ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16154/2016 от 15.12.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Головой Т.А. № 33-16154/2016АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2016 года г.Самара

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Акинина О.А.

судей Ефремова Л.Н., Сафоновой Л.А.,

при секретаре Майданова М.К.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холодова В.С. к ООО «Средневолжская газовая компания» филиал « Самарагаз» Управление «Шигонырайгаз» об обязании выдать технические условия

по апелляционной жалобе Холодова В.С. на решение Октябрьского городского суда г.о.Самара от 11 октября 2016 года,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения Холодова В.С. и его представителя Баринова Е.А., действующего на основании устного ходатайства, возражения на жалобу представителя ООО «Средневолжская газовая компания» - Кузнецовой В.Р., действующей на основании доверенности,

У С Т А Н О В И Л А:

Холодов В.С. обратился иском к ООО «Средневолжская газовая компания» филиал «Самарагаз» Управление «Шигонырайгаз», в котором просил обязать ООО «Средневолжская газовая компания» филиал «Самарагаз» Управление «Шигонырайгаз» выдать технические условия на установку автономного источника теплоснабжения в квартире, принадлежащей истцуу на праве собственности по адресу: <адрес>.

Заявленные требования мотивировал следующим. Для согласования переустройства жилого помещения и нежилого помещения в многоквартирном жилом доме с централизованным отоплением в целях установки автономного источника теплоснабжения заявителю необходимо предоставить в Межведомственную комиссию документы, предусмотренные пунктом 3.2. раздела 3 настоящего Положения. В данный перечень документов включены, в том числе технические условия газоснабжающей организации.

Межведомственной комиссией Администрации <адрес> для передачи в Управление «Шигонырайгаз» ему выдано письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой выдать технические условия на установку автономного источника теплоснабжения в квартире, принадлежащей на праве собственности Холодову B.C. по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление «Шигонырайгаз» им подано аналогичное заявление.

На данное заявление получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с отказом в выдаче технических условий в связи с отсутствием обязательного пакета документов, прилагаемых к заявлению: отсутствует согласие всех собственников квартир в жилом <адрес> на установку газового оборудования для индивидуального отопления; отсутствует согласие от ТСЖ «Октябрьское» на проведение индивидуального отопления.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление «Шигонырайгаз» подано повторное заявление о выдаче технических условий и разъяснений по поводу представления дополнительных документов.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче технических условий. ДД.ММ.ГГГГ в Управление «Шигонырайгаз» им подано 2 заявления о выдаче технических условий.

ДД.ММ.ГГГГ получен ответ об отказе в выдаче технических условий.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года и исходя из смысла статьи 1 указанного закона, отношения, возникшие между сторонами, регулируются данным законом. Исходя из пунктов 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 Правил). Исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные услуги (подп. «в» п.49 Правил).

Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими Федеральными законами.

В силу части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.

В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, истец полагал, что именно ответчик должен определять технические условия, производить необходимые расчеты и выдавать технические условия, либо законно, обоснованно и мотивированно отказывать в их выдаче, учитывая при этом, что только после получения технических условий у истца возникнет обязанность по получению согласований и разрешений, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме на реконструкцию системы отопления и системы газоснабжения, разработку и согласование проекта реконструкции системы отопления всего дома с учетом перевода конкретной квартиры на индивидуальное отопление с теплоснабжающей организацией, органами местного самоуправления и т. д., а также сбор и оформление иных документов обеспечивающих безопасную эксплуатацию газового оборудования.

Согласно ответу УФ АС по <адрес>/ от ДД.ММ.ГГГГ «...ни зданием, ни строением, ни сооружением, ни объектом строительства которого не завершено квартира не является. Квартира является частью объекта капитального строительства (здания). Таким образом, Правила 83, Правила 1314 не распространяются на данные отношения...».

Пункт 8 Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 «1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Правила) указан исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении технических условий, более того документа о согласии собственников всех помещений многоквартирного дома в данный перечень не включено. В соответствии с п. 13 Правил при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году. Квартира же не является объектом капитального строительства; заявителем может выступить как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства так и основной абонент - он не является обладателем земельного участка намеренного осуществить строительство объекта капитального строительства. «Внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Перепланировка его квартиры затрагивает внутриквартирное газовое оборудование.

Решением Октябрьского городского суда г.о.Самара от 11 октября 2016 года постановлено:

«Иск ФИО1 к ООО «Средневолжская газовая компания» филиал «Самарагаз» Управление «Шигонырайгаз» об обязании выдать технические условия - оставить без удовлетворения».

В апелляционной жалобе истец просил отменить решение суда первой инстанции, и вынести новое решение, которым удовлетворить иск в полном объеме. При этом указал следующее. Считает, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также судом неправильно применены нормы материального права.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимое™ и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановлением Администрации г.о. Октябрьск Самарской области №659 от 21.12.2012 года внесены изменения в постановление Главы городского округа Октябрьск от 11.08.2010 года № 503 «Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений или нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории городского округа Октябрьск Самарской области».

Для согласования переустройства жилого помещения и нежилого помещения в многоквартирном жилом доме с централизованным отоплением в целях установки автономного источника теплоснабжения заявителю необходимо предоставить в Межведомственную комиссию документы, предусмотренные пунктом 3.2. раздела 3 настоящего Положения.

В данный перечень документов включены, в том числе технические условия газоснабжающей организации.

В силу части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.

В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Таким образом, именно ответчик должен определять технические условия, производить необходимые расчеты и выдавать технические условия, либо законно, обоснованно и мотивированно отказывать в их выдаче, учитывая при этом, что только после получения технических условий у истца возникнет обязанность по получению согласований и разрешений, в том числе с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме на реконструкцию системы отопления и системы газоснабжения, разработку и согласование проекта реконструкции системы отопления всего дома с учетом перевода конкретной квартиры на индивидуальное отопление с теплоснабжающей организацией, органами местного самоуправления и т. д., а также сбор и оформление иных документов обеспечивающих безопасную эксплуатацию газового оборудования.

Указанный довод, судом первой инстанции оставлен без рассмотрения, в решении суда не указаны основания и мотивы не применения данной нормы права.

В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Постановлением Администрации г.о.Октябрьск Самарской области №659 от 21.12.2012 года внесены изменения в постановление Главы городского округа Октябрьск от 11.08.2010 года № 503 «Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений или нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории городского округа Октябрьск Самарской области».

Для согласования переустройства жилого помещения и нежилого помещения в многоквартирном жилом доме с централизованным отоплением в целях установки автономного источника теплоснабжения заявителю необходимо предоставить в Межведомственную комиссию документы, предусмотренные пунктом 3.2. раздела 3 настоящего Положения.

В данный перечень документов включены, в том числе технические условия газоснабжающей организации.

Межведомственной комиссией Администрации г.о. Октябрьск для передачи в Управление «Шигонырайгаз» истцу выдано письмо от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой выдать технические условия на установку автономного источника теплоснабжения в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО1 по адресу: <адрес>

Ответ на данное письмо до настоящего времени истцом не получен.

Таким образом, ответчик в нарушении части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предоставил технические условия по запросу органа местного самоуправления.

На все заявления истца о выдаче технических условий, получены ответы об отказе в выдаче технических условий.

Судом сделан вывод «...внутридомовой газопровод принадлежит всем жильцам многоквартирного дома на праве общей долевой собственности и распоряжаться им могут только с согласия всех собственников квартир в многоквартирном доме...».

Данные доводы суда оспариваются доводами апелляционной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с Положением «О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений или нежилых помещений в многоквартирных жилых домах расположенных на территории городского округа Октябрьск Самарской области», утверждено Постановлением Главы городского округа от 11 августа 2010 года №503, переустройство - не нарушающие действующее законодательство, строительные нормы и требования изменения внутренних проектных систем (их элементов), инженерного оборудования (электроснабжения, теплопотребления, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и вентиляции). Переустройство помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения, установка автономного источника теплоснабжения (газового котла).

В соответствии с Постановление Правительства РФ №549 от 21.06.2008г. «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»,которое содержит следующие понятия:

"внутридомовое газовое оборудование" в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;

"внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (спусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Таким образом, перепланировка истца квартиры затрагивает внутриквартирное газовое оборудование.

Ццелью получения технических условий является получение информации о наличии технической возможности, необходимых технических и технологических мероприятий, для анализа экономической целесообразности и дальнейшего принятия решения о выборе типа топлива (газ или электроэнергия), после получения технических условий в газоснабжающей организации возникает возможность в разработке проектной документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Получение технических условий на проектирование индивидуальной газовой системы теплоснабжения фактически является начальной стадией перевода жилого помещения на индивидуальное отопление, то есть, стадией проведения переустройства жилого помещения.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года и исходя из смысла статьи 1 указанного закона, отношения, возникшие между сторонами, регулируются данным законом.

Истец и его представитель в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Представитель ООО «Средневолжская газовая компания» в судебном заседании апелляционной инстанции возражала против доводов жалобы, полагая их необоснованными, просила оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

Материалами дела установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

ФИО1 обратился с заявлением в Управление «Шигонырайгаз» с просьбой выдать технические условия на установку автономного источника теплоснабжения в квартире, по адресу: <адрес>.

Данные технические условия необходимы ему в связи с тем, что для согласования переустройства жилого помещения и нежилого помещения в многоквартирном жилом доме с централизованным отоплением в целях установки автономного источника теплоснабжения ФИО1 необходимо предоставить в Межведомственную комиссию г.о. Октябрьск технические условия газоснабжающей организации.

ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ с отказом в выдаче технических условий, в связи с отсутствием обязательного пакета документов, прилагаемых к заявлению, а именно отсутствие согласия всех собственников квартир в жилом <адрес>, отсутствие согласия ТСЖ «<данные изъяты> на проведение индивидуального отопления.

Согласно ч.3 ст.16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Квартира истца расположена в многоквартирном жилом доме.

В силу п. п. "б, в" п. 2, 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, крыши, несущие стены, балконные и иные плиты, внутридомовая инженерная система газоснабжения, внутридомовая система отопления включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 внутридомовой газопровод относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 6.5.5 Свода правил СП 60.13330.2012 "СНиП 41-01-2003. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 279, выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) в жилых многоквартирных зданиях не допускается.

Пункт данной нормы является обязательным для применения в силу п. 4 ст. 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р.

В соответствии с ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных источников тепловой энергии.

Согласно пункту 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 г. N 170, переоборудование и перепланировка квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Согласно пункту 1 статьи 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В силу пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ и статьей 36 ЖК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что из смысла данных норм следует, что внутридомовой газопровод принадлежит всем жильцам многоквартирного дома на праве общей долевой собственности и распоряжаться им могут только с согласия всех собственников квартир в многоквартирном доме.

Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет необходимые документы, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч. ч. 2, 2.1 настоящей статьи.

В силу п. 3 ч. 1ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно- технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит перечня требований законодательства, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения, такие требования содержатся в подзаконных нормативных актах.

В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 247 ГК РФ и ч. 2 ст. 36 ЖК РФ владение и пользование имуществом, находящимся общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Переход на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме влияет на тепловой баланс всего жилого дома, что также свидетельствует о необходимости получения на это согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома.

Кроме того, п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170, установлено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также носить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ), то для оснащения квартиры индивидуальным источником тепловой энергии необходимо также получение на это переустройство согласия всех собственников жилья в многоквартирном доме. Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны.

Исследовав доказательства по делу, правильно применив указанные выше нормы права судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что установка индивидуального отопления, сопровождающаяся реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанная с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, возможна только при наличии согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Поскольку внутридомовой газопровод является частью общего имущества, а истец намерен произвести подключение своего автономного источника теплоснабжения непосредственно к указанному газопроводу, то в данном случае необходимо в обязательном порядке получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательства согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на перепланировку и переустройство квартиры истца с демонтажем общей системы отопления, крыши, использованием общего вентиляционного канала под дымоход, установку в его квартире индивидуального автономного отопления истцом не представлены.

Несмотря на то, что ст. 26 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень документов, предъявляемых для решения вопроса о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, указанную норму необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения в определенных случаях согласия всех собственников в установленном законом порядке. Такого согласия собственников истцом получено не было.

Доводы истца и его представителя о том, что согласие всех собственников многоквартирного жилого дома необходимо получить и представить после выдачи технических условий, судом признаны несостоятельными, поскольку конечной целью получения технических условий является подключение (технологичекое присоединение) автономного источника отопления к общему домовому газопроводу, которое существенно нарушит права и законные интересы всех участников общей долевой собственности и влечет за собой высокий риск аварийной ситуации.

В связи с вышеизложенным судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку ООО «Средневолжская газовая компания», отказывая в выдаче технических условий, правомерно указала на необходимость предоставления согласия всех собственников жилых помещений многоквартирного дома на установку истцом газового оборудования для индивидуального отопления. Правовых оснований для удовлетворения требований истца - возложить на ответчика обязанность выдать технические заключения - не имеется.

Не опровергают правильные выводы суда первой инстанции доводы апелляционной жалобы.

Довод жалобы о необходимости представления технических условий газоснабжающей организации в Межведомственную комиссию для согласования переустройства жилого помещения (квартиры) в силу требований постановления Главы г.о.Октябрьск от 11.08.2010 г. №503 (с изменениями, внесенными постановлением Администрации г.о. Октябрьск от 21.12.2012 г. № 659), не служат бесспорным основанием для выдачи технических условий газоснабжающей организацией, поскольку законодателем установлен порядок подачи и согласований данных заявлений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1314 от 30,12.2013 г. "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также требований действующего жилищного и гражданского законодательства.

Включение технических условий газоснабжающей организации в перечень необходимых документов для согласования переустройства жилого помещения на основании постановления Главы г.о. Октябрьск <адрес>, не отменяет общие нормы действующего жилищного и гражданского законодательства об общей долевой собственности жильцов в многоквартирном доме.

Так же являются необоснованными доводы жалобы о том, что ООО «СВГК» нарушило требования Градостроительного кодекса РФ (п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено получение органом местного самоуправления технических условий газоснабжающей организации за третьих лиц (в данном случае за ФИО1), только если он (орган местного самоуправления) сам не является собственником объекта капительного строительства (земельного участка) или собственником объекта реконструкции.

Таким образом, ООО «СВГК», руководствуясь общими нормами действующего законодательства, имеет право выдавать технические условия только заявителю - собственнику объекта, при условии соблюдения им общего порядка подачи заявления.

Не могут служить основанием для отмены правильного решения суда доводы жалобы о том, что перепланировка квартиры затрагивает только внутриквартирное газовое оборудование, а не общедомовое.

Согласно п. 5 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 внутридомовой газопровод относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме

В силу ст. 36 ЖК РФ внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Перевод на автономное отопление отдельной квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы изначально не рассчитаны.

Из материалов дела следует, что конечной целью ФИО1 является установка автономного источника теплоснабжения (котла) в квартире и его подключение к внутридомовому газопроводу. То есть, ФИО1 намерен произвести переустройство своего жилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм ГК РФ и ГПК РФ, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.

Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского городского суда г.о.Самара от 11 октября 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: