ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16277/2021 от 21.09.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

№...

№...

Судья Белорецкого межрайонного суда РБ ФИО5

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-16277/2021

г.Уфа 21 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Арманшиной Э.Ю.

судей Рахматуллина А.А., Сагетдиновой А.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хабировой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в режиме видеоконференсвязи апелляционные жалобы Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центра содействия семейному воспитанию «Спутник» на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года

по делу по иску Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Республики Башкортостан, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственного бюджетного учреждения республики Башкортостан для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центра содействия семейному воспитанию «Спутник» об устранении нарушений федерального законодательства.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Арманшиной Э.Ю., выслушав представителя Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Уйманову ФИО18, представителя ГБУ Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» Копылова ФИО17, поддержавших доводы своих апелляционный жалобе, прокурора Галиева ФИО16, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» об устранении нарушений федерального законодательства.

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнений, прокурор указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры Республики Башкортостан была проведена проверка исполнения федерального законодательства. В ходе проверки установлено, что в отделении социальный приют Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» (далее ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник») имеются многочисленные нарушения требований пожарного законодательства, что создает угрозу безопасности учащихся. Так, не обеспечено проведение проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, что является нарушением пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме». Потолок на путях эвакуации оклеен потолочной плиткой с неизвестным показателем пожарной опасности, стены на путях эвакуации оклеены обоями и окрашены краской с неизвестным показателем пожарной опасности, пол на путях эвакуации застелен линолеумом и окрашен краской с неизвестным показателем пожарной опасности, что является нарушением пункта 6.25* СНиП 21-01-97* «Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и сооружений». На лестничных клетках допускаются ступени с различной шириной проступи и различной высоты в пределах маршей лестниц, что является нарушением пункта 4.3.6 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты, Эвакуационные пути и выходы». В основном жилом корпусе на 1-ом этаже ширина эвакуационного выхода из административной части непосредственно наружу составляет менее 1,2 м (фактически 0,76 м), в основном жилом корпусе ширина эвакуационного выхода из медицинского блока непосредственно наружу составляет менее 1,2 м (фактически 1,08 м), в основном жилом корпусе на 2-м этаже ширина эвакуационных выходов на наружные лестницы 3-го типа составляет менее 1,2 м (фактически 0,74 м), в основном жилом корпусе ширина эвакуационного выхода из группы №1 в коридор 1-го этажа составляет менее 1,2 м (фактически 0,78 м), в основном жилом корпусе ширина прохода из коридора 1-го этажа в лестничную клетку №2 составляет менее 1,2 м (фактически 1,01 м), в основном жилом корпусе на 2-м этаже в группе № 3 ширина эвакуационного выхода из групповой в лестничную клетку № 2 составляет менее 1,2 м (фактически 0,78 м), в основном жилом корпусе на 2-м этаже ширина эвакуационного выхода из актового зала в лестничную клетку №2 составляет менее 1,2 м (фактически 0,79м), что является нарушением пункта 5.1.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты, Эвакуационные пути и выходы». Двери эвакуационного выхода на лестничную клетку левого крыла открываются не по направлению движения, что является нарушением пункта 4.2.22 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты, Эвакуационные пути и выходы». В фойе около 1 группы, в общем коридоре около 2 группы, в общем коридоре около кабинета «Кастелянная» при высоте помещения до 3,5 м расстояние от точечного дымового пожарного извещателя до стены более 4,5 м, что является нарушением пункта 13.3.1 табл. 13.3* СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». В основном жилом корпусе на 2-м этаже в группе №1 наружная лестница 3-го типа расположена от оконного проема на расстоянии менее 1 м, высота ограждения лестницы составляет менее 1,2 м (фактически 1,02 м), в ограждении лестниц вертикальные элементы имеют просвет более) 0,1 м, что является нарушением пункта 4.4.7 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты, Эвакуационные пути и выходы». Не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного, в нарушение пункта 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме». Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан. Учредителем ГБУ РБ Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» является Республика Башкортостан в лице Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Главным распорядителем бюджета в Республике Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан. Устранение выявленных нарушений носит незамедлительный характер, так как связано с обеспечением безопасности несовершеннолетних, круглосуточно пребывающих в специальном учреждении. ГБУ РБ Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» в адрес Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в январе 2021 года была направлена заявка на финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в учреждении на сумму 520 487 руб. 78 коп, которая до настоящего времени не удовлетворена. Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждениям осуществляется в виде субсидий из бюджетов системы Российской Федерации.

Прокурор просил суд обязать отделение социальный приют ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранить выявленные нарушения пожарной безопасности: обеспечить проведение проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечить покрытия потолка, стен и пола покрытием с известными показателем пожарной опасности; исключить различную ширину и высоту проступи ступеней на лестничных клетках в пределах маршей лестниц; обеспечить ширину эвакуационных выходов в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить открывание дверей по направлению движения; привести расстояния от точечных дымовых извещателей до стен в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить расстояние от оконного проема до лестницы, высоту ограждения лестницы, просветы вертикальных элементов в ограждении лестниц в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить количество средств индивидуальной защиты органов дыхания и рения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на каждого дежурного; обеспечить наличие планов эвакуации на случай пожара, в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан обеспечить финансирование устранения вышеуказанных нарушений в размере 520 487 руб. 78 коп.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года постановлено:

исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Республики Башкортостан, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» об устранении нарушений федерального законодательств, удовлетворить частично.

Обязать ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранить выявленные нарушения пожарной безопасности: обеспечить проведение проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечить покрытия потолка, стен и пола покрытием с известными показателем пожарной опасности; исключить различную ширину и высоту проступи ступеней на лестничных клетках в пределах маршей лестниц; обеспечить ширину эвакуационных выходов в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить открывание дверей по направлению движения; привести расстояния от точечных дымовых извещателей до стен в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить расстояние от оконного проема до лестницы, высоту ограждения лестницы, просветы вертикальных элементов в ограждении лестниц в соответствии с требованиями законодательства в срок до 15 января 2022 года.

Обязать Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обеспечить финансирование ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранения вышеуказанных нарушений.

В остальной части заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан просит отменить решение суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своих доводов указывает на то, что порядок определения объема и уловий предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на иные цели утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 января 2021 года № 14 «О порядке предоставления из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания и на иные цели». Субсидии из бюджета Республики Башкортостан предоставляются учреждению в соответствии с законом о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах доведенных Министерству лимитов бюджетных обязательств (пункт 3 Порядка предоставления субсидий). Вместе с тем, Законом Республики Башкортостан от 21 декабря 2020года № 350-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2021 год на плановый период 2022 и 2023 годов» на укрепление материально-технической базы подведомственных учреждений средства бюджета Республики Башкортостан не предусмотрены. Заявка ГБУ РБ Центр «Спутник» на финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в 2021 году в размере 520 487 руб. 78 коп. представлена в Министерство 18 января 2021 года. В связи с необходимостью дополнительного финансирования Министерством семьи и труда Республики Башкортостан в Правительство Республики Башкортостан направлено письмо от 29 января 2021 года № 27-24 о потребности в средствах в сумме 145,84 млн. руб. для проведения мероприятий по соблюдению требований противопожарного законодательства и устранению выявленных нарушений. В последующем для предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям сфере социального обслуживания на проведение капитального ремонта, обеспечение противопожарных мероприятий распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 11 мая 2021 года № 357-р из бюджета Республики Башкортостан за счет резервного фонда Правительства Республики Башкортостан Министерству семьи и труда Республики Башкортостан в 2021 году выделены средства в размере 53 349 700 руб. Предоставление субсидий учреждениям осуществляется на основании заключаемых между учреждениями и Министерством соглашений на предоставление субсидий. Соглашения заключаются на один финансовый год после доведения Министерством финансов Республики Башкортостан до Министерства лимитов бюджетных обязательств на осуществление соответствующих полномочий на очередной год. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований о возложении на Министерство семьи и труда Республики Башкортостан обеспечить финансирование учреждения у суда не имелось, поскольку имеется установленный порядок предоставления субсидий учреждениям, в том числе связанного с устранением нарушений законодательства о пожарной безопасности. При этом в резолютивной части решения не указан размер финансирования, что приводит к неясности решения суда.

В апелляционной жалобе ГБУ РБ «Центр «Спутник» просит отменить решение суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью. В обоснование своей жалобы указывает на то, что применительно к положениям Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2021 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» необходимость защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц, являющейся предметом искового заявления прокурора с учетом последовавших уточнений, в судебном заседании отсутствует, поскольку защита данных прав уже осуществлена в административном порядке, что подтверждается предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Кобелькова А.Ю. от 1 февраля 2021 года, являющимся обязательным для ГБУ РБ Центр «Спутник» и предусматривающим устранение нарушений требований пожарной безопасности в срок до дата. ГБУ РБ Центр «Спутник» организовано проведение проверок наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на его территории, расположенной по адресу: Доменная улица,. 3 адрес РБ, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в здании, расположенном по указанному адресу не реже двух раз в год, что подтверждается актами испытаний пожарных гидрантов на водоотдачу от дата ; и от дата№..., составленными ГБУ РБ Центр «Спутник» и АО «Башкирское СРСУ ПР». Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком требований пожарной безопасности, предусмотренных абзацем вторым пункта 48 ППР, и о необходимости понуждения ответчика к устранению этого нарушения, не соответствует обстоятельствам дела. Для объектов, построенных до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ от дата «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности подтверждается определением уровня пожарной безопасности в соответствии с «ГОСТ дата-91. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», утвержденными постановлением Госстандарта СССР от дата№..., на основании расчета пожарного риска, выполненного по утвержденным в установленном порядке методикам. ГБУ РБ Центр «Спутник» определен уровень пожарной безопасности в отношении здания, расположенного по адресу: Доменная улица, адрес Республики Башкортостан, построенного в 1989 году, и этот уровень соответствует допустимым значениям, что подтверждается отчетом по определению расчетных величин уровня обеспечения пожарной безопасности людей, составленным индивидуальным предпринимателем ФИО8 от 2019 года. Двери эвакуационного выхода на лестничную клетку левого крыла спорного здания открываются в соответствии с требованиями абзаца первого пункта дата СП 1.13130.2020 по направлению движения, что подтверждается фототаблицей ответчика от дата№....

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, участвующего в деле - представителей Министерства финансов Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан

Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправии сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Исходя из части 2 статьи 52 ГК РФ юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, указываются в едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В силу части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии со сведениями, содержащимися в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 3 февраля 2021 года, Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» 26 сентября 2002 года поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 1 июля 2015 года на основании Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 апреля 2002года № 314-р ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Узянский детский дом РБ является собственником здания с кадастровым номером 02:11:200102:560, 2-х этажное кирпичное здание, общей площадью 3 810,3 кв.м, по адресу: адрес.

В силу пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании задания прокуратуры Республики Башкортостан от 14 декабря 2020 года, Белорецкой межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан 22 декабря 2020 года проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности с привлечением в качестве специалиста государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Гилязитдинова А.Л.

В ходе проверки установлено нарушения федерального законодательства в области пожарной безопасности на объекте защиты – ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» по адресу: РБ, адрес, о чем Государственным инспектором по пожарному надзору составлена Справка.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее - Правила противопожарного режима № 390), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Как установлено из материалов контрольно-наблюдательного дела №..., на основании ФИО4№... от дата заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и адресов РБ по пожарному надзору ФИО10 по согласованию с Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена внеплановая выездная проверка юридического лица - ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» в здании по адресу: РБ, адрес.

Согласно Акту проверки №... от дата в здании ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» по адресу: РБ, адрес, выявлены 17 пунктов нарушений требований пожарной безопасности.

Предписанием №... от дата ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» установлен срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до дата.

В отношении должностного лица – директора ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» ФИО11 составлен Протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ.

Из представленных документов (фото-таблицы) следует, что на путях эвакуации потолки в здании, расположенном по адресу: РБ, адрес, не имеют каких-либо покрытий, так как окрашены краской.

Судом установлено, что государственному инспектору по пожарной безопасности в момент проведения проверки представителем ответчика представлены: Акты испытаний ВПВ на работоспособность от 20 и 30 сентября 2020 года, Акты проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 26 марта 2020 года, от 25 июня 2020 года, от 23 апреля 2020 года, от 22 декабря 2020 года, Акт испытания пожарных гидрантов на водоотдачу от 30 сентября 2020 года, паспорта на двери металлические противопожарные, Протоколы испытания пожарных лестниц №1, №2 и №3 в ГБУ Узянский детский дом от 30 июля 2020 года, Акт о приемке технических средств системы автоматической пожарной сигнализации, Акт о проведении входного контроля, Акт об окончании пусконаладочных работ, Акт об окончании монтажных работ, Акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу.

Из Акта испытаний ВПВ на работоспособность от 30 сентября 2020 года следует, что произведены испытания на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода в ГБУ РБ Центр «Спутник», расположенном по адресу: РБ, Белорецкий район, с. Узян, ул. Доменная, 3, что подтверждается протоколом испытаний от 30 сентября 2020 года.

Согласно Протоколам испытания от 30 июля 2020 года стационарные наружные лестницы №1, №2, №3, расположенные по адресу: РБ, адрес, соответствуют требованиям НПБ 245-2001 и пригодны для эксплуатации.

Исходя из положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно положениям пункта 1.1 СП 1.13130.2020 «Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее СП 1.13130.2020) настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок. Требования свода правил распространяются на объекты защиты при их проектировании, изменении функционального назначения, а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонте и техническом перевооружении в части, соответствующей объему указанных работ.

В силу пункта 4.3.6 СП 1.13130.2020 на путях эвакуации, как правило, не допускается: устройство криволинейных лестниц, лестниц с забежными ступенями, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты, разрезных лестничных площадок, за исключением криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений (кроме зданий лечебных учреждений) с пребыванием не более 5 человек, и криволинейных парадных лестниц при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил, а также за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности; устройство криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы или лестничной клетки. Допускается в пределах лестничной клетки или лестницы устройство ступеней с иными параметрами для маршей, ведущих в технические этажи, чердаки, на кровлю (за исключением эксплуатируемой) и в служебные помещения с пребыванием не более 5 человек при выполнении условий подраздела 4.4 настоящего свода правил.

В соответствии с пунктом 4.4.22 СП 1.13130.2020 двери эвакуационных выходов и двери, расположенные на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.

В соответствии с пунктом 5.1.2, пунктом 5.1.4 СП 1.13130.2020 ширина пандусов и горизонтальных участков путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 15 человек, должна предусматриваться не менее 1,2 м. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.

Судом установлено, что ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» в 2019 году составлен Отчет по определению расчетных величин уровня обеспечения пожарной безопасности людей и уровня пожарной опасности для людей в здании ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник».

Из договора №... от 1 января 2021 года следует, что между ИП Григорьевым С.А., именуемым в дальнейшем «исполнитель» и ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник», именуемым в дальнейшем «заказчик», заключен настоящий договор, по которому исполнитель принимает обязанности по выполнению работ по проведению технического обслуживания средств АПС.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, учитывая, что часть нарушений, установленных Актом проверки № 272 от 1 февраля 2021 года, ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» не устранены, пришел к выводу о том, что исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора подлежат частичному удовлетворению, обязав ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранить выявленные нарушения пожарной безопасности, а именно: обеспечить проведение проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раза в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечить покрытия потолка, стен и пола покрытием с известными показателем пожарной опасности; исключить различную ширину и высоту проступи ступеней на лестничных клетках в пределах маршей лестниц; обеспечить ширину эвакуационных выходов в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить открывание дверей по направлению движения; привести расстояния от точечных дымовых извещателей до стен в соответствии с требованиями законодательства; обеспечить расстояние от оконного проема до лестницы, высоту ограждения лестницы, просветы вертикальных элементов в ограждении лестниц в соответствии с требованиями законодательства в срок до 15 января 2022 года.

Поскольку финансовое обеспечение ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» осуществляется Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ, которое финансируется за счет бюджета Республики Башкортостан, утвержденного Правительством Республики Башкортостан, суд, руководствуясь частью 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возложении обязанности на вышеуказанные органы власти по обеспечению финансирования ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» для устранения нарушений пожарной безопасности, выявленных при проверке, установив срок для исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ, и установить срок исполнения решения суда до 15 января 2022 года – дата устранения недостатков по Предписанию № 272/1/1 от 1 февраля 2021 года.

Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность вынесенного решения, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения на ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» обязанности по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности: обеспечению проведение проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; обеспечению покрытия потолка, стен и пола покрытием с известными показателем пожарной опасности; исключению различной ширины и высоты проступи ступеней на лестничных клетках в пределах маршей лестниц; обеспечению ширины эвакуационных выходов в соответствии с требованиями законодательства; обеспечению открывания дверей по направлению движения; приведению расстояния от точечных дымовых извещателей до стен в соответствии с требованиями законодательства; обеспечению расстояния от оконного проема до лестницы, высоты ограждения лестницы, просветов вертикальных элементов в ограждении лестниц в соответствии с требованиями законодательства в срок до 15 января 2022 года, поскольку данные выводы соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы ГБУ РБ «Центр «Спутник» о том, что применительно к положениям Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2021 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» необходимость защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц, являющейся предметом искового заявления прокурора с учетом последовавших уточнений, в судебном заседании отсутствует, поскольку защита данных прав уже осуществлена в административном порядке, что подтверждается предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Кобелькова А.Ю. от 1 февраля 2021 года, являющимся обязательным для ГБУРБ Центр «Спутник» и предусматривающим устранение нарушений требований пожарной безопасности в срок до дата, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Доводы о том, что ГБУ РБ Центр «Спутник» организовано проведение проверок наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на его территории, расположенной по адресу: Доменная улица, адрес РБ, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения в здании, расположенном по указанному адресу не реже 2-х раз в год, что подтверждается актами испытаний пожарных гидрантов на водоотдачу от дата и от дата№..., составленными ГБУ РБ Центр «Спутник» и АО «Башкирское СРСУ ПР», в связи с чем вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком требований пожарной безопасности, предусмотренных абзацем вторым пункта 48 ППР, и о необходимости понуждения ответчика к устранению этого нарушения, не соответствует обстоятельствам дела, являлись предметом исследования судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют об исполнении требований прокурора по систематическому обеспечению проведения проверок работоспособности наружного противопожарного водоснабжения не реже 2-х раз в год.

Вопреки доводам апелляционной жалобы представленная ответчиком фототаблица от 15 апреля 2021 года № 03/2021, не подтверждает его доводы о том, что двери эвакуационного выхода на лестничную клетку левого крыла спорного здания открываются в соответствии с абзацем первым пункта 4.2.22 СП 1.13130.2020 по направлению движения.

Доводы жалобы ответчика том, что для объектов, построенных до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности подтверждается определением уровня пожарной безопасности в соответствии с «ГОСТ 12.1.004-91. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», утвержденными постановлением Госстандарта СССР от 14 июня 1991 года №..., на основании расчета пожарного риска, выполненного по утвержденным в установленном порядке методикам. ГБУ РБ Центр «Спутник» определен уровень пожарной безопасности в отношении здания, расположенного по адресу: Доменная улица, адрес РБ, построенного в 1989 году, и этот уровень соответствует допустимым значениям, что подтверждается отчетом по определению расчетных величин уровня обеспечения пожарной безопасности людей, составленным индивидуальным предпринимателем ФИО8 от 2019 года также не могут служить основанием для отмены решения суда в указанной части в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В части 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» определено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу статьи 34 указанного Федерального закона Российской Федерации граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В статье 37 вышеуказанного Федерального закона Российской Федерации установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно статье 38 вышеназванного закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества.

В статье 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Положениями статьи 6 вышеприведенного Федерального закона определено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97*, принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года, настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97*, необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, распространяются требования вновь разрабатываемых документов, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 4.3 СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации зданий следует обеспечивать выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ-01.

Таким образом, требования противопожарной защиты помещений, зданий и других сооружений, установленные СНиП 21-01-97*, распространяются и на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения в случае возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей.

Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод, что в отношении зданий и сооружений, принятых в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, данные правила подлежат применению в части установленных требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта, поскольку они выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях его жизненного цикла, в том числе эксплуатации, их соблюдение не ставится в зависимость от времени введения здания в эксплуатацию.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения на Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанности по обеспечению финансирования ГБУ РБ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранения выявленных нарушений в силу следующего.

Финансовое обеспечение ГБУ РБ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» осуществляется Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, которое финансируется за счет бюджета Республики Башкортостан, что не оспаривается сторонами. Заявка ГБУ РБ Центр «Спутник» на финансирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в 2021 году в размере 520 487 руб. 78 коп. представлена в Министерство 18 января 2021 года.

Понуждение судом Министерства к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на Министерство обязанности осуществить финансирование является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность республиканского органа исполнительной власти.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части возложения на Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование ГБУ РБ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранения выявленных нарушений, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с указанной части и оставлением решения суда первой инстанции в остальной части без изменения.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года отменить в части возложения на Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан обязанности обеспечить финансирование ГБУ РБ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранения выявленных нарушений.

В указанной части по делу принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о возложении обязанности по обеспечению финансирования ГБУ РБ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» устранения выявленных нарушений отказать.

В остальной части решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центр содействия семейному воспитанию «Спутник» - без удовлетворения.

Председательствующий Э.Ю. Арманшина

Судьи А.А. Рахматуллин

А.М. Сагетдинова