Судья Байкова О.В. Дело № 33- 573/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 05 февраля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.
судей: Корниловой О.В., Никитиной И.О.
при секретаре: Елизаровой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе и дополнительным апелляционным жалобам ФИО1
на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 07 сентября 2018 года
по иску ФИО1 к Правительству Нижегородской области, администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Корниловой О.В., объяснения представителя ФИО1-ФИО2, представителя администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области ФИО3 судебная коллегия Нижегородского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству Нижегородской области, администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда в обоснование требований указав следующее.
Решением Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 07 апреля 2014г. по делу № 2-29/14 ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований в полном объёме, а именно судом указано, что исковое требование истицы о приведении жилого дома в полное соответствие с проектом «Коттедж на 90 кв.м.», разработанного ООО «Завод малоэтажного домостроения», утверждённого ООО «ПростоДом.ру» не подлежит удовлетворению, поскольку указанный проект не соответствует требованиям действующих нормативных документов на виды работ, определяющих нормы и правила строительных работ с безусловным учётом комплекса общих и специальных требований, а выполненное согласно проекту строение, не будет являться пригодным и безопасным для проживания граждан. Данный вывод судом был сделан на основании проведённой в рамках дела судебной строительной экспертизы в ФГБУ ВПО «НАСУ».
Заключением от 01.04.2014г. установлено, что если рассматриваемый жилой дом строить чётко в соответствии с рассматриваемым проектом, то такой дом в результате не будет являться пригодным и безопасным для проживания.
На это решение суда ФИО1 была подана апелляционная жалоба. Апелляционным определением Нижегородского областного суда от 08 сентября 2015г (дело № 33- 9115/2015) решение Автозаводского районного суда от 07 апреля 2014г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам в определении указала, что требования истца основаны на приведении спорного жилого дома в соответствии с проектом и устранения недостатков, допущенных при отступлении от этого проекта, судебная коллегия обращает своё внимание на то обстоятельство, что названный проект не соответствует СНиПам и установить какие нарушения допустил подрядчик при его строительстве, невозможно, поскольку нарушение этих недостатков не приведёт к восстановлению нарушенного права истца на проживание в пригодном и безопасном жилище. Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты и у неё имеется право на обращение с иными требованиями, направленными на восстановление своих нарушенных прав.
Также материалами указанного дела было установлено, что 29.07.2010году в результате лесных пожаров в <адрес> сгорели 12 домов, в том числе и дом № принадлежащий истцу.
В целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, п.7 Указа Президента РФ от 02 08.2010г. № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасности» Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ было постановлено, а) принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших и пострадавших в результате пожаров; б) оказать необходимую помощь в обеспечении жильём граждан, лишившихся его в результате пожаров; в) выплатить в установленном порядке компенсации за утраченное жильё и имущество гражданам, пострадавшим в результате пожаров.
Во исполнение Указа Президента от 02.08.2010г. № 966 был принят Закон Нижегородской области от 16.11.2010г. № 177-3 «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010г. Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2010г. № 548 « О ликвидации последствий пожаров, произошедших в 2010г.» бюджету Балахнинского муниципального района была выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в сумме 14025000 руб. на строительство жилых домов с целью их последующей передачи гражданам, пострадавшим в результате пожаров, произошедших в 2010г. за счёт средств поступивших из федерального бюджета на указанные цели. Пунктом 2 постановления Правительства Нижегородской области от 26.08.2010г. № 548 министерству финансов Нижегородской области было поручено заключить соглашение с администрацией Балахнинского района об использовании указанных средств, на основании которого перечислить средства в бюджет Балахнинского муниципального района. Во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 26.08.2010г. № 548, министерство финансов Нижегородской области и администрация Балахнинского муниципального района заключили соглашение № 2-42/2010 от 03.09.2010года о предоставлении бюджету Балахнинского муниципального района дополнительной финансовой помощи из областного бюджета в виде дотации в размере 14 025 000 руб. В целях реализации положения о порядке расходования дотации, был разработан Порядок использования дотаций из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ для оказания помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате природных пожаров, произошедших в 2010г. на строительство жилья на принадлежащих гражданам участках, утверждённый постановлением Правительства Нижегородской области от 19.08.2010г № 521.
Со стороны истца постановление Правительства Нижегородской области исполнено в полном объёме.
23 августа 2010года между ФИО1 (Заказчиком) и Муниципальным учреждением «Управлением жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства», действующим от имени Администрации Балахнинского муниципального района (Исполнителем), заключен договор на строительство жилья, по которому истец обязуется передать земельный участок в пользование Исполнителя на период строительства жилого дома и обеспечить доступ Исполнителя и подрядчика (привлекаемого для строительства жилого дома Исполнителем) на земельный участок. Исполнитель обязуется произвести работы по подготовке земельного участка к строительству по строительству жилого дома на земельном участке, принадлежащему Заказчику (истцу). В соответствии с п.2.1.1. Договора, Исполнитель обязан выполнить работы надлежащего качества. Исполнитель производит строительство жилого дома с привлечением подрядной организации. Обеспечивает выполнение работ в соответствии с требованиями строительных норм и правил. 07 сентября 2010г. было заключено дополнительное соглашение к договору: руководствуясь Решением Балахнинского городского суда от 07.09.2010г., строку 1 раздела «Технические характеристики жилого дома» приложения № к договору на строительства жилья от23.08.2010г. изложить в следующей редакции: жилой дом, общей площадью 90 кв.м.
Строительство жилого дома на участке истца осуществлялось на основании муниципального контракта № от 07.09.2010г., заключенного между МУ «УЖКХ и КС» и ООО «ПростоДом.ру».
Первоначальный проект дома «Коттедж на 90 кв.м.» разработан ООО «Заводом малоэтажного строения», согласован 01.09.2010г. генеральным директором ООО «ПростоДом.ру» ФИО18
18 июня 2011г. между муниципальным образованием Балахнинский муниципальный район, от имени которого выступает администрация Балахнинского муниципального района, в лице главы администрации ФИО19 действующего на основании Устава «Балахнинского муниципального района, в дальнейшем именуемое «Правоприобретатель», и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства», в лице ФИО20, действующего на основании Устава в дальнейшем именуемое «Кредитор», заключен договор № уступки права требования. Правоприобретатель принимает на себя право требования кредитора и становится новым кредитором по муниципальному контракту № от 07.09.2010г., заключенному между кредитором и ООО «ПростоДом.ру». Право кредитора переходит к Правоприобретателю в том объёме и на тех условиях, которые существовали на момент подписания настоящего договора.
По настоящему договору Правоприобретатель получает право вместо кредитора требовать от ООО «ПростоДом.ру» выполнения работ по строительству жилого дома на участке, принадлежащей ФИО1
Всего ООО «ПростоДом.ру» не выполнило работ по муниципальному контракту № от 07.09.2010г. на сумму 1 198 392 рублей. Указанная сумма подлежит перечислению ООО «ПростоДом.ру» после исполнения им своих обязательств в соответствии с условиями муниципального контракта № от 07.09.2010г. Обязанность по перечислению указанной суммы с момента подписания настоящего договора лежит на правоприобретателе. Денежные средства, подлежащие оплате в адрес ООО «Просто.Дом.ру» после исполнения им своих обязательств по муниципальному контракту № находятся в распоряжении Правоприобретателя на момент подписания настоящего договора. Правоприобретатель не имеет претензий к кредитору по перечислению названной суммы.
02 09.2011 г. за № вышло распоряжение администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о создании МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» путём изменения типа муниципального учреждения. Учредителем созданного Учреждения является муниципальное образование «Балахнинский муниципальный район Нижегородской области», от имени которого выступает администрация Балахнинского муниципального района.
Кроме того, от 08.11.2010г. за № на имя ФИО1 от администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области за подписью первого заместителя главы администрации ФИО21 поступило письмо - гарантийное обязательство, что в соответствии с п.2.3.3. Муниципального контракта № от 07.09.2010г. между МУ «УЖКХ и КС» и ООО «ПростоДом.ру» администрация Балахнинского муниципального района гарантирует устранение недостатков (дефектов) по выполненным строительно-монтажным работам на доме № в <адрес> в течение 5 лет с момента подписания акта о приёме-передаче дома № по форме № 0С-1а.
Вышеуказанные документы находятся в материалах дела № 2-29/14, были представлены представителем ответчика Муниципальное казённое учреждение «УЖКХ» при подаче заявления о процессуальном правопреемстве.
ФИО1 построен и передан дом непригодный и не безопасный для проживания, поскольку проект дома не соответствует требованиям действующих нормативных документов на виды работ, определяющих нормы и правила строительных работ с безусловным учётом комплекса общих и специальных требований, а выполненное согласно проекту строение, не будет являться пригодным и безопасным для проживания граждан.
Данный вывод установлен решением Автозаводского районного суда от 07 апреля 2014г. (дело № 2-29/14).
Ответчиками не исполнены Закон Нижегородской области от 16.11.2010г № 177-3 «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010г.», устанавливающий меры социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших в 2010г., п.7 Указа Президента РФ от 02.08.2010г. № 966 « Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасностью».
Ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные п.п. 2.1.1., 2.1.2. Договора на строительство жилья от 23 августа 2010г. - выполнить работы надлежащего качества и в срок, указанные в п. 14 настоящего договора - обеспечить выполнение работ в соответствии с требованиями строительных норм и правил.
Работы проведены ненадлежащего качества, истцу сдан дом не пригодный и небезопасный для проживания.
В связи с тем, что во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 26.08.2010г. №548 министерством финансов Нижегородской области в администрацию Балахнинского муниципального района в виде дотации была предоставлена дополнительная финансовая помощь из областного бюджета в размере 14 025, 00 рублей на строительство жилых домов, постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 23.08.2010г. № 127 подконтрольное администрации муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства» выступило заказчиком по муниципальным контрактам по строительству жилых домов для людей лишившихся жилья в деревне Ватагино Балахнинского района Нижегородской области.
07.09.2010г. МУ «Управление ЖКХ и КС», действующее от имени администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области на основании Порядка использования дотации из Балахнинского областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Балахнинского муниципального района для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся помещения в результате лесных пожаров на территории Балахнинского района, на строительство жилья на принадлежащих гражданам участках, утверждённого Постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 23.08.2010 № 127, (далее Заказчик) в лице директора ФИО23 заключило муниципальный контракт № на выполнение работ для муниципальных нужд района с ООО «ПростоДом.ру», (далее Исполнитель), предметом муниципального контракта являлось выполнение работ по строительству жилого дома на участке, принадлежащей ФИО1, лишившейся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010г. в деревне <адрес>.
Проект дома истца «Коттедж на 90 кв.м.», утверждённый ООО «ПростоДом.ру» не соответствует требованиям действующих нормативных документов на виды работ, определяющих нормы и правила строительных работ с безусловным учётом комплекса общих и специальных требований, а выполненное согласно проекту строение, не будет являться пригодным и безопасным для проживания граждан, истец считает, что ответчики должны исполнить свои обязательства надлежащим образом, что ее право на получение жилого дома, пригодного для проживания, нарушено.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, ФИО1 просила суд обязать ответчиков исполнить п. 7 указа Президента Нижегородской области от 02.08.2010г № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасностью», которым Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ постановлено принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших и пострадавших в результате пожаров; оказать необходимую помощь в обеспечении жильём граждан, лишившихся его в результате пожаров.
Обязать Правительство Нижегородской области предоставить администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области список организаций для заключения муниципального контракта на изготовления проекта на вышеуказанный жилой дом, а так же строительства жилого дома № площадью 90 кв.м., по адресу: <адрес>, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Балахниского муниципального района Нижегородской области принять необходимые меры по строительству жилого дома № площадью 90 кв.м. по адресу: <адрес>, а именно:
-обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области: снести за счёт собственных средств жилое строение - дом №, непригодный и небезопасный для проживания, расположенный по адресу: <адрес>;
-обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области заключить муниципальный контракт с организацией из списка, предоставленным Правительством Нижегородской области, на изготовление проекта вышеуказанного дома, соответствующего нормативной документации, по адресу: <адрес>;
-обязать администрацию Балахнинского муниципального района Нижегородской области заключить муниципальный контракт с организацией, из списка, предоставленным Правительством Нижегородской области на строительство жилого дома №, 90 кв.м., по адресу: <адрес>, согласно проектной документации, технического задания на строительство;
- обязать администрацию Балахнинского Муниципального района Нижегородской области заключить с ФИО1 договор на строительство жилья, по которому истица обязуется передать земельный участок в пользование исполнителя на период строительства жилого дома и обеспечить доступ исполнителя и подрядчика (привлекаемого для строительства жилого дома на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>;
- обязать администрацию Балахнинского муниципального района по Нижегородской области по окончании строительства жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес> передать дом истице по акту приема-передачи, изготовить кадастровый паспорт на объект недвижимости (жилой дом) в Управлении государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в срок не превышающий одного месяца после окончания строительства жилого дома.
Взыскать с администрации Балахнинснкого муниципального района Нижегородской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 (один миллион рублей).
Обязать администрацию Балахниснкого муниципального района Нижегородской области, предъявленные к ней требования, исполнить в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 07 сентября 2018 года постановлено: в иске ФИО1 к Правительству Нижегородской области, Администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области о восстановлении нарушенных прав, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнительной апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, по доводам несогласия с оценкой доказательств и выводами суда.
Заявитель указывает, что не согласна с выводом о том, что оспариваемым решением установлено, что дом построен с отступлением от проекта, поскольку данный факт установлен вступившим в силу решением Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 07 апреля 2014 года. Считает, что указанное решение имело преюдициальное значение и являлось правовым основанием для удовлетворения иска
Не согласна с выводом суда о пропуске срока исковой давности, поскольку о нарушении своего права узнала после вынесения решения Автозаводским районным судом г. Н.Новгорода 07 апреля 2014 года и заключения судебной экспертизы проведенной в рамках данного дела. До вступления решения суда в законную силу (08 сентября 2015 года) считает, что у неё отсутствовало право на обращение в суд с иском. Поэтому срок для обращения с настоящим иском в суд следует исчислять с 08 сентября 2015 года.
Дополнительно указывает, что не согласна с выводом суда о том, что заключение ООО «СтройТехНадзор» не является надлежащим доказательством. Просит принять во внимание, что не обеспечена жильем до настоящего времени.
В Возражении на апелляционную жалобу администрация Балахнинского муниципального района просит оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения явившихся лиц судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом обстоятельств, приводимых в обоснование исковых требований, а также из пропуска ею срока исковой давности.
Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, поскольку они основаны на установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам доказательствах и при правильном применении правовых норм.
Так, в соответствии со ст. 8 ГК РФ, 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;)
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п.10 Постановления от 31 октября 1995г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.
Принцип состязательности - один из основополагающих принципов процессуального права - создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения судом обоснованного решения.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
Доказательств того, что ответчиками нарушаются права истца, в материалы дела не представлено.
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010г. №966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности» на Правительство Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации были возложены обязанности оказать необходимую помощь в обеспечении жильем граждан, лишившихся его в результате пожаров; выплатить в установленном порядке компенсации за утраченные жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате пожаров».
Во исполнение Указа Президента РФ принят Закон Нижегородской области «О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории нижегородской области в 2010 году».
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 16.11.2010 № 177-З "О мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году", в части утраты жилья граждане, пострадавшие в результате пожаров, имели право на следующие меры социальной поддержки: -обеспечение жилыми помещениями граждан, утративших их на территории Нижегородской области в 2010 году;- компенсационная выплата за утраченное жилое помещение в результате природных пожаров, произошедших на территории Нижегородской области в 2010 году, в размере не более 2 миллионов рублей на семью.
Частью 3 данной статьи установлено, что гражданам предоставляется одна из указанных мер социальной поддержки по их выбору.
Приведенным Законом определено, что порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате пожаров, и членам семей погибших (умерших) граждан устанавливается Правительством Нижегородской области.
Исполняя Указ Президента РФ, было принято распоряжение Правительства РФ N 1286-р (в ред. от 20.08.2010) «О выделении субъектам Российской Федерации средств для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году».
Финансирование мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом осуществлялось за счет средств областного бюджета, включая дотации из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 была признана потерпевшей и включена в список лиц, имеющих право на компенсацию, в соответствии с Указом президента РФ, в качестве компенсации за сгоревший дом, выбрала постройку нового дома.
23.08.2010г. ФИО1 и МУ «УЖКХиКС» был заключен договор на строительство жилья.
По условиям договора, ФИО1 обязалась передать земельный участок в пользование исполнителю на период строительства жилого дома и обеспечить доступ исполнителя и подрядчика на земельный участок. Исполнитель обязался провести работы по подготовке земельного участка к строительству.
Финансирование строительства данного дома осуществлялось за счет средств областного бюджета.
Отказывая в иске ФИО1 к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности исполнить пункт 7 Указа Президента РФ от 02.08.2010г № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с пожарной безопасностью», которым Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ постановлено принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших и пострадавших в результате пожаров и оказать необходимую помощь в обеспечении жильём граждан, лишившихся его в результате пожаров; обязать предоставить администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области список организаций для заключения муниципального контракта на изготовления проекта на жилой дом, а так же строительство жилого дома № площадью 90 кв.м. по адресу: <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Так, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2010 № 548 "О ликвидации последствий пожаров, произошедших в 2010 году" бюджету Балахнинского муниципального района Нижегородской области была выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов бюджету Балахнинского муниципального района в сумме 14 025 000 рублей на строительство жилых домов с целью их последующей передачи гражданам, пострадавшим в результате пожаров, произошедших в 2010 году, за счет средств, поступивших из федерального бюджета на указанные цели.
Пунктом 2 постановления Правительства Нижегородской области от 26.08.2010 № 548 министерству финансов Нижегородской области было поручено заключить соглашение с администрацией Балахнинского муниципального района об использовании средств, указанных средств, на основании которого перечислить средства в бюджет Балахнинского муниципального района Нижегородской области.
Во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 26.08.2010 № 548 министерство финансов Нижегородской области и администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области заключили соглашение от 03.09.2010 № 2-42/2010 о предоставлении бюджету Балахнинского муниципального района Нижегородской области дополнительной финансовой помощи из областного бюджета в виде дотации в размере 14 025 000рублей.
Данные денежные средства в полном объеме были перечислены министерством финансов Нижегородской области администрации Балахнинского муниципального района платежными поручениями от 06.09.2010 № и от 05.10.2010 №.
Таким образом, Правительством Нижегородской области бюджету Балахнинского муниципального района была выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 14 025 000 руб. на строительство жилых домов с целью из последующей передаче гражданам, пострадавшим в результате пожаров 2010г. за счет средств, поступивших из федерального бюджета на указанные цели.
Следовательно, Правительство Нижегородской области действовало в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с законодательством и полностью исполнило свои обязательства, предусмотренные действующим законодательством.
Как установлено судом, строительство жилого дома для ФИО1 осуществлялось на основании муниципального контракта от 07.09.2010г. № заключенного между МУ «УЖКХ и КС» и ООО «ПростоДом.ру» поскольку ФИО1 была выбрана мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем путем строительства жилого дома в соответствии со ст. 6 Закона Нижегородской области на участке, принадлежащем истицу.
23.08.2010года между ФИО1 и МУ «УЖКХ и КС» был заключен договор на строительство жилого дома общей площадью 90 кв.м.
В соответствии с п. 1.5 Договора на строительство жилья, строительные работы считаются выполненными после получения Исполнителем разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию, выданного в установленном порядке.
В соответствии с п.2.1.4 Договора на строительство жилья, после окончания строительства Исполнитель обязан передать Истице жилой дом по акту приема-передачи.
По окончании строительства 01.11.2010г. администрацией Балахнинского муниципального района выдано разрешение № на ввод объекта в эксплуатацию - построенного двухэтажного одноквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
01.11.2010г. вышеуказанный жилой дом принят истцом по акту о приеме-передаче здания (сооружения) с ведомостью недоделок.
Письмом № от 08.11.2010 года Администрация Балахнинского района Нижегородской области в соответствии с п.2.3.3 Муниципального контракта № рот 07.09.2010года между МУ «УЖКХ и КС» и ООО «ПростоДом.ру», гарантировало устранение недостатков (дефектов) по выполненным строительно-монтажным работам на дома <адрес> в течение 5лет с момент подписания акта приема-передачи дома № по форме №ОС-1а.
15.11.2010г. недостатки были устранены, что подтверждается подписью ФИО1 в ведомости недоделок.
Поскольку в период эксплуатации дома были выявлены скрытые дефекты, администрацией Балахнинского муниципального района и ННГАСУ был заключен Договор № на выполнение работ по оценке качества проектной документации для строительства одноквартирного жилого дома общей площадью 90кв. м. по адресу: <адрес> в составе комплектов: архитектурно-строительные решении, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, внутреннее электрооборудование и освещение.
По результатам проведенных обследований ННГАСУ был подготовлен отчет от 14.01.2011г., которым выявлено значительное количество замечаний по проекту.
На основании отчета от 14.01.2011г., между администрацией района и ННГАСУ был заключен договор № от 01.02.2011г. на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций и инженерных систем одноквартирных жилых домов по адресу: <адрес>
По результатам проведения работ по договору был подготовлен научно-технический отчет от 22.02.2011г. по исследованию и оценке технического состояния строительных конструкций и инженерных систем одноквартирных жилых домов по адресу: <адрес>
Согласно данному отчету, жилые дома № признаны непригодными для проживания и рекомендовано устранить выявленные дефекты для дальнейшей безопасной эксплуатации построенных зданий.
Таким образом, в феврале 2011 года жилой дом <адрес> области был признан непригодным для проживания, при этом было установлено, что выявленные недостатки являются устранимыми.
С целью устранения недостатков указанного жилого дома между администрацией Балахнинского муниципального района и ООО «ЭнергоСервис» был заключен муниципальный контракт № от 04.07.2011года на выполнение работ по устранению замечаний и дефектов, допущенных при строительстве жилых домов <адрес>.
В соответствии с п.1.2 данного муниципального контракта № от 04.07.2011года, устранение замечаний и дефектов включало в себя: корректировку проектно-сметной документации на строительство жилых домов на основании заключения ННГАСУ; устранение замечаний и дефектов в соответствии с откорректированной документацией, реконструкцию системы отопления в жилых домах.
В рамках указанного муниципального контракта были произведены работы дому <адрес>: по демонтажу сайдинга и крыльца, устройству цоколя, демонтажу и монтажу оконных блоков, утеплению вентиляции, устройству отмостки, ремонту кровли, реконструкции водоснабжения, устройству крыльца, работы по кирпичной кладке стен (взамен сайдинга), строительству котельной (фундамент, стены, кровля).
На основании заключенного между администрацией района и ООО «РУЗГ-НН» договора № от 29.03.2012г. была разработана проектно-сметная документация на реконструкцию одноквартирного жилого дома площадью 90 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Проект «Реконструкция индивидуальных жилых домов» был разработан в связи с выявленными недостатками проекта, выполненного ООО «ПростоДом.ру». Данный проект был выполнен в соответствии с действующими нормами, правилами и стандартами, в том числе и по взрыво- и пожаробезопасности.
На основании протокола открытого аукциона в электронной форме от 29.10.2012года № между администрацией района и ООО «Полистрой-Сервис» был заключен новый муниципальный контракт № от 09.11.2012г. на проведение работ по реконструкции индивидуальных жилых домов <адрес>
В соответствии с п. 1.3 муниципального контракта № от 09.11.2012г. требования, предъявляемые к работам, виды и объем работ определялись проектом «Реконструкция индивидуальных жилых домов», разработанному ООО «Рузг -НН».
Согласно муниципальному контракту от 09.11.2012г. № реконструкция жилого дома <адрес> включала следующие виды работ: усиление перекрытий и покрытий; ремонтные работы по стенам и полам; санитарно-технические работы; ревизия электрической разводки; отделочные работы; устройство котельной, включая монтаж оборудования, устройство молниезащиты.
В соответствии с п.п. 2.3.2, 2.3.3 муниципального контракта № от 09.11.2012г. сроки выполнения работ были установлены с 09.11.2012г. по 01.03.2013года.
Обязательства сторон по муниципальному контракту № от 09.11.2012г. были выполнены в полном объеме, за исключение дома № Работы по реконструкции жилого дома № выполнены частично ввиду не предоставления доступа со стороны ФИО1 Подрядной организации на данный объект.
Оценив представленные доказательства, поведение сторон в соответствии с положениями ст. 10 ГК РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области выполнила обязательства перед истцом, в силу чего оснований для удовлетворения требований к администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области не имелось.
Оценка доводу заявителя жалобы о том, что дом <адрес> построен по проекту, который не соответствует требованиям нормативных документов, что подтверждается вступившим в законную силу решением Автозаводского районного суда от 07.04.2014года дана судом первой инстанции, оснований для несогласия с их оценкой не имеется.
Несостоятелен довод заявителя жалобы о неправомерном отклонении судом строительно-технического заключения ООО «СтройТехНадзор», поскольку оценка представленному доказательству дана судом в совокупности с иными доказательствами в соответствии со ст. ст. 55, 59,60, 67 ГПК РФ, в том числе, с учетом показаний свидетеля ФИО22 При этом, суд правильно исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о невозможности реконструкции жилого дома № в 2012-2013 годах, и что даже при своевременном проведении строительно-ремонтных работ дом был бы непригоден для проживания, представлено не было.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о предъявления ФИО1 исковых требований в пределах срока исковой давности по следующим мотивам.
В соответствии со ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Исходя из установленных обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что о нарушении своего права истец узнала в 2011году, когда дом был признан непригодным для проживания.
Уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом представлено не было.
При таких данных, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 07 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи