Дело № 33-1619 Рязанцев В.О. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,
судей Лозиной С.П. и Кондратьевой А.В.,
при секретаре Доброхваловой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
07 мая 2015 года
по докладу судьи Лозиной С.П.
дело по апелляционной жалобе Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования на решение Заволжского районного суда г. Твери от 16февраля 2015года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить в части.
Признать необоснованным отказ в предоставлении ФИО2 социальной выплаты в размере <данные изъяты> руб.
Обязать Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования предоставить ФИО2 социальную выплату в размере <данные изъяты> руб.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Тверскому областному фонду ипотечного жилищного кредитования и Министерству экономического развития Тверской области о признании уведомлений № 5203 от 26 декабря 2013 года, № 171 от 31 января 2014 года об отказе в предоставлении социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей недействительными, признании отказа в предоставлении социальной выплаты необоснованным, возложении на Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования обязанности предоставить социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей.
Требования основаны на том, что 05 ноября 2013 года между истцом и Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования был заключен договор № № о предоставлении социальной выплаты в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области» государственной программы Тверской области «Развитие строительного комплекса и жилищного строительства Тверской области» на 2013-2018 годы. Получатель социальной выплаты является заемщиком ОАО «Тверьуниверсалбанк», получившим ипотечный кредит на приобретение (строительство) квартиры в соответствии с кредитным договором (договор займа) от 25 июля 2013 года № №. Одновременно был составлен договор участия в долевом строительстве жилого дома от 25 июля 2013 года между ООО «Лидер» и истцом, который был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Тверской области 31 июля 2013 года.
Как следует из п. 3.1 договора № № от 05 ноября 2013 года, размер социальной выплаты составляет <данные изъяты> рублей. Указанная социальная выплата до настоящего времени истцу не выплачена. Из уведомления № 5203 от 26 декабря 2013 года следует, что фонд предлагает истцу расторгнуть договор о предоставлении социальной выплаты. Основанием для такого уведомления послужило то, что сумма ипотечного кредита на приобретение квартиры составляет менее 70% от стоимости строящегося жилья, что является нарушением п. 7 Порядка предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области» государственной программы Тверской области «Развитие строительного комплекса в Тверской области» на 2013-2018 годы, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 12 февраля 2013 года №40-пп.
Кроме того, в октябре 2014 года истцом от ответчика было получено новое уведомление исх. №171 от 31 января 2014 года, аналогичное предыдущему, которое также содержало ссылку на письмо Министерства экономического развития Тверской области от 23 декабря 2013 года и на решение, которое принято Министерством об отказе в предоставлении истцу социальной выплаты. Однако с данным решением ФИО2 ознакомлен не был. Министерство экономического развития Тверской области никаких писем в адрес истца не направляло.
Истец полагает, что все расчеты, удостоверенные Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования при заключении договора, являются верными, составляют 70 и более процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилья от стоимости, указанной в договоре участия в долевом строительстве. Стоимость квартиры составляет <данные изъяты> рублей, сумма кредита - <данные изъяты> рублей, что составляет 70% от стоимости квартиры.
В судебном заседании истец ФИО2, представитель истца ФИО3 поддержали требования в полном объеме, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования ФИО4 и представитель ответчика Министерства экономического развития Тверской области ФИО5 возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представитель третьего лица АКБ «Тверьуниверсалбанк» (ОАО) не явился, о рассмотрении гражданского дела был извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования просит решение суда отменить в части возложения на него обязанности по предоставлению ФИО2 социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, указывая на то, что Фонд не имеет никакого отношения, а соответственно, и доступа к средствам областного бюджета Тверской области. В Тверской области в 2013 году действовала государственная программа Тверской области «Развитие строительного комплекса и жилищного строительства Тверской области» на 2013 - 2018 годы, утвержденная Постановлением Правительства Тверской области от 16 октября 2012 года № 611-пп. В рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области» Постановлением Правительства Тверской области от 12 февраля 2013 года № 40-пп был утвержден «Порядок предоставления социальных выплат» (далее – Порядок), пункт 4 которого предусматривал, что Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на предоставление социальных выплат, является Администратор Программы, а именно – Министерство экономического развития Тверской области. В соответствии с требованиями Порядка Фонд принимал граждан, рассматривал пакет документов на соответствие условий Порядка, ежемесячно представлял на утверждение Министерству отчет-заявку с указанием заявителей, подписавших договоры о предоставлении социальной выплаты. 23 декабря 2013 года Фондом было получено письмо от Министерства экономического развития Тверской области, в котором последний делает вывод, что размер ипотечного жилищного кредита у истца составляет менее 70% стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, указанной в договоре участия в долевом строительстве. Данный факт в силу п. 7 Порядка является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты. В связи с изложенным, Фонд незамедлительно сообщил истцу о решении Администратора Программы. Пункт 5 Порядка предусматривает, что предоставление социальных выплат осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на соответствующий финансовый год. Денежные средства переводятся в безналичном порядке по поручению Министерства финансов Тверской области на лицевой счет физического лица - получателя, открытый в коммерческом банке (пп. 24-27 Порядка). Таким образом, Фонд не имеет возможности исполнить обязанность по выплате истцу субсидии в размере <данные изъяты> рублей.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования ФИО4 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства экономического развития Тверской области ФИО5 полагала доводы жалобы обоснованными, представив отзыв.
ФИО2 и его представитель ФИО3 возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным письменно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АКБ «Тверьуниверсалбанк» (ОАО) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости частичной отмены решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Постановлением Правительства Тверской области от 16 октября 2012 года № 611-пп утверждена государственная программа Тверской области «Развитие строительного комплекса и жилищного строительства Тверской области» на 2013 - 2018 годы, согласно п. 20 которой реализация государственной программы связана с выполнением ряда подпрограмм, включая подпрограмму «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области», а п.п. «а» п. 50 предусматривал предоставление социальных выплат гражданам при приобретении (строительстве) жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
Пунктом 7 Порядка предоставления социальных выплат в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области» государственной программы Тверской области «Развитие строительного комплекса и жилищного строительства» на 2013-2018 годы, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 12 февраля 2013 года № 40-пп, действовавшим с 16 февраля по 31 декабря 2013 года, установлено, что условием предоставления социальных выплат в сумме <данные изъяты> руб. является размер ипотечного жилищного кредита (займа), составляющий 70 и более процентов стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, указанной в договоре купли-продажи жилья, договоре участия в долевом строительстве жилья, договоре подряда на выполнение строительных работ либо в смете на строительство жилого дома хозяйственным способом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25 июля 2013 года между истцом и представителем застройщика ООО «Лидер» - Товариществом на вере (Коммандитным товариществом) «СУ - № 155» и Компания» заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома № №.
По условиям данного договора объем денежных средств на возмещение затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства составил 1259180 рублей, из расчета 29000 рублей за 1 кв.м проектной площади (п. 4.1.1. договора). Кроме того, участник долевого строительства ФИО1 обязался оплатить услуги застройщика в размере 15000 рублей (п. 4.1.2. договора).
Согласно п. 4.5 договора денежная сумма, указанная в п. 4.1.1, оплачивается участником долевого строительства в безналичной форме на расчетный счет застройщика за счет собственных средств в размере <данные изъяты> рублей и за счет кредитных средств ОАО АКБ «Тверьуниверсалбанк» в размере <данные изъяты> рублей.
Из ответов Товарищества на вере (Коммандитного товарищества) «СУ- № 155» и Компания», имеющихся в материалах дела, следует, что по договору участия в долевом строительстве жилого дома № от 25 июля 2013 года полная стоимость квартиры составляет <данные изъяты> рублей; стоимость услуг застройщика в фиксированной для всех участников долевого строительства сумме в размере <данные изъяты> рублей не входит в общую стоимость квартиры.
Из материалов дела следует, что 25 июля 2013 года между ОАО АКБ «Тверьуниверсалбанк» и ФИО2 был заключен кредитный договор № № на сумму <данные изъяты> копеек для приобретения в целях постоянного проживания жилого помещения, являющегося Объектом долевого строительства стоимостью <данные изъяты> рублей.
05 ноября 2013 года между Тверским областным фондом ипотечного жилищного кредитования, выступающим от имени Министерства экономического развития Тверской области, и ФИО2 был заключен договор № № о предоставлении за счет средств областного бюджета социальной выплаты в сумме <данные изъяты> рублей рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области» государственной программы Тверской области «Развитие строительного комплекса и жилищного строительства Тверской области» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16 октября 2012 года № 611-пп.
Однако в дальнейшем письменными уведомлениями, имеющимися в материалах дела, Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования предложил истцу расторгнуть договор о представлении социальной выплаты в связи с тем, что сумма ипотечного кредита на приобретения квартиры составляет менее 70% от стоимости приобретаемого (строящегося) жилья.
Из отзыва ответчика Министерства экономического развития Тверской области на исковое заявление следует, что основанием отказа в предоставлении истцу социальной выплаты явилось несоблюдение п. 7 Порядка предоставления социальных выплат, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 12 февраля 2013 года № 40-пп, поскольку из содержания п. 4.1 договора участия в долевом строительстве от 25 июля 2013 года можно сделать вывод о включении в стоимость приобретаемого объекта долевого строительства оплаты услуг застройщика в размере <данные изъяты> рублей. Соответственно, стоимость приобретаемого жилья составит <данные изъяты> рублей, размер полученного ипотечного жилищного кредита – менее 70 % от стоимости приобретаемого жилья.
Удовлетворяя исковые требования в части признания отказа в предоставлении ФИО2 социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей необоснованным, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности такого отказа, так как размер ипотечного кредита, полученного ФИО2 (<данные изъяты> составляет 70% от стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, равной <данные изъяты> рублей, что соответствует требованиям Порядка предоставления социальной выплаты. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами по основаниям, изложенным в мотивировочной части решения суда первой инстанции. Доводов к отмене решения суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
В то же время, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности по предоставлению истцу социальной выплаты на Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования.
Предоставление за счет средств областного бюджета Тверской области социальных выплат на возмещение расходов по оплате части стоимости жилья гражданам, приобретающим жилье у застройщика в целях постоянного проживания на территории Тверской области, регламентируется Порядком предоставления социальных выплат. В реализации настоящего Порядка принимают участие Министерство экономического развития Тверской области, которое является Администратором Программы (главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на предоставление социальных выплат) и Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования (п.п. 2-4 Порядка).
В соответствии с п. 29 Порядка предоставления социальных выплат, определяющим полномочия Тверского областного фонда ипотечного кредитования, Фонд, выполняющий консультационные услуги, прием документов от заявителей и доведение до заявителей решения Администратора Программы, не обладает полномочиями по самостоятельному принятию решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении социальной выплаты заявителям. В связи с изложенным, в удовлетворении требований, заявленных к данному ответчику, надлежит отказать.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено, что истец ФИО2 имеет право на получение социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, исковые требования были предъявлены не только к ответчику Тверскому областному фонду ипотечного кредитования, но и к Министерству экономического развития Тверской области, обязанность по предоставлению ФИО2 социальной выплаты в указанном размере необходимо возложить на Министерство экономического развития Тверской области как главного распорядителя средств областного бюджета Тверской области, предусмотренных на предоставление указанных выплат.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Тверского областного фонда ипотечного жилищного кредитования удовлетворить.
Решение Заволжского районного суда г. Твери от 16февраля 2015года отменить в части возложения обязанности на Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования предоставить ФИО2 социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей, в указанной части постановить новое решение об отказе в иске к данному ответчику.
Обязать Министерство экономического развития Тверской области предоставить ФИО2 социальную выплату в размере <данные изъяты> рублей в возмещение расходов по оплате части стоимости жилья в рамках подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области» государственной программы Тверской области «Развитие строительного комплекса и жилищного строительства Тверской области» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 12 февраля 2013 года № 40-пп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи