Судья Кутиченко Е.А. Дело № 33-16180/2021 50RS0029-01-2020-005095-36 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Мизюлина Е.В., судей Петруниной М.В., Тришевой Ю.С., при помощнике судьи Иванове Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 24 декабря 2020 года по гражданскому делу по иску Ман Е. Н. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка, возложении обязанности назначить пособие на ребенка, заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В., объяснения истца, представителя ответчика, УСТАНОВИЛА: Ман Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, признании незаконным решения Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе Ман Е.Н. в предоставлении государственной услуги по назначении ежемесячного пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <данные изъяты>, обязании назначить указанное пособие. Исковые требования мотивировала тем, что истец проживает одна с тремя несовершеннолетними детьми. Ман О. Р. родился <данные изъяты> Трудовая деятельность от ИП Ман (фотостудия) была прекращена в 2018 <данные изъяты> дохода нет, кроме ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и алиментов от бывшего супруга на двух старших детей. <данные изъяты> истцом подано заявление в Наро-Фоминское Управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской на оказание социальной поддержке пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <данные изъяты> на душу населения. <данные изъяты> ответчиком отказано в предоставлении государственной услуги по назначению указанного пособия по причине отсутствия налоговой декларации за 2020 <данные изъяты> считает отказ незаконным, поскольку налоговая декларация за 2020 года не может быть предоставлена на дату <данные изъяты> Истец представила сведения об алиментах от Чернокова В.З. за период с сентября 2019 г. по январь 2020 <данные изъяты> о деятельности ИП за 2019 г. и справка об отсутствии движения по расчетному счету ИП с Банка были предоставлены. А так же к документам был приложен Журнал учета доходов и расходов ИП. Данный перечень документов является исчерпывающим для подтверждения, что ИП свою деятельность не ведет и доходов не имеет. Соглашение об алиментах с Черноковым В.З. было оформлено с <данные изъяты> Расписки на получении алиментов от Чернокова В.З. были предоставлены за все 12 месяцев. На основании изложенного истец не согласна с решением ответчика. Решением суда признан незаконным отказ Министерства социального развития <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> в предоставлении Ман Е.Н. государственной услуги по назначению ежемесячного пособия на ребенка. На Министерство социального развития <данные изъяты> возложена обязанность назначить Ман Е.Н. пособие на ребенка, в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <данные изъяты> на душу населения на ребенка Ман О. Р.<данные изъяты> г.р. с <данные изъяты> в соответствии со ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>". Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить как незаконное, в иске отказать. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что истец имеет право на вышеуказанную ежемесячную денежную выплату на ребенка – Ман О. Р.<данные изъяты> г.р. в соответствии со ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>", по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции, истец является матерью троих детей, младший ребенок - Ман О. Р. родился <данные изъяты> <данные изъяты> истцом подано заявление ответчику на оказание социальной поддержке пособия на ребенка в семье со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <данные изъяты> на душу населения (за 1 квартал установлена в размере 12 536 руб. в месяц - постановление <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>). <данные изъяты> ответчиком отказано в предоставлении государственной услуги по назначению указанного пособия по причине отсутствия налоговой декларации за 2020 г., что не может быть предоставлен такой документ на дату <данные изъяты>, отсутствие подтвержденных сведений об алиментах от Чернокова В.З. за период с сентября 2019 г. по январь 2020 г. Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, исходил из того, что истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на назначение и получение ежемесячного пособия на ребенка. Судебная коллегия считает законным решение суда о назначении и выплате истцу ежемесячного пособия, исходя из следующего. Меры социальной поддержки, а именно ежемесячное пособие на ребенка предусмотрены Законом Московской области № 1/2006-ОЗ от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». На основании ч. 1 ст. 7 вышеуказанного Закона Московской области право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области. Размер назначаемого пособия на ребенка указан в ч. 3 ст. 7 данного Закона Московской области. В силу ч. 5 ст. 7 вышеуказанного Закона Московской области, право на пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением. Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 года N 989/30. Согласно указанного Порядка ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области. В п. 3 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику, установлен перечень документов для назначения и выплаты единовременного пособия и ежемесячного пособия, в числе которых: а) заявление о назначении ежемесячного пособия с указанием способа получения пособия (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи) по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области; б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) свидетельство о рождении ребенка (детей) или иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации факт рождения ребенка (детей),- на всех детей, рожденных матерью ребенка, на которого назначается единовременное пособие, а также детей, учитываемых в соответствии с настоящим Порядком в составе семьи для назначения единовременного пособия; г) документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения; д) документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту жительства в Московской области; е) выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя. При регистрации родителей (опекунов, попечителей) по разным адресам указанные документы представляются с места жительства каждого родителя (опекуна, попечителя); и) свидетельство о заключении брака - для родителя, состоящего (состоявшего) в браке и имеющего ребенка (детей), учитываемого (учитываемых) в соответствии с настоящим Порядком в составе семьи для назначения единовременного пособия. Согласно пункта 92 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все виды заработной платы по всем местам работы и иные выплаты, полученные в связи с трудовой деятельностью по месту работы; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; выплаты, осуществляемые органами и организациями, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности; выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, а также компенсация при выходе в отставку; дополнительные выплаты, установленные работодателем сверх сумм, начисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, денежное довольствие и иные выплаты военнослужащим и приравненным к ним лицам; единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении военнослужащих и других приравненных к ним лиц. В соответствии с п.10 Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области, утв. Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30, решение об отказе в назначении единовременного пособия принимается в случае: в том числе, а) превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума, устанавливаемой Правительством Московской области; б) обращения за назначением единовременного пособия по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка; в) назначения второму родителю (опекуну) единовременного пособия на этого ребенка в другом территориальном структурном подразделении; г) отсутствия у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области; д) лишения заявителя родительских прав или ограничения его в родительских правах в отношении ребенка; е) нахождения ребенка на полном государственном обеспечении; ж) несоответствия документов, указанных в пунктах 3, 4 настоящего Порядка, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области; з) представления неполных сведений о доходах семьи в соответствии с пунктом 94.1 настоящего Порядка; и) непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи, хотя бы за один из трех календарных месяцев; к) представления неполного комплекта документов, подлежащих обязательному представлению. Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Как следует из материалов дела, истец является матерью троих детей, 15.11.2019 г. у истца родился младший ребенок – Ман О. Р.. Истец является гражданской РФ, зарегистрирована вместе с детьми по адресу: <данные изъяты>. Брак между истцом и Черноковым А.В. расторгнут. Согласно соглашения об уплате алиментов на содержание детей: получает алименты на несовершеннолетних Чернокову А.В., Чернокову Т.В. Истец является индивидуальным предпринимателем. Истцом при обращении к ответчику предоставлено нотариальное соглашение об уплате алиментов от <данные изъяты>, кроме того, приложены расписки, которые подтверждают получение алиментов на несовершеннолетних детей Чернокову А.В., Чернокову Т.В. за период с сентября 2019 года по сентябрь 2020 г. В соответствии со ст. 229 Налогового Кодекса Российской Федерации Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса. В связи с чем, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что налоговая декларация за 2020 год может быть предоставлена только в 2021 году. Иные документы, подтверждающие доход о деятельности ИП Ман Е.Н., были предоставлены ответчику. Согласно статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что истцом представлены доказательства того, что на дату обращения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка среднедушевой доход семьи истца не превышал величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании решения ответчика об отказе в предоставлении услуги незаконным и об удовлетворении исковых требований истца о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на младшего ребенка Ман О. Р.. Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным изменить решение суда в части возложении обязанности на ответчика назначить соответствующую выплату с 16.09.2020 г., по следующим основаниям. Согласно п.12.1. вышеуказанного порядка пособие назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за пособием по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения. Истец обратилась к ответчику 16.09.2020 года, ребенок родился 15.11.2019 года, в связи с чем, указанное пособие с учетом п.12.1. Порядка должно быть назначено с 01.03.2020 г. С учетом изложенного, судебная коллегия изменяет решение суда в части назначении ежемесячного пособия на ребенка Ман О. Р. и возлагается обязанность на ответчика назначить указанное пособие с 01.03.2020 года. Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 24 декабря 2020 года изменить в части назначения ежемесячного пособия на ребенка, возложить на Министерство социального развития назначить Ман Екатерине Николаевне ежемесячное пособие на ребенка с 01.03.2020 года. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - удовлетворить частично. Председательствующий Судьи |