ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16180/2014 от 23.07.2014 Московского областного суда (Московская область)

  Судья Хоменко Л.Я. Дело № 33-16180/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Мертехина М.В.,

 судей Цуркан Л.С., Шишкина И.В.,

 при секретаре Потаниной А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2014 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Электростальского городского суда Московской области от 14 мая 2014 года по делу по иску ФИО2 к ГКУ «Электростальский центр занятости населения» Московской области, Комитету по труду и занятости населения Московской области, Министерству финансов Московской области о признании действий по отказу в регистрации и установлении статуса безработного незаконным, о взыскании пособия, компенсации морального вреда,

 заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

 объяснения представителей ответчиков ГКУ «Электростальский центр занятости населения» Московской области, Комитета по труду и занятости населения Московской области, Министерства финансов Московской области,

УСТАНОВИЛА:

 ФИО2 обратился с иском к ГКУ «Электростальский центр занятости населения» Московской области, Комитету по труду и занятости населения Московской области, Министерству финансов Московской области о признании действий по отказу в регистрации и установлении ему статуса безработного в ноябре 2012 года незаконными, о признании за ним права на получение пособия по безработице за период с ноября 2012 года по ноябрь 2013 года о взыскании пособия в размере 10200 рублей и о компенсации ему морального вреда в размере 130000 рублей.

 Требования мотивировал тем, что 19 ноября 2012 года он обратился в ГКУ «Электростальский центр занятости населения» с заявлением по постановки его на учет, в качестве безработного, предоставив все необходимые документы. Справку о заработной плате он предоставил в копии, так как она была выдана в 2007 году при освобождении из ФГУ ИК-3 УФСИН по Ульяновской области. Центр занятости отказался принимать у него данную справку, потребовав оригинал данной справки. Истец отказался предоставлять, так как она у него в единственном экземпляре и запрашивать ее вновь ему будет затруднительно. В результате незаконных действий сотрудников центра он был лишен права быть признан безработным и соответственно получать пособие по безработице. Он обращался в прокуратуру г.о.Электросталь с жалобой на незаконные действия сотрудников центра занятости и прокуратурой было вынесено представление от 11.04.2013 года, которое не было исполнено и он вновь в марте 2013 года был лишен возможности стать на учет, как безработный. Отказ в получении им статуса безработного, лишил его возможности в течение года получать пособие в размере 850 рублей в месяц в течение года, то есть за период с 19.11.2012 года по 19.11.2013 года. Он длительное время является безработным из-за утраты трудоспособности в размере 40 процентов и получения пособия по безработице являлись и являются основным и фактически единственным доходом.

 Ответчики иск не признали.

 Решением Электростальского городского суда Московской области в удовлетворении иска ФИО2 было отказано.

 С решением не согласился истец, обжалует его в апелляционном порядке.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

 Материалами гражданского дела подтверждается, что 19 ноября 2012 года истец обратился в ГКУ «Электростальский Центр занятости населения» в целях поиска подходящей работы, предоставив следующие документы: заявление о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, паспорт, и копию справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

 19 ноября 2012 года истец был зарегистрирован в Регистре получателей государственных услуг в целях поиска подходящей работы и ему было разъяснено, что для постановки его на учет в качестве безработного ему необходимо предоставить им оригинал справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. После подачи данного заявления о поиске ему подходящей работы ГКУ «Электростальский Центр занятости населения» осуществлял работу по оказанию услуги истцу в поисках подходящей работы, но трудоустройства не состоялось.

 11.03.2013 года истец обратился в ГКУ «Электростальский Центр занятости населения» уже с заявлением о признании его безработным. При этом истец вновь сдал документы, необходимые для постановки его на учет в статусе безработного, но отказался предоставлять оригинал справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, и в связи с непредставлением истцом необходимых документов, решение по вопросу о регистрации его в качестве безработного или отказ в признании его безработным, не принималось.

 20 марта 2013 года истцу было дано письменное разъяснение о том, что невозможно рассмотреть его вопрос о его регистрации в качестве безработного без оригинала справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, после чего Компасов обратился в прокуратур г.Электросталь с жалобой на незаконные действия сотрудников ГКУ «Электростальский Центр занятости населения».

 Согласно ст.3 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

 Порядок и условия признания граждан безработными, установленные статьей 3 Закона о занятости населения, предусматривают одним из условий принятия центром занятости населения решения о признании зарегистрированного гражданина безработным наличие всех документов, определенных пунктом 2 данной статьи, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

 Кроме того, полный перечень документов, которые граждане могут предъявить при обращении в центры занятости населения для постановки их на регистрационный учет в качестве безработных определен пунктом 56 Административного Регламента Комитета по труду и занятости населения Московской области исполнения государственной функции осуществления регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и регистрации безработных граждан, утвержденного Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Московской области от 22 февраля 2013 года №13-р.

 В целях подтверждения факта предъявления гражданином личных документов и в соответствии с пунктом 38 Административного регламента, работник центра занятости снимает копии предъявленных гражданином документов: страниц паспорта с данными о его владельце и с отметкой о регистрации по месту жительства, вида на жительство (для иностранных граждан), страниц трудовой книжки с данными о ее владельце и с записью об увольнении с последнего места работы и принимает оригиналы справок о среднем заработке в целях их дальнейшего приобщения к личному делу получателя государственных услуг.

 В соответствии с пунктом 58 Административного регламента справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы считается предоставленной, если она подшита в личном деле получателя государственных услуг.

 Перечень документов, необходимых центру занятости населения для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, данная статья не содержит исключений (случаев), предусматривающих возможность признания зарегистрированного гражданина безработным при наличии иных обстоятельств.

 В этой связи не допускается замены справки о среднем заработке заявлением гражданина о согласии на получение пособия по безработице в размере его минимальной величины либо о невозможности представить справку о среднем заработке. Также не может быть произведено изъятие справки о среднем заработке из находящегося в архиве личного дела получателя государственных услуг (для граждан, ранее состоявших на регистрационном учете), поскольку при снятии безработного гражданина с регистрационного учета личное дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения направляется на хранение в архив в установленном порядке. Изъятие документов из сброшюрованного, прошитого и пронумерованного дела невозможно, так как является нарушением законодательства об архивном деле.

 Законом о занятости населения, Правилами регистрации безработных граждан не установлено, кем может быть выдана справка о среднем заработке.

 На основании норм Трудового кодекса Российской Федерации и положений постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года №62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости" справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения.

 Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы.

 Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

 При обращении в ГКУ «Электростальский Центр занятости населения» истцом не был предоставлен полный пакет документов, а именно он отказался предоставлять оригинал справки о среднем заработке с последнего места работы, что расценивается, как отсутствие справки о среднем заработке с последнего места работы, в связи с чем истец не был поставлен на учет в качестве безработного, никакого решения об отказе в признании истца безработным, центром не выносилось. Решения оформляются приказами центра занятости об отказе в признании безработными лишь только после приема всех необходимых документов.

 Истец имел возможность предоставить оригинал справки о заработной плате за последние три месяца с последнего места работы, а в случае необходимости, он не лишен возможности запросить аналогичную справку из данного учреждения, а в случае его ликвидации или реорганизации, запросить архивную справку.

 Для решения вопроса о трудоустройстве, а также регистрации в качестве безработного и о назначении социальных выплат истец имел право обратиться в отдел трудоустройства «Электростальский отдел Центра занятости населения» в установленном порядке, предъявив документы в соответствии с п.2 ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

 Судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

 Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

 Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Электростальского городского суда Московской области от 14 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи