ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1616/2017 от 24.05.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №33-1616/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 24 мая 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Матвеевой Н.Л.,

судей: Насиковской А.А., Переверзиной Е.Б.,

при секретаре: Бахуревич Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Л.А.И., Г.К.М. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 декабря 2016 года по гражданскому делу №2-3789/2016 по иску Л.А.И., Г.К.М. к Товариществу собственников жилья «Полярник» о признании недействительным решения общего собрания членов Товарищества собственников жилья «Полярник» в части утверждения тарифа на отопление и горячее водоснабжение, утверждения расчета на общедомовые нужды.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителей ТСЖ «Полярник» ФИО1, ФИО2, ФИО3, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ДД.ММ.ГГГГГ.К.М., Л.А.И. обратились во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском к ТСЖ «Полярник» о признании недействительным решения общего собрания членов ТСЖ «Полярник» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме заочного голосования, в части утверждения тарифа на отопление и горячее водоснабжение, утверждения расчета на ОДН (потери ресурса ХВД, ГВС, водоотведение, электроэнергия), взыскании судебных расходов.

В обоснование требований указано, что Л.А.И. является собственником квартиры , а Г.К.М. – квартиры в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истцам стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено общее собрание членов ТСЖ «Полярник» в форме заочного голосования, на котором были приняты, в том числе решения об утверждении платежей с ДД.ММ.ГГГГ за услуги котельной, которая относится к общему имуществу ТСЖ «Полярник», по отоплению и горячему водоснабжению; об утверждении порядка расчетов ОДН (потери ресурса ХВД, ГВС, водоотведение, электроэнергия) пропорционально квадратным метрам жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности жильцов.

Истцы полагают, что указанные решения приняты с нарушением действующего законодательства, ущемляют их права и законные интересы, наносят материальный вред, поскольку в соответствии со ст. 145 ЖК РФ установление тарифов на коммунальные услуги не относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Установление структуры платы за жилое помещение, порядок расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти, а в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем, исходя из объема коммунальных ресурсов, использованных в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению и тарифа на использованный ресурс. Кроме того, данные тарифы ТСЖ использует и при начислении платы за услуги по ОДН (горячее и холодное водоснабжение), что существенно влияет на увеличение стоимости квартирной платы.

Кроме того, истцы полагают, что поскольку в бюллетене для голосования, в нарушение п. 3 ст. 47 ЖК РФ, по вопросу утверждения расчета ОДН не было предложено два варианта для голосования, а решения по каждому варианту содержали только одну формулировку для волеизъявления «за», собственник, желающий проголосовать «против» или «воздержаться», не мог выразить свое мнение, что существенно повлияло на результаты голосования.

Кроме того, истцы указали, что предлагаемый ответчиком вариант расчета ОДН, пропорционально объему ресурса, израсходованного каждой квартирой, имеет ссылку на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которое отменено Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, за исключением пунктов, касающихся порядка расчета размера платы на коммунальную услугу по отоплению. Вопрос о возмещении потерь ресурса отопления ОДН не был поставлен на повестку дня.

Также собственниками принято решение об утверждении расчета потерь такого коммунального ресурса, как водоотведение на ОДН. <адрес> не оборудован общим прибором учета сточных вод, следовательно, плата за водоотведение на ОДН равна нулю,однако в структуру платы за коммунальные услуги включено воотведение на ОДН. Между тем, к компетенции ТСЖ установление новых видов коммунальных услуг, не относится.

Поскольку при проведении оспариваемого собрания были допущены нарушения действующего законодательства, которые не позволили собственникам выразить свою действительную волю, истцы вынуждены обратиться с требованиями в суд (т.1, л.д. 62-67).

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15.12.2016 в удовлетворении исковых требований Л.А.И., Г.К.М. отказано (т.2, л.д. 129-136).

В апелляционной жалобе Л.А.И. и Г.К.М. просят решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы указано, что вывод суда о том, что в рассматриваемом случае ТСЖ «Полярник» является ресурсоснабжающей организацией, является неверным, поскольку в соответствии с п. 2 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ТСЖ является исполнителем.

Вывод суда об отсутствии иной возможности расчета платы за потребленные ресурсы, не соответствует действительности и не основан на законе. Суд не рассмотрел заявленные исковые требования по существу. Решением собрания ТСЖ "Полярник" установлен тариф на горячую воду равным тарифу на холодную воду, а расходы на нагрев горячей воды включены в тариф по отоплению, что повлекло за собой увеличение платы за коммунальную услугу «отопление». Таким образом, ТСЖ "Полярник" самостоятельно установило не только свой тариф на коммунальные услуги, но и свой способ расчета этой платы, однако решение данных вопросов относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Истцы также выражают несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для признания решения неправомерным по вопросу утверждения расчета ОДН, указывая на то, что на момент принятия решения в законе отсутствовала норма, согласно которой ТСЖ "Полярник" полномочно утверждать способ расчета коммунальной услуги на ОДН. Суд также не рассмотрел заявленные исковые требования о признании решения членов ТСЖ "Полярник" (в части) ничтожным в соответствии со ст. 181.5 ГК РФ и не изучил доводы истцов (т.2, л.д. 138-141).

Дело рассмотрено в отсутствие Л.А.И., Г.К.М., надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Судом установлено, что Л.А.И. является собственником квартиры а Г.К.М. собственником квартиры в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанном доме было проведено общее собрание ТСЖ «Полярник» в форме заочного голосования, оформленное протоколом (т.1, л.д.141-144).

Из протокола собрания следует, что в собрании приняли участие 67 собственников жилых помещений, которым принадлежит в общей сложности 3029,20 кв.м, кворум имелся и составил 62,33%.

При этом, собственниками принято решение по п.5 повестки дня - утверждение платежей с ДД.ММ.ГГГГ за услуги котельной по отоплению при Н2,5 м - 30,93 рублей за кв.м, при Н - от 4м - коэф.1,93 - 59,69 рублей за кв.м; по стоимости холодной воды - 45,34 рублей за кв.м.

По пункту 8 повестки дня собственниками утвержден порядок расчета ОДН пропорционально квадратным метрам жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности жильцов.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что истцами не представлено доказательств нарушения их прав оспариваемым решением общего собрания, кворум для принятия решения по вопросам повестки дня имелся, процедура подготовки и проведения собрания нарушена не была, принятые собственниками квартир в оспариваемой части решения не противоречат действующему законодательству, поскольку ТСЖ «Полярник» является ресурсоснабжающей организацией, производящей тепловую энергию, расходуемую на отопление и горячее водоснабжение дома по <адрес>.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает ошибочными исходя из следующего.

Согласно части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований этого Кодекса, в случае, если он не принимал участия в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

В соответствии с требованиями статьи 146, пункта 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание в многоквартирном доме правомочно, если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

В силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Компетенция общего собрания собственников помещений установлена в статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании (ст. 117 ЖК РФ).

Между тем судом не было учтено, что, в соответствии с пунктом 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.

Как указано выше, компетенция общих собраний собственников многоквартирного дома и членов Жилищно-строительного кооператива определена в статьях 44 и 117 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.

Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных Правительством Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальной услуги в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (ОДН).

Общие собрания собственников помещений многоквартирных домов и членов жилищно-строительного кооператива не вправе пересматривать Правила предоставления коммунальных услуг, установленные Правительством Российской Федерации и тем более, принимать незаконные, ставящие одних граждан перед другими в неравное положение, решения, находящиеся с ними в противоречии.

Плата за коммунальные услуги подлежит начислению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила) по установленным формулам расчета.

Порядок начисления за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды указанными Правилами (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) не предусмотрен, следовательно, оспариваемым решением ответчик установил плату за не предусмотренную жилищным законодательством коммунальную услугу и в данной части решение общего собрания собственников ТСЖ «Полярник» в силу п.3 ст. 181.5 ГК РФ ничтожно.

Кроме того, материалами дела установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> оборудован общедомомвыми приборами учета холодной воды (водомерный узел), газа и электроэнергии, учитывающие потребление коммунальных ресурсов на нужды производства коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Прибор учета тепловой энергии отсутствует. Кроме того, указанный многоквартирный дом для производства тепловой энергии и горячей воды использует крышную котельную, которая относится к общему имуществу дома. Крышная котельная представляет собой автономную систему энергоснабжения, которая относится к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В силу п. 54 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.

Согласно п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Таким образом, указанными Правилами установлен определенный порядок, согласно которому в начале определяется объем тепловой энергии, используемый для оказания каждой услуги (отопление и горячее водоснабжение) (либо по данным теплосчетчика, либо расчетным путем). После чего распределяется количество ресурса пропорционально количеству теплоэнергии отдельно для отопления и горячего водоснабжения, или через удельный расход ресурса на выработку теплоэнергии (газ, электроэнергия) устанавливается объем ресурса для нужд ГВС, а объем ресурса для нужд отопления определяется разницей от показания общедомового прибора учета ресурса.

Размер платы за услуги отопления и ГВС определяется исходя из:

-объема топлива (в рассматриваемом случае - газа), других коммунальных ресурсов (электрической энергии, холодной воды), используемых при приготовлении тепловой энергии и горячей воды с использованием крышной котельной.

-утвержденных регулирующими органами тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно положениям п. 11 ст. 2 названного Закона, энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной тепловой энергии.

Товарищество собственников жилья «Полярник» не является коммерческой организацией, осуществляющей продажу потребителям произведенной энергии, следовательно, согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик является энергоснабжающей организацией и обладает правом на установление тарифа на коммунальные услуги, не представляется возможным, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Несостоятельность доводов ответчиков о правомерности их действий по установлению своих тарифов на коммунальные услуги, и своего способа расчета этих тарифов, подтверждается письмами первого заместителя председателя комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области С., председателя комитета К. в адрес истиц, из указанных писем следует, что по обращению Л.А.И. была проведена документальная проверка ТСЖ «Полярник», которая выявила следующие нарушения: ТСЖ «Полярник» с ДД.ММ.ГГГГ применяет при расчете платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям в МКД тарифы, утвержденные протоколом собрания ТСЖ «Полярник» от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением п.54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; ТСЖ «Полярник» производит начисление платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергия) и определяет объем коммунальных ресурсов, предоставляемых на общедомовые нужды расчетным способом, не в соответствии с формулами, предусмотренными Разделом 3 и 5 Приложения к Правилам и пунктом 44 Правил 354. В связи с выявленными нарушениями председателю ТСЖ «Полярник» Комитетом выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, составлены протоколы о правонарушениях по ст.7.22 КоАП РФ в отношении юридического лица. По результатам рассмотрения протоколов ТСЖ «Полярник» признано виновным в совершении административных правонарушений, назначены административные штрафы (т.1, л.д.92-95).

Письмом и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Ленинградской области З., В., направленным в адрес Л.А.И., о том, что в результате прокурорской проверки выявлено, что в ТСЖ «Полярник» расчет стоимости коммунальной услуги по отоплению производится в соответствии с решением общего собрания ТСЖ «Полярник», что противоречит требованиям п.2 ст.145 ЖК РФ, в связи с чем прокурором председателю ТСЖ внесено представление (т.1, л.д.122-123).

Аналогичным письмом и.о. главы администрации МО г.Всеволожск Б.А.Н. (т.1, л.д.88-89).

Таким образом, выводы суда первой инстанции противоречат как материалам гражданского дела, так и документам органов, в полномочия которых входит выявлять нарушения действующего законодательства, влекущие нарушения прав граждан.

Относительно доводов ответчика о невозможности применения тарифов в ввиду отсутствия прибора учета, материалами дела также установлено, что Комитетом государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области в адрес ТСЖ «Полярник» направлено разъяснение о порядке расчета платы за коммунальные услуги в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, поскольку вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 15 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Л.А.И., Г.К.М. к Товариществу собственников жилья «Полярник» о признании недействительным решения общего собрания членов Товарищества собственников жилья «Полярник» в части утверждения тарифа на отопление и горячее водоснабжение, утверждения расчета на общедомовые нужды удовлетворить.

Признать решение общего собрания членов Товарищества собственников жилья «Полярник» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенное в форме заочного голосования, недействительным в части утверждения тарифа на отопление и горячее водоснабжение (вопрос , пункт 1), в части утверждения расчета на общедомовые нужды (вопрос ).

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

судья: Сошина О.В.