№ 33-1627 Судья Синякова Г.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 июля 2015 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Платоновой И.В.,
судей Максимкиной Н.В., Фоминой С.С.,
при секретаре Важине Я.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства образования Рязанской области на решение Советского районного суда г. Рязани от 21 мая 2015 года, которым постановлено:
Иск Капустиной Р.И. к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями – удовлетворить.
Признать за Капустиной Р.И. право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство образования Рязанской области включить Капустину Р.И. в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Фоминой С.С., объяснения представителя апеллятора Министерства образования Рязанской области Бебякина В.А., действующего на основании доверенности, объяснения Капустиной Р.И. и ее представителя Иванова П.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Капустина Р.И. обратилась в суд с иском к Министерству образования Рязанской области о признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением и о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями.
В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленное за ней жилье признано непригодным для проживания, собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору найма она не является. Она в установленном порядке обратилась в Министерство образования Рязанской области с заявлением о включении её в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с приложением всех необходимых документов. Письмом № от 02.03.2015г. Министерство образования по Рязанской области сообщило ей о том, что на основании приказа Министерства № от 26.08.2013 года ей было отказано во включении в списки нуждающихся детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, этим приказом созданы препятствия для реализации её конституционного права на жилище, и тем самым грубо нарушены её права и законные интересы. Факт закрепления за нею жилого помещения, непригодного для проживания, являлся препятствием для постановки ее на учет в качестве лица из детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в жилом помещении. Органы опеки не только не предприняли никаких действий по решению её жилищного вопроса, но и не разъяснили ей её права и механизм их реализации, она не смогла своевременно встать на учет нуждающихся в обеспечении жильем. В 2012 году она случайно узнала о том, что для обеспечения жильем ей необходимо признать закрепленную за ней жилую площадь непригодной для проживания. 21.03.2012 года (до достижения 23-х лет) она обратилась в управление образования и молодежной политики Щацкого муниципального района Рязанской области с просьбой оказать содействие в признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии от 16.04.2012 года № жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, было признано непригодным для проживания. Она обратилась в орган опеки и попечительства за обеспечением жилья, ей отказали, ссылаясь на то, что она достигла 23-хлетнего возраста. В 2013 году она повторно обратилась с заявлением о включении её в списки сирот, нуждающихся в обеспечении жильем, но Министерство образования отказало без уточнения причин.
Просила признать за ней право на обеспечение благоустроенным жилым помещением в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством, и обязать Министерство образования по Рязанской области включить её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с Законом Рязанской области от 28.12.2012 года № 108 –ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Советский районный суд г.Рязани удовлетворил исковые требования, постановив об этом указанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, постановить по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указано, что суд при вынесении решения не учел все обстоятельства дела, так суд не принял во внимание то, что Капустина Р.И. до 23 лет имела закрепленное жилье и норма закона не давала ей право на обеспечение жилым помещением в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В представленных материалах отсутствуют документы об обращении Капустиной Р.И. до 23-летнего возраста по поводу принятия ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и отсутствуют уважительные причины пропуска срока постановки на учет в качестве нуждающейся.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель апеллятора Министерства образования Рязанской области по доверенности Бебякин В.А. поддержал доводы апелляционной жвлобы по изложенным в ней основаниям.
Истица Капустина Р.И. и ее представитель Иванов П.А. возражали против доводов апелляционной жалобы, считают принятое судом решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Иные участники судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции не явилисья, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришла к выводу о возможности рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Материалами дела установлено, что Капустина Р.И., до брака ФИО1, родилась 1989 года в с. <адрес>. В свидетельстве о рождении содержатся сведения о ее родителях: матери – ФИО2 и отце – ФИО3.
Решением Шацкого районного суда Рязанской области от 16.04.2003 года, вступившим в законную силу 28.04.2003 года, ФИО2 лишена родительских прав в отношении детей : ФИО1, 1989г.р., и ФИО4, 1992 г.р.
Решением Шацкого районного суда Рязанской области от 30.06.2004 года, вступившим в законную силу 12.07.2004 года, ФИО3 признан безвестно отсутствующим.
Установлено, что в 2003 году истица была определена в государственное образовательное учреждение Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, а затем в учреждение начального профессионального образования в г.Рязани с зачислением на полное государственное обеспечение.
Таким образом, истица до достижения ею 18–летнего возраста относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а с 18 до 23 лет являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Также установлено, что на основании постановления главы муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области № от 28.04.2003 года и № от 06 марта 2006 года за ФИО1 (ФИО2) была закреплена жилая площадь - жилой дом, расположенный в с. <адрес>, в котором она зарегистрирована с 26.11.2003 года.
Таким образом, истица в несовершеннолетнем возрасте, относясь к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имела закрепленное за ней жилое помещение.
21 марта 2012 года истица обратилась с заявлением к начальнику управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования Шацкий муниципальный район, поступившим по назначению 02 апреля 2012 года, о признании непригодным для проживания закрепленного за ней жилого помещения.
Согласно акту об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания № от 16 апреля 2012 года и заключению межведомственной комиссии № от 16 апреля 2012 года, закрепленный за истицей жилой дом, расположенный по адресу: <…>, признан непригодным для проживания.
06 августа 2013 года ФИО2 в возрасте 24 лет обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако приказом № от 26 августа 2013 года в удовлетворении указанного заявления истице было отказано, в связи с чем она обратилась в суд с указанными исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что истица относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Закрепленное за ней жилое помещение признано непригодным для проживания, право на бесплатную приватизацию на территории Рязанской области не использовала, зарегистрированных прав на жилое помещение не имеет, до 23-х лет приняла меры к тому, чтобы разрешить вопрос с обеспечением жилья, и причины пропуска ФИО2 срока для обращения с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными, в связи с чем имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия считает правильными выводы суда по следующим основаниям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 8 данного Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в редакции от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013 года, статьей 1 Закона Рязанской области от 28.12.2012 года № 108-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 20.12.2012 г. № 536-V РОД) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме названных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013 года, и ст. 7 принятого в соответствии с ним Закона Рязанской области от 28.12.2012 г. № 108-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 20.12.2012 N 536-V РОД), действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ранее действовавшей редакции ст. 8 Федерального закона от21.12.1996 года № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ранее действовавшим законодательством жилые помещения предоставлялись только детям, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения.
С 01.01.2013 года такое условие исключено из закона, в качестве основания предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда законодатель предусмотрел невозможность проживания в жилом помещении.
Таким образом, к уважительным причинам, по которым истица до достижения 23-летнего возраста не реализовала право на получение жилья, относится и то обстоятельство, что изменения в закон были внесены после того, как ФИО2 исполнилось 23 года (12.04.2012 года).
Доводам ответчика о наличии закрепленного за истцом жилья судом дана надлежащая правовая оценка.
Что касается соблюдения истицей заявительного порядка реализации указанного права, то судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что истица ФИО2 обратилась с заявлением о признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания 21 марта 2012 года.
Это, в свою очередь, подтверждает обоснованность утверждения истицы о ее обращении в органы опеки и попечительства по указанному вопросу. Причем по состоянию на 21 марта 2012 года 23-летний возраст ею достигнут не был.
Однако, заявление истицы было рассмотрено межведомственной комиссией и на его основании составлен акт и вынесено заключение о непригодности жилого помещения для проживания 16 апреля 2012 года, а направлено это заключение в адрес истицы только 14 июня 2012 года, то есть после достижения ею 23-х лет.
Непосредственно сразу после получения вышеназванного заключения о непригодности жилого помещения для проживания, ФИО2 устно обратилась в орган опеки и попечительства Шацкого района Рязанской области по вопросу обеспечения жильем, однако ей было разъяснено, что она достигла 23-летнего возраста, а потому не имеется оснований для включения ее в список.
Таким образом, со стороны истицы имело место заявление о ее жилищных правах как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, но оно не повлекло ее учета в этом качестве в числе нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку отсутствие ФИО2 на этом учете в данном случае обусловливается наличием уважительных причин, то она не может быть лишена гарантированного ей права на обеспечение жильем.
Приходя к указанному выводу, суд также учел показания свидетеля ФИО5, однако они не имели определяющего значения и оценивались в совокупности с другими доказательствами по делу.
С учетом изложенного, оценивая данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно указал, что администрация Шацкого муниципального района Рязанской области, закрепляя в 2003 году за несовершеннолетней ФИО1 (ФИО2) жилое помещение по адресу: <…>, не приняла во внимание то, что органу опеки и попечительства было известно о непригодном состоянии закрепленного жилья во время его закрепления за истицей (акт обследования жилищных условий при лишении родительских прав матери). Таким образом, орган опеки и попечительства должен был принять меры по признанию невозможности проживания лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении и постановке его на учет, поскольку именно на него, в силу закона, возложена обязанность по контролю за реализацией прав данной категории граждан.
Между тем, до достижения 23 лет право пользования указанным выше жилым помещением за истицей было сохранено, данное обстоятельство также объективно лишало ее возможности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая, что по независящим от истца обстоятельствам ФИО2 была лишена права воспользоваться гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленными Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ до достижения возраста 23 лет, суд пришел к правомерному выводу о сохранение за ней права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном указанным законом.
Вопреки доводам жалобы, определенный законом срок реализации жилищных прав лицами указанной категории (до достижения 23 лет) не является пресекательным. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях до 23-летнего возраста без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что по аналогичным делам есть решения судов, вступивших в законную силу об отказе в исковых требованиях, являются несостоятельными, поскольку по каждому делу решение принимается с учетом конкретного дела, с иным составом лиц, участвующих в деле и по иным фактическим обстоятельствам.
Поскольку судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены и применены нормы материального права, регулирующие отношения сторон, выводы суда мотивированы, основаны на установленных по делу обстоятельствах и подтверждаются представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности, а доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 21 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи