Судья Дроздова А.С.
Докладчик Карболина В.А. Дело № 33-1625\2015г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Зуевой С.М.
Судей Карболиной В.А., Коваленко В.В.
При секретаре Г.А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 05 февраля 2015 года дело по частной жалобе К.Н.В. на определение Купинского районного суда Новосибирской области от 16 декабря 2014 года, которым удовлетворено заявление главы Купинского района Новосибирской области Ш.В.Н. об отсрочке исполнения решения Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года.
Отсрочено исполнение решения Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года по делу №2-240\2014 о признании незаконными действий администрации Купинского района Новосибирской области по прекращению деятельности филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный дом для одиноких престарелых», об обязании возобновить деятельность филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный для одиноких престарелых», находящийся по адресу: <адрес>, и отнесении его помещения к специализированному жилищному фонду, на срок до 01.07.2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Купинского района Новосибирской области в интересах К.Н.В. обратился в суд с иском к администрации Купинского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации Купинского района Новосибирской области по прекращению деятельности филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный дом для одиноких престарелых», об обязании администрации Купинского района Новосибирской области возобновить деятельность вышеуказанного филиала и отнести его помещение к специализированному жилищному фонду.
Решением Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года исковые требования прокурора Купинского района Новосибирской области удовлетворены в полном объеме.
Глава Купинского района Новосибирской области Шубников В.Н. обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года.
В обоснование заявления указал, что в настоящее время жилые помещения в жилом доме не соответствуют требованиям норм и стандартов (национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52498-2005 Социальное обслуживание населения «Классификация учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения «Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», согласно которым специальный дом для одиноких и престарелых - это государственное специализированное учреждение, которое включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения (медицинский кабинет, библиотека, помещение для клубной работы, столовая, пункт заказов на продовольственные товары, пункт сдачи белья и вещей в прачечную и химчистку, круглосуточно действующий диспетчерский пункт.
При проведении проверки Сибирским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому надзору и атомному надзору (Ростехнадзор) были выявлены нарушения в эксплуатации электрокотлов: согласно проведенному обследованию жилого дома Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Новосибирской области здания, строения, сооружения и иное имущество МАУ КЦСОН Купинского района, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2564- 09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы.»
В бюджете Купинского района Новосибирской области отсутствует финансирование на содержание данного жилого дома, так как субвенции выделяются на обслуживание в полустационарных и нестационарных учреждениях (отделениях), а вышеуказанный жилой дом не относится к таким учреждениям. Для проведения реконструкции вышеуказанного жилого дома в соответствии с заключением отдела капитального строительства и архитектуры администрации Купинского района требуется 13704640 рублей.
Согласно информации Управления финансов и налоговой политики Купинского района в Новосибирской области, в соответствии с утвержденным Советом депутатов Купинского района бюджетом муниципального района данные средства не запланированы и выделение их не представляется возможным. Администрацией района сделаны запросы в Министерство социального развития Новосибирской области, Министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области о выделении денежных средств на проведении реконструкции вышеуказанного жилого дома.
На основании изложенного просил отсрочить исполнение решения Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года на срок до 01.01.2016 года.
Судом постановлено указанное выше определение, обжалуемое К.Л.В.
В частной жалобе просит определение отменить как незаконное, указав, что судом нарушены нормы процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что заявление об отсрочке исполнения решения суда было проведено в ее отсутствие и она не смогла привести своих доводов об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Считает, что заявителем не представлены сведения о замене электрокотлов в ноябре 2014г., в августе 2014 г. перекрыта крыша Дома престарелых, осталось только решить вопрос о водоснабжении.
Кроме того, она не согласна с заключением начальника отдела капитального строительства и архитектуры администрации Купинского района о требуемой сумме в размере 13704640 руб. на реконструкцию дома престарелых, так как данная сумма не обоснована и не указано, что конкретно будет реконструировано.
Суд первой инстанции не принял во внимание, что в связи с не исполнением решения суда от 26.05.2014 г. Дому престарелых не оказываются коммунальные услуги, и никем не взимается плата за их оказание (тепло, свет, канализация), а сумма задолженности растет.
Таким образом, если предоставить ответчику отсрочку на исполнение решения суда от 26.05.2014г. ситуация с содержанием дома приведет к катастрофическим результатам.
Проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года исковые требования прокурора Купинского района Новосибирской области в интересах К.Л.В. к администрации Купинского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации Купинского района Новосибирской области по прекращению деятельности филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный дом для одиноких престарелых», о понуждении возобновить деятельность вышеуказанного филиала и об отнесении его помещения к специализированному жилищному фонду удовлетворены в полном объеме. Признаны незаконными действия администрации Купинского района Новосибирской области по прекращению деятельности филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный дом для одиноких престарелых». Администрация Купинского района Новосибирской области обязана возобновить деятельность вышеуказанного филиала и отнести его помещение к специализированному жилищному фонду.
Решение Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года обжаловалось ответчиком - администрацией Купинского района Новосибирской области. Апелляционной инстанцией 14.08.2014 года решение Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации Купинского района Новосибирской области - без удовлетворения. Решение Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года вступило в законную силу 14.08.2014 года.
Согласно информации начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Карасукском районе Л.Л.Г. от 28.03.2014 года № 17/553, здания, строения, сооружения и иное имущество «Специального дома для одиноких престарелых» МАУ «КЦСОН Купинского района», расположенные по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы».
Согласно информации о результатах проверки Государственного инспектора Сибирского Управления Ростехнадзора Молчанова Е.А. от 27.01.2014 года, в ходе проверки «Специального дома для одиноких престарелых» МАУ «КЦСОН Купинского района» Новосибирской области выявлено: электрокотлы эксплуатируются без паспортов, отсутствует проектная документация.
Согласно заключению начальника отдела капитального строительства и архитектуры администрации Купинского района Новосибирской области от 04.04.2014 года, исходя из расчета предварительной стоимости 1 кв.м, реконструкции зданий и сооружений (22600 руб.), предварительная стоимость реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, под специализированное здание, отвечающее требованиям технических и градостроительных регламентов, ГОСТа, СНиПа, СанПина и иным обязательным требованиям, учитывая его площадь (606,4 кв.м.), составит 13704640 рублей.
Согласно ответу Управления финансов и налоговой политики Купинского района Новосибирской области от 07.04.2014 года № 62, в соответствии с утвержденным Советом депутатов Купинского района бюджетом муниципального района, данные средства в сумме 13704640,0 руб. не запланированы и выделение средств для финансирования не представляется возможным.
Из письма и.о. заместителя Председателя Правительства Новосибирской области - министру финансов и налоговой политики Новосибирской области от 17.10.2014 года № 1777/01-24, следует, что глава Купинского района просит выделить денежные средства в размере 13704640 рублей на реконструкцию жилого дома «Специальный для одиноких престарелых», расположенный по адресу: <адрес> под специализированное здание, отвечающее требованиям технических и градостроительных регламентов, ГОСТа, СНиПа, СанПина и иным обязательным требованиям.
Из письма временно исполняющего обязанности министра социального развития Новосибирской области от 17.10.2014 года № 1776/01-24, следует, что глава Купинского района просит выделить денежные средства в размере 13704640 рублей на реконструкцию жилого дома «Специальный дом для одиноких престарелых», расположенный по адресу: <адрес>, под специализированное здание, отвечающее требованиям технических и градостроительных регламентов, ГОСТа, СНиПа, СанПина и иным обязательным требованиям, а также субвенцию на заработную плату работникам «Специальный дом для одиноких престарелых» и на налог с начислениями на фонд оплаты труда в размере 186215 рублей.
Из письма исполняющего обязанности министра социального развития Новосибирской области Ануфриева Р.В. от 17.11.2014 года № 6157-01-16/26 следует, что Министерством социального развития Новосибирской области проводится работа по реализации норм Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», включающая в себя наряду с другими и уточнение правил организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений. В настоящее время в составе некоторых комплексных центров социального обслуживания населения, расположенных в муниципальных районах Новосибирской области, действуют специальные дома для одиноких престарелых граждан (далее - специальные дома). В соответствии с договорами найма жилых помещений, гражданам, проживающим в специальных домах, предоставляются помещения для постоянного проживания, а не социальные услуги в стационарной форме. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области переданы полномочия по организации социального обслуживания граждан. Соответственно, субвенция, передаваемая местным бюджетам для исполнения указанных полномочий, может быть израсходована только на организацию и осуществление социального обслуживания населения. Предоставление жилых помещений по договорам найма не является формой социального обслуживания населения, не входит в компетенцию комплексных центров социального обслуживания населения. Следовательно, субвенция на исполнение отдельных государственных полномочий по социальному обслуживанию населения не предусмотрена для организации деятельности специальных домов. В связи с вышеизложенным, просят рассмотреть вопрос об исключении специальных домов из состава комплексных центров социального обслуживания населения.
Из ответа исполняющего обязанности министра социального развития Новосибирской области Ануфриева Р.В. от 24.11.2014 года № 6303-01-16/26 следует, что специальный дом является филиалом муниципального автономного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Купинского района», учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование Купинский район Новосибирской области. В соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля относится к компетенции муниципального образования. Органам местного самоуправления Новосибирской области передаются государственные полномочия по организации социального обслуживания населения. В соответствии с договорами найма жилых помещений, гражданам, проживающим в специальном доме, предоставляются помещения для постоянного проживания. Предоставление жилых помещений по договорам найма не является формой социального обслуживания населения и не входит в компетенцию комплексных центров социального обслуживания населения. Следовательно, передаваемые Купинскому району государственные полномочия Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан не распространяются на деятельность специальных домов. На основании вышеизложенного, финансирование затрат по реконструкции здания специального дома и оплаты труда сотрудников, осуществляется органами местного самоуправления Новосибирской области за счет средств местного бюджета.
Из ответа заместителя председателя Правительства Новосибирской области Г.В.Ю. от 15.12.2014 года № 06-05/3200/22 следует, что исполнение судебных решений по возобновлению деятельности специального дома должно быть сопряжено с приведением отношений между получателями и поставщиком социальных услуг в соответствии с действующим законодательством. В частности, в соответствии со ст. 17 вступающего в силу с 01.01.2015 года Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» с гражданами, нуждающимися в данных услугах, должны быть заключены договоры о предоставлении социальных услуг с утверждением размера платы за них и порядка её взимания (данное условие имеет место и в действующем законодательстве). По мнению Министерства, вопрос о выделении дополнительных средств на функционирование специального дома должен решаться после устранения всех имеющихся несоответствий законодательству о социальном обслуживании граждан. Помимо вышеизложенного, Министерство обращает внимание на то, что исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере социального обслуживания отдельных категорий граждан, является министерство социального развития Новосибирской области, и дальнейшее решение данного вопроса должно осуществляться администрацией Купинского района во взаимодействии с указанным министерством. Итоговое решение по выделению дополнительных средств будет приниматься на основании позиции министерства социального развития Новосибирской области.
Из ответа начальника Управления финансов и налоговой политики Купинского района от 15.12.2014 года № 210 следует, что в соответствии с принятым бюджетом на 2014 год по вопросу о возможности содержания специализированного дома для одиноких престарелых, расположенного по адресу: <адрес> финансирование за счет местного бюджета не предусмотрено. Запланировать содержание данного учреждения и провести реконструкцию его под требования нормативных актов в 2015 году невозможно из-за сокращения бюджета Купинского района на 39,8 млн.руб.
Удовлетворяя заявление об отсрочке исполнения решения суда и предоставляя администрации Купинского района Новосибирской области отсрочку исполнения решения Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года на срок до 01.07.2015 года, суд первой инстанции, исходил из того, что администрация Купинского района Новосибирской области не располагает денежными средствами на возобновление деятельности вышеуказанного филиала и отнесение его помещения к специализированному жилищному фонду. При этом, суд указал, что финансовое положение заявителя может в будущем измениться.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку при рассмотрении вопроса об отсрочке исполнения решения суда необходимо учитывать не только интересы администрации Купинского района Новосибирской области, но и интересы неопределенного круга лиц (в частности, престарелых людей), в противном случае отсрочка исполнения судебного акта может повлечь затягивание его реального исполнения.
Кроме того, к заявлению о предоставлении отсрочки какие-либо доказательства, подтверждающие возможность выделения финансирования после 01 июля 2015 года, не приложены.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения.
Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с правовой позицией, указанной в определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 г. N104-0, рассрочка, отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя. При этом нехватка денежных средств не может служить тому оправданием. Основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Решение вопроса о рассрочке, отсрочке исполнения решения суда должно приниматься на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Судебная коллегия считает, что установленные решением суда нарушения в деятельности филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный дом для одиноких престарелых» связаны с прекращением деятельности филиала, иск прокурора был направлен на защиту жилищных и социальных прав проживающих граждан, в том числе К.Н.В., которые не имеют своего жилья и ранее состояли на учете, как граждане, относящиеся к категории одиноких и престарелых.
Таким образом, длительное неисполнение решения суда нарушает жилищные права проживающих граждан филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный дом для одиноких престарелых» и ущемляет их социальные права, в том числе права К.Н.В. Отсрочка исполнения решения суда в данном случае приводит к дальнейшим нарушениям жилищных и социальных прав проживающих престарелых одиноких граждан филиала.
Также необходимо отметить, что обязанность по возобновлению деятельности филиала МАУ «КЦСОН Купинского района» «Специальный дом для одиноких престарелых» возложена на администрацию Купинского района.
Кроме того, отсутствие достаточного финансирования для содержания специализированного дома для одиноких престарелых, расположенного по адресу: <адрес>, и для проведения его реконструкции, не может расцениваться как исключительное обстоятельство, затрудняющее исполнение решения суда.
С учетом указанных обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Купинского районного суда Новосибирской области от 16 декабря 2014 года отменить и постановить новое определение, которым отказать в удовлетворении заявления главы Купинского района Новосибирской области Ш.В.Н. об отсрочке исполнения решения Купинского районного суда Новосибирской области от 26.05.2014 года.
Частную жалобу К.Н.В. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: