Дело № 33-1626/2015 Председательствующий в І инстанции Гаркуша О.М.
Докладчик в апелляционной инстанции Козуб Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего, судьи – Григоровой Ж.В.,
судей – Козуб Е.В., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре – Нудьга Р.Д.,
с участием:
прокурора – Бесельман Е.В.,
представителя ФКУ «Управление Черноморского флота» – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционное представление военного прокурора – войсковая часть 32015 подполковника юстиции ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 19 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанностей по проведению специальной оценки условий труда, -
установила:
В феврале 2015 года военный прокурор – войсковая часть 32015, обратился в суд с иском к войсковой части 86863, Федеральному казённому учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда, в котором просил обязать войсковую часть 86863 в срок до 01 июня 2015 года организовать поведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места бухгалтера – 2 единицы, обязать ФКУ «Управление Черноморского флота» в срок до 01.06.2015 года обеспечить финансирование мероприятия по поведению в войсковой части 86863 специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места бухгалтера - 2 единицы, мотивируя требования тем, что военной прокуратурой – войсковая часть 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 86863 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда. Установлено, что войсковая часть 86863 входит в состав Черноморского флота. Командир войсковой части 86863 является работодателем, который осуществляет прием на работу лиц гражданского персонала (работников) на основании заключенных с ними трудовых договором. Войсковая часть 86863 сформирована с 01 декабря 2014 года, с этого времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работников) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: рабочее место бухгалтера - 2 единицы. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор обратился в суд с настоящим иском, который просил удовлетворить.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота» о возложении обязанностей по проведению специальной оценки условий труда отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении военный прокурор – войсковая часть 32015 просит указанное решение районного суда отменить, постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что при разрешении дела суд неправильно применил нормы материального права (неправильно истолковал закон). Прокурор ссылается на то, что основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужило то, что войсковой частью 86863 подана бюджетная заявка на финансирование мероприятий по организации и проведению специальной оценки условий труда, а ФКУ «Управление Черноморского флота» - уведомление в Центр финансово-экономического обеспечения Черноморского флота о необходимости истребования в Министерстве обороны Российской Федерации денежных средств для проведения специальной оценки условий труда в войсковой части 86863, в связи с чем, ответчиками выполнены требования по организации проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочего бухгалтера – 2 единицы. Однако, отсутствие необходимого финансирования для проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочего места бухгалтера войсковой части 86863 не является юридически значимым обстоятельством по делу и правового значения в рассматриваемом споре не имеет, поскольку не освобождает ответчиков от обязанности провести специальную оценку условий труда. Поданное военным прокурором – войсковая часть 32015 исковое заявление касается возложения обязанности по проведению внеплановой специальной оценки условий труда в отношении вновь организованного с 01 декабря 2014 года рабочего места, которая в соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», должна быть проведена в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию такого рабочего места. Исключения из этого специального правила закон не предусматривает. Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Командир войсковой части 86863 в соответствии со ст.20 Трудового кодекса РФ является стороной трудовых отношений, наделен полномочиями работодателя в отношении работника воинской части – бухгалтера, с которым вправе заключить трудовой договор и принять его на работу.
В возражениях на апелляционное представление военного прокурора – войсковая часть 32015, ФКУ «Управление Черноморского флота» просит оставить решение Ленинского районного суда г.Севастополя без изменения, а апелляционное представление военного прокурора – войсковая часть 32015 оставить без удовлетворения, полагая, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом правильно, в решении дана надлежащая оценка представленным доказательствам, требования Гражданского процессуального законодательства при рассмотрении дела, судом не нарушены.
В заседании суда апелляционной инстанции помощник военного прокурора – войсковая часть 32015 Бесельман Е.В. апелляционное представление поддержала и просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требованиях.
Представитель ФКУ «Управление Черноморского флота» ФИО1 возражал против доводов апелляционного представления прокурора, просил решение оставить без изменения, дал пояснения в соответствии с письменными возражениями ФКУ. Указав, что бюджетная заявка на лимиты бюджетных обязательств 2015 года произведена 18 марта 2015 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика войсковой части 86863, надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения апелляционного представления прокурора, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика ФКУ «Управление Черноморского флота», изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении, возражения ответчика, проверив законность и обоснованность решения районного суда в пределах доводов апелляционного представления прокурора в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, приходит к выводу, что решение районного суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме исходя из следующего.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным. Из смысла закона следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно пунктов 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Пунктом 4 части 1, части 2 статьи 330 ГПК РФ предусмотрено, что основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по вышеуказанным исковым требованиям неправильно применены нормы материального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами гражданского дела подтверждено, что на основании Директивы Командующего ЮВО от 21 августа 2014 года и Приказа КЧФ от 29 августа 2014 года с 01 декабря 2014 года сформирована войсковая часть 86863. В феврале 2015 года военной прокуратурой – войсковая часть 32015 проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 86863 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, в ходе которой установлены нарушения права и законные интересы работников.
В связи с необходимостью проведения комплекса мероприятий по специальной оценке условий труда 20-ти рабочих мест, 18 марта 2015 года войсковой частью 86863 подана бюджетная заявка на лимиты бюджетных обязательств на 2015 года
Согласно письму начальника Центра финансово-экономического обеспечения ЧФ, денежные средства на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 2015 года Черноморскому Флоту не выделялись.
Принимая решение по делу, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками в полном объеме выполнены требования закона по организации проведения специальной оценки условий труда, а именно: в/ч 86863 по направлению заявки на финансирование, а ФКУ «Управление Черноморского флота» направления в Центр экономического обеспечения ЧФ РФ уведомления о необходимости проведения мероприятий по истребованию от Департамента финансового планирования МО РФ денежных средств на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 2015 год, и пришел к выводу об отсутствии оснований для признания бездействий незаконными и понуждению к выполнению действий, не предусмотренных законом.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда».
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда»).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций, в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «ОСК ЦВО» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В соответствии с Положением о ФКУ «Управление Черноморского Флота», утвержденным Министром обороны Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 902, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ «Управление Черноморского Флота» входят, помимо прочего, заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 30).
Таким образом, обязанность по исполнению запроса войсковой части 86863 о размещении заказа на выделение денежных средств для проведения специальной оценки условий труда в войсковой части 86863 путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Управление Черноморского Флота», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Управление Черноморского Флота».
Данные обстоятельства, связанные с порядком проведения специальной оценки условий труда и осуществлением ее оплаты, судом первой инстанции установлены правильно, однако вывод о невозможности до заключения государственного контракта возложить обязанности по финансированию услуг по специальной оценке на ФКУ «Управление Черноморского флота» неверный, поскольку отсутствие финансирования для проведения специальной оценки условий труда не освобождает ответчиков от обязанности ее проведения.
Также, безосновательными признаются выводы о выполнении ответчиками требования закона по организации проведения специальной оценки условий труда, поскольку направление заявки на финансирование и направление уведомления о необходимости проведения мероприятий по истребованию денежных средств на проведение комплекса работ по специальной оценке условий труда на 2015 год не свидетельствует о фактическом проведении специальной оценки условий труда, которая должна была быть проведена работодателем в соответствии с требованиями трудового законодательства и нормами специального действия, а также профинансирована ФКУ «Управление Черноморского флота», в соответствии с возложенными на него задачами.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863 о возложении обязанности организовать проведение специальной оценки условий труда в данной войсковой части в отношении рабочего места бухгалтера – 2 единицы, а также исковых требований к ФКУ «Управление Черноморского флота» об обеспечении финансирования мероприятий по проведению в войсковой части 86863 специальной оценки условий труда в отношении рабочего места бухгалтера – 2 единицы.
Учитывая, что заявленный истцом срок для проведения оценки истек, судебная коллегия полагает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить разумный срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности до 01 ноября 2015 года.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, ст. 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 19 мая 2015 года отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования военного прокурора – войсковая часть 32015 к войсковой части 86863, Федеральному казенному учреждению «Управление черноморского флота» о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда удовлетворить.
Обязать войсковую часть 86863 в срок до 01 ноября 2015 года организовать проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством РФ о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места бухгалтера -2 единицы.
Обязать Федеральное казенное учреждения «Управление Черноморского флота» в срок до 01 ноября 2015 года обеспечить финансирование мероприятий по проведению в войсковой части 86863 специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством РФ о специальной оценке условий труда в отношении рабочего места бухгалтера - 2 единицы.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
Т.Н.Дудкина