ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1618 от 01.08.2016 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Иванова С.Ю.

Дело № 33-1618

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«1» августа 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кулаковой И.А.,

судей Лепиной Л.Л., Лукьяновой С.Б.

при секретаре Добряковой Д.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу вр.и.о. руководителя ТУ Росимущества в Костромской области ФИО1 на решение Костромского районного суда Костромской области от 13 апреля 2016 г. по делу по иску ТУ Росимущества в Костромской области, действующего в интересах Российской Федерации, к ФИО2, комитету имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании отсутствующим права собственности ФИО2 на земельные участки, об аннулировании записи о государственной регистрации права собственности ФИО2 в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и о снятии с кадастрового учета земельных участков.

Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., выслушав объяснения представителя департамента лесного хозяйства Костромской области ФИО3, полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, представителей ФИО2 О.В - ФИО4 и ФИО5, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ТУ Росимущества в Костромской области в интересах Российская Федерация обратилось в суд с иском к ФИО2 и комитету имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (далее ЕГРП) сделана запись регистрации номер о праве собственности Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда; общая площадь <данные изъяты> га, в том числе: «..Всего земель запаса Костромского района - <данные изъяты> гр.лесов: запретные полосы защищающие нерестилища ценных промысловых рыб - площадь <данные изъяты> га..», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Согласно материалам лесоустройства: плана насаждений <данные изъяты> Костромского сельхоза Костромской области, проекта организации и ведения лесного хозяйства Костромского сельского лесхоза ФГУ «Костромасельлес» в указанные выше земли лесного фонда входит земельный участок, относящийся к землям лесного фонда ОГКУ «Костромское участковое лесничество», а именно: Костромское лесничество, Костромское участковое лесничество (<данные изъяты> (далее -земельный участок леса). Между тем установлено, что земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО2, включает в свой состав земельный участок леса. Из информации, опубликованной в газете «Северная правда» (губернское обозрение) от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что комитет имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области сообщил о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, находящийся примерно в 1 200 м по направлению на юго-запад от ориентира дом № , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. Вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Обременения нет. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесена запись , на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером разделен на десять земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП внесены соответствующие регистрационные записи об этих участках. Из ответа департамента лесного хозяйства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок леса расположен только на земельном участке с кадастровым номером . Из кадастрового паспорта на данный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его площадь составляет <данные изъяты>, и вся она имеет обременение: водоохранная зона реки Кострома. Указывает, что, поскольку запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок леса в ЕГРП существует в виде, в котором была на момент внесения (не изменилась, удалилась и т.д.), ее повторного внесения не требуется. Земли лесного фонда являются собственностью Российской Федерации и приватизации не подлежат. В собственность Российской Федерации разграничены лесные участки, о чем выданы соответствующие свидетельства. Уполномоченный орган в области лесного хозяйства на территории Костромской области в ходе проведенной Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры подтвердил нахождение земельного участка леса в границах земельного участка с кадастровым номером , образованного из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО2 Считает, что распоряжение земельным участком леса лежит за рамками предоставленного комитету имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области полномочия на распоряжение имуществом Российской Федерации. Ни решение собственника (продавца), ни сделка купли-продажи, направленные на отчуждение земельного участка леса, не создали юридических последствий (права собственности), кроме тех, которые связаны с их недействительностью. В этой связи отсутствуют установленные законом основания для приобретения права собственности на земельный участок леса. С учетом изложенного, а также ссылаясь на п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 8, 10, 12, 168, 209, 304 ГК РФ, п. 2 и 5 ст. 27 ЗК РФ, истец просит признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами .

Определением Костромского районного суда Костромской области от 26 мая 2015 г. производство по гражданскому делу по иску ТУ Росимущества в Костромской области к ФИО2 и комитету имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области прекращено в части требований о признании отсутствующим права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером .

В процессе рассмотрения дела истец исковые требования уточнил, дополнив их, просит признать отсутствующим право собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами ; аннулировать записи о государственной регистрации права собственности ФИО2 в ЕГРП на указанные участки; снять указанные земельные участки с кадастрового учета.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент лесного хозяйства Костромской области, Управление Росреестра по Костромской области.

Решением Костромского районного суда Костромской области от 13 апреля 2016 г. в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества в Костромской области, действующему в интересах Российской Федерации, отказано.

В апелляционной жалобе вр.и.о. руководителя ТУ Росимущества в Костромской области ФИО1 просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Повторяя доводы искового заявления, указывает, что местоположение участков леса определяется, прежде всего, по результатам лесоустройства. Сведений о том, что на момент проведения лесоустройства спорный участок был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и использовался в этих целях, не имеется. Границы этого участка в натуре определены не были. На кадастровый учет на момент проведения лесоустройства земельный участок поставлен не был. При таких обстоятельствах указание в материалах землеустройства на использование этого участка в сельскохозяйственных целях не свидетельствовало о безусловной необходимости для изменения категории земель при отнесении спорного участка по материалам лесоустройства к участку леса на землях лесного фонда. На момент постановки на кадастровый учет земельного участка , из которого впоследствии были выделены земельные участки ФИО2, в ЕГРП существовала запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда. Однако право собственности Российской Федерации на лесной участок возникло и впоследствии зарегистрировано ранее, чем были внесены сведения в государственный кадастр недвижимости. Тот факт, что лесной участок учтен в материалах лесоустройства, подтверждается представленными в дело доказательствами и заключением эксперта. Кроме того, по результатам экспертизы эксперт сделал вывод о частичном наложении леса на спорные земельные участки. Считает, что суд необоснованно не применил ст. 19 Лесного кодекса РФ. При отсутствии в государственном кадастровом учете земель сведений о границах земельного участка, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площадям, а также по данным государственного лесного реестра. Правовые основания для изменения границ лесного участка в виду нахождения его в собственности Российской Федерации отсутствуют.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района Костромской области ФИО6 просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Костромской области - без удовлетворения.

В соответствии ч.3 ст.167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие иных участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.

Разрешая спор, суд, руководствуясь ст.ст.6, 7, 8, 92 Лесного кодекса РФ, ст.ст.7, 77, 101 Земельного кодекса РФ, положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения иска не имеется. При этом суд исходил из того, что границы спорного лесного участка определены без осуществления кадастровых работ и могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства, тогда как в отношении земельных участков, принадлежащих ФИО2, проведены кадастровые работы, результаты которых являются точными и действительными. Свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации на спорный участок и заключение экспертизы с достаточной полнотой не подтверждают то обстоятельство, что произошло наложение земельных участков с кадастровыми номерами на земли лесного фонда.

Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Из материалов дела следует, что администрацией Костромского муниципального района Костромской области издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об организации работ по подготовке аукциона по продаже земельного участка в <адрес>.

В рамках формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет Территориальным отделом № 1 Управления Роснедвижимости по Костромской области выдана выписка из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка, из которого предполагался к формированию земельный участок. Согласно указанной выписке исходный земельный участок имеет кадастровый , резервные территории Сущевского сельского поселения, кадастровый учет участка осуществлен ДД.ММ.ГГГГ

ООО «Костромское землепредприятие» был подготовлен межевой план земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного примерно в 1 200 м по направлению на юго-запад от ориентира <адрес>, адрес ориентира: <адрес>.

Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы указанного участка. Вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ названный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером (в результате выдела преобразован земельный участок с кадастровым номером ), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером был продан комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района ФИО2, которая в дальнейшем зарегистрировала право собственности на него в Управлении Росреестра и получила свидетельство о регистрации права.

В соответствии с протоколом проведения публичных слушаний от 4 мая 2012 г. и постановлением главы администрации Сущевского сельского поселения от 14 мая 2012 г. изменен вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «сельскохозяйственное производство» на «садоводство».

ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником земельного участка с кадастровым номером .

Согласно межевому плану, подготовленному ООО «Костромское землепредприятие № 1» ДД.ММ.ГГГГ по заказу ФИО2, в результате выполнения кадастровых работ путем раздела земельного участка с кадастровым номером образованы 10 земельных участков, которые в дальнейшем были поставлены на кадастровый учет под номерами

Установлено, что собственником земельных участков с кадастровыми номерами в настоящее время является ФИО2

Обращаясь в суд с иском, ТУ Росимущества в Костромской области указало, что принадлежащие ФИО2 земельные участки включают в себя земли лесного фонда, которые находятся в собственности Российской Федерации, фактически частично накладываются на земельный участок с кадастровым номером , площадь которого составляет <данные изъяты> с разрешенным использованием лесной участок; категории земель - земли лесного фонда. В подтверждение данного обстоятельством истцом было представлено свидетельство о государственной регистрации права, выданное ДД.ММ.ГГГГ, а также материалы лесоустройства.

Действительно, земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации, как лесной участок, категории земель - земли лесного фонда; разрешенное использование - лесной участок; общая площадь <данные изъяты>; местоположение: <адрес>, Костромской сельский лесхоз, расположен в юго-западной части <адрес> на территории Костромского административного района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.97).

Между тем ни данное свидетельство, ни материалы лесоустройства, находящиеся в гражданском деле, не содержат сведений о координатах и о расположении границ данного участка, что не позволяет определить границу этого участка относительно других земельных участков, в том числе и спорных. Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, как ранее учтенный объект недвижимости, границы участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, площадь участка является декларативной.

Карта-схема насаждений Костромского сельлесхоза Костромской области от 2004 г., проекты организации и ведения лесного хозяйства, выполненный Рязанской лесоустроительной экспедицией в 2004-2005 гг., лесохозяйственный регламент Костромского лесничества, письмо департамента лесного хозяйства Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ достоверно не подтверждают факт того, что произошло наложение земельных участков ФИО2 на земли лесного фонда.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд при разрешении спора неправомерно не учел заключение эксперта, который сделал вывод о частичном наложении земельных участков ФИО2 на лесной участок, судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.

Согласно положениям ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с ч.3 ст.86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Оценив заключение землеустроительной экспертизы, выполненной ООО «Кадастровые инженеры» от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное заключение не может быть положено в основу решения об удовлетворении иска.

Мотивы, по которым суд пришел к данному выводу, подробно изложены в решении, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

В обжалуемом решении суд сослался на предположения эксперта о том, что лесоустройство в 2004 г. проведено в отношении лесных насаждений, расположенных на землях категории «земли сельскохозяйственного назначения», а также о том, что представленное истцом свидетельство о государственной регистрации права не позволяет прямо установить право собственности Российской Федерации на выдел 6 квартала 5 лесонасаждений Костромского сельлесхоза, расположенного на территории УОТ-15/3.

Однако ссылка суда на указанные предположения эксперта не может повлечь отмену правильного по существу судебного постановления. В этой связи доводы апелляционной жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, не содержат фактов, которые влияют на обоснованность и законность судебного решения либо опровергают выводы суда, основываются на неверном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении спора.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, выводы суда подробно мотивированы в решении со ссылками на нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Таким образом, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Костромского районного суда Костромской области от 13 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу вр.и.о. руководителя ТУ Росимущества в Костромской области ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: