуальных приборов учета за свой счет в сроки установленные предприятием - изготовителем и указанные в паспорте прибора учета.
Поскольку проведение поверок приборов учета в соответствии с технической документацией является собственной обязанностью потребителя, то в связи с неисполнением данной обязанности предусмотрен специальный механизм начисления платы за потребленные коммунальные ресурсы.
Согласно п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Пункт 60 названных Правил устанавливает, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, произведенный ответчиком перерасчет платы за водоснабжение, исходя из установленных нормативов потребления, за период с <дата> года по <дата> года, учитывая вышеизложенное, не может быть признан необоснованным.
Ссылки истца на пропуск ответчиком установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации 3-летнего срока давности для производства перерасчета платы за водоснабжение за период с <дата> г.г., также не могут быть приняты во внимание, поскольку сведений о том, что ООО «Жилкомсервис № 1 Красносельского района» заявлял исковые требования о взыскании с истца задолженности за указанный истцом период, материалы дела не содержат, в связи с чем, заявленные требования о применении срока исковой давности, при данном рассмотрении применены быть не могут.
Истец не лишен возможности заявить о применении срока исковой давности при предъявлении к нему исковых требовании со стороны ответчика о взыскании задолженности за указанный период.
Согласно разъяснениями, содержащимися в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности, заявление ненадлежащей стороны о применении исковой давности правового значения не имеет.
При таком положении, требования истца об обязании ответчика отменить начисление задолженности в размере 74 079 руб. 86 коп. следует признать необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 20 000 руб. со ссылкой на Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Как следует из ст. 15 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Истец в обоснование заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, ссылался на те обстоятельства, что моральный вред причинен в связи с незаконным начислением платежей, неисполнением ответчиком возложенных на него обязанностей как на управляющую компанию.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия исходит из того, что факт незаконного начисления ответчиком истцу, как потребителю, платежей, факт неисполнения ответчиком обязанностей по управлению многоквартирным домом по спорному адресу, в ходе рассмотрения дела не установлен, ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств причинения ему вследствие противоправных действий ответчика нравственных и физических страданий, что явилось бы основанием для взыскания компенсации морального вреда в порядке ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таком положении, оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу морального вреда и штрафа в силу положений ст. 13 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», не имеется.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцу в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт - Петербурга от 25 апреля 2018 года отменить.
В иске ФИО4 отказать.
Председательствующий
Судьи