ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16190/2014 от 01.12.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

 Судья Р.Б. Курбанова Дело № 33-16190/2014

 Учет № 52

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 01 декабря 2014 года город Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

 председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,

 судей Н.Н. Моисеевой и Г.А. Сахиповой,

 при секретаре судебного заседания О.А. Кормильцевой,

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Максутовой Р.Ш. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 23 сентября 2014 года, которым постановлено:

 в удовлетворении исковых требований Максутовой Р.Ш. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о приравнивании периодов работы к стажу муниципальной службы и возложении обязанности включения периодов работы в стаж муниципальной службы, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет отказать.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы и ее представителя в поддержку жалобы, возражения представителя ответчика, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Максутова Р.Ш. обратилась с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о приравнивании периодов работы к стажу муниципальной службы и возложении обязанности включить периоды работы в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

 В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением об определении права на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего, однако истице было отказано со ссылкой на то, что стаж муниципальной службы по состоянию на 12.09.2013г. составляет 7 лет 2 месяца 23 дня. При этом ответчик не включил в стаж муниципальной службы период работы истицы с 12.08.1997г. по 07.05.2008г. в иске указано, что с 12.08.1997 года истица работала инспектором по охране детства отдела опеки и попечительства Управления образования города Набережные Челны. С 01.10.2003г., согласно Уставу учреждения, функции органов опеки и попечительства были возложены на ГОУ социального обслуживания детей «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 85», где истица занимала должность педагога с 01.10.2003г. по 07.05.2008г. При этом, функциональные обязанности истицы, место работы, кабинет, рабочий телефон не менялись. По мнению истицы, до образования органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и в соответствии со статьей 2 Закона РТ от 19.04.2002 № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РТ» функции органов опеки и попечительства осуществляли соответствующие исполнительные органы государственной власти РТ. Данным органом в указанный период истица считает ГОУ Социального обслуживания детей «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 85». На основании изложенного, истица просила приравнять период работы с 12.08.1997г. по 07.05.2008г. к стажу муниципальной службы, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет; возложить на ответчика обязанность включить в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, периоды работы с 12.08.1997г. по 07.05.2008г.

 В судебном заседании Максутова Р.Ш. исковые требования поддержала.

 Представитель ответчика иск не признал.

 Третье лицо – Департамент государственной службы и кадров при Президенте Республики Татарстан в суд не явился.

 Суд в удовлетворении иска отказал.

 В апелляционной жалобе Максутова Р.Ш. ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в своей жалобе истица приводит те же доводы, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражает несогласие с примененным судом толкованием закона и выводами об отсутствии оснований для включения периодов работы в стаж муниципальной службы.

 В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.

 Проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия оснований для его отмены или изменения не находит.

 В силу положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон N 25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

 В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:

 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);

 2) муниципальных должностях;

 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;

 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);

 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

 Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

 Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 годы №50-ЗРТ регулирует отношения в сфере организации муниципальной службы в Республике Татарстан, а также, в соответствии с федеральными законами, определяет условия прохождения муниципальной службы муниципальными служащими и правовое положение (статус) муниципальных служащих в Республике Татарстан.

 В статье 29 названного Кодекса установлен исчерпывающий перечень периодов работы на постоянной основе, включаемых в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы. Данный перечень, наряду с периодами работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), предусматривает включение в стаж муниципальной службы также некоторых иных периодов, в том числе и периодов замещения государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР).

 В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 г. N 50-ЗРТ в стаж муниципальной службы включаются:

 1) периоды работы (службы) на государственных должностях Республики Татарстан и должностях государственной службы, предусмотренных Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан и Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, а также на должностях в государственных органах, не включенных в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, после утверждения указанного Реестра, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень должностей государственной службы;

 2) периоды работы (службы) с 26 мая 1995 года до утверждения Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан и Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан на должностях, предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, а также на должностях, не предусмотренных Реестром государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, в случаях последующего включения этих должностей в соответствующий перечень государственных должностей или должностей государственной службы.

 Согласно подпункту «е» пункта 3 части 2 данной статьи периоды замещения должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в местных органах государственной власти и управления (районных, городских, районных в городах Советах народных депутатов, администрациях районов, городов республиканского значения, районов в городах) и их аппаратов включаются до 26 мая 1995г.

 Из материалов дела следует, что 12 августа 1997 года Максутова Р.Ш. принята на должность инспектора по охране детства отдела опеки и попечительства ГУНО г.Набережные Челны. 01 октября 2003 года истица принята на работу в порядке перевода в ГОУ социального обслуживания детей «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 85», где занимала должность педагога.

 С 10 января 2007 года переведена методистом. 27 апреля 2007 года истице присвоена вторая квалификационная категория по должности «методист».

 С 31 июля 2007 года ГОУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 85» переименован в Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85».

 31 августа 2007 года истица переведена на должность социального педагога. 07 февраля 2008 года истице присвоена первая квалификационная категория по должности «социальный педагог».

 08 мая 2008 года истица назначена на должность ведущего специалиста отдела опеки и попечительства при исполнительном комитете г.Набережные Челны. 05 октября 2009 года истица уволена по собственному желанию.

 Уведомлением от 03 октября 2013 года ответчик сообщил Максутовой Р.Ш. об отсутствии законных оснований для включения в стаж государственной службы периода работы с 12.08.1997г. по 01.10.2003г.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый истицей период работы с 12.08.1997г. по 01.10.2008г. и замещаемые ей должности инспектора школ по охране детства управления народного образования, педагога, методиста и социального педагога государственного образовательного учреждения социальной направленности, не подлежат включению в стаж муниципальной службы, поскольку в статье 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 г. N 50-ЗРТ установлен исчерпывающий перечень периодов работы на постоянной основе, включаемых в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы.

 Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, как основанными на нормах закона.

 Действительно, в период осуществления истицей трудовой деятельности в должности инспектора школ по охране детства отдела опеки и попечительства Управления народного образования мэрии г.Набережные Челны, до образования органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Татарстан от 19 апреля 2002 года №1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», местные органы народных депутатов и управления относились к местным органам государственной власти. Согласно Закону Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года №8-ЗРТ «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан», до образования органов местного самоуправления осуществление функции органов опеки и попечительства возлагалось на органы государственной власти Республики Татарстан (статья 10).

 В период работы истицы в должности методиста, педагога и социального педагога государственного образовательного учреждения социального обслуживания детей данное учреждение относилось к полномочному органу, на которое возлагались функции органа опеки и попечительства по работе с несовершеннолетними, что подтверждается Уставом ГОУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №85».

 С конституционным изменением системы органов государственной власти в Российской Федерации и выделением из нее местных органов государственной власти с одновременным их преобразованием в систему местных органов самоуправления, на основании Закона Республики Татарстан от 20 марта 2008 года №7-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области опеки и попечительства», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеки и попечительству.

 Однако, согласно законодательным положениям, регламентирующим условия исчисления стажа муниципальной службы, необходимо соблюдение определенных правовых условий, при наличии которых периоды работы в должностях в государственных органах Республики Татарстан подлежат включению в стаж муниципальной службы. Такими условиями в силу приведенных выше норм закона являются: включение замещаемых должностей в соответствующие Сводные перечни или Реестры и установление дат, с которыми законодатель связывает возможность исчисления стажа. Следовательно, не любая деятельность в местных государственных органах власти засчитывается в стаж муниципальной службы, а только та деятельность, которая осуществлялась в должностях, подпадающих под правовое регулирование статьи 29 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе.

 Применительно к рассматриваемому делу, замещаемые истицей должности инспектора школ по охране детства управления народного образования, педагога государственного образовательного учреждения, методиста и социального педагога исходя из буквального толкования применяемой нормы закона, не подлежат включению в стаж муниципальной службы, поскольку должности, занимаемые истицей в оспариваемые периоды, отсутствовали в Сводном перечне государственных должностей Республики Татарстан, Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, Реестре государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан, Реестре должностей муниципальной службы Республики Татарстан.

 Доводы истицы о тождественности ранее выполняемой ею функции, а также условий, характера деятельности в спорные периоды в указанных должностях обязанностям ведущего специалиста отдела опеки и попечительства Исполкома опровергаются в силу следующего.

 Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, введенного в действие с 01 января 1996 года, предусмотрены самостоятельные наименования должностей «инспектор по охране детства», «педагог социальный», «методист», однако в названные Сводные перечни и Реестры данные должности включены не были.

 Таким образом, сравнительный подход ранее выполнявшихся истицей трудовых функций и обязанностей, условий работы с деятельностью ведущего специалиста органа опеки и попечительства Исполкома не допустим, как не основанный на законе.

 Соответственно, доводы жалобы отклоняются в связи с неправильным толкованием истицей подлежащих применению норм материального права.

 На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение основано на анализе законодательства о государственной службе Республики Татарстан, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.

 Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 23 сентября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Максутовой Р.Ш. – без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.

 Председательствующий

 Судьи