ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16282/18 от 02.07.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Дорохина И.В. дело № 33- 16282/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

судей Магоня Е.Г., Анцифировой Г.П.,

<данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании 02 июля 2018 года апелляционную жалобу Грицина В. А. на решение Ногинского городского суда Московской области от 16 января 2018 года по делу по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Грицине А. В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования,

заслушав доклад судьи Смышляевой О.В.,

объяснения явившихся лиц,

УСТАНОВИЛА:

Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с иском к Грицине А.В. о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования. В обоснование иска указал, что <данные изъяты> на основании правил землепользования и застройки г. Ногинска Ногинского муниципального района изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 2 755 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, находящегося в собственности Грицины А.В., с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания».

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении вида разрешенного использования (далее – ВРИ) земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную). Плата взимается при изменении ВРИ на основании: решения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч.1 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом — Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ). В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 №842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

На основании письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об изменении ВРИ от <данные изъяты><данные изъяты> Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес гражданина Грицина А.В. уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> на сумму 481 590,53 руб.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма. Согласно ч. 8 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ (в редакции Закона Московской области от 23.12.2013 № 160/2013-ОЗ, действовавшей в рассматриваемый период) собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.

Плата в бюджет Московской области на основании уведомления от <данные изъяты><данные изъяты> гражданином Грицина А.В. не внесена, в связи с чем, Минмособлимуществом направлена претензия от <данные изъяты><данные изъяты>. В ответ на претензию гр. Грицина А.В. заявил об отказе внести плату за изменение ВРИ земельного участка. Поскольку ВРИ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> изменен на основании правил землепользования и застройки Ногинского района, плата за изменение ВРИ земельного участка подлежит внесению в бюджет Московской области на основании ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ.

С учетом изложенного просило взыскать с Грицины А. В. в пользу Министерства имущественных отношения Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 481 590 рублей 53 копейки.

Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в суд не явился, о явке извещен, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

Ответчик Грицина А.В. в суд не явился, о явке извещен.

Представитель ответчика Ганюхина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Решением суда иск удовлетворен. Суд решил: «Взыскать с Грицины А. В. в пользу Министерства имущественных отношения Московской области плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 481 590 (четыреста восемьдесят одна тысяча пятьсот девяносто) рублей 53 копейки.

Взыскать с Грицины А. В. в бюджет г. Ногинска Московской области государственную пошлину в размере 8 015 (восемь тысяч пятнадцать) рублей 91 коп.».

В апелляционной жалобе Грицина В.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Другие участники процесса в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом мнения участников процесса судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется исходя из их разрешенного использования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра от 12.10.2011 N П/389.

Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.

Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 № 1190/57 «Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается».

В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную).

Плата взимается при изменении ВРИ на основании пешения Правительства Московской области о включении земельного участка в границы населенного пункта и об одновременном изменении его ВРИ (ч. 1 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ); разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного уполномоченным органом — Главархитектурой Московской области (ч. 5 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ); правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ).

В соответствии с пунктами 13.36.1, 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 №842/27, органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Министерство имущественных отношений Московской области (Минмособлимущество).

Из материалов дела следует, что Грицина А.В. является собственником земельного участка, площадью 2 755 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 17), свидетельством о государственной регистрации права по состоянию на <данные изъяты> (л.д. 36).

<данные изъяты> на основании правил землепользования и застройки г. Ногинска Ногинского муниципального района изменен вид разрешенного использования земельного участка категории «земли населенных пунктов» площадью 2 755 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, находящегося в собственности Грицины А.В., с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания».

На основании письма Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области об изменении ВРИ от <данные изъяты><данные изъяты> (л.д. 8) Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило в адрес гражданина Грицина А.В. уведомление <данные изъяты> от <данные изъяты> на сумму 481 590,53 руб. (л.д. 12-13).

<данные изъяты> ответчик направил возражение на уведомление о внесении платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 46-50).

<данные изъяты> ответчик Грицина А.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО с заявлением о внесении изменений в ЕГРП. По итогам рассмотрения заявления, <данные изъяты> ответчиком было получено новое свидетельство о государственной регистрации права с измененными характеристиками земельного участка: категории – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома для сезонного проживания (л.д. 39).

Таким образом, судом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка ответчика Грицина А.В. категории «земли населенных пунктов» площадью 2 755 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, с «для дачного строительства» на «индивидуальные жилые дома для сезонного проживания» изменен на основании заявления Грицины А.В. о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, решения Совета депутатов муниципального образования «город Ногинск Московской области» от 19.08.2013 № 8/51 «Об утверждении Правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования «город Ногинск Московской области», а так же в соответствии с решением Совета депутатов Ногинского района Московской области от 18.03.2004 № 222/33 «Об утверждении градостроительной документации «Корректура генерального плана города Ногинска». Плата в бюджет Московской области ответчиком Грицина А.В. не внесена.

В соответствии с ч. 15 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ собственник земельного участка считается уведомленным о размере платы за изменение ВРИ земельного участка со дня получения уведомления либо со дня возврата уполномоченному органу (Минмособлимуществу) заказного письма.

Согласно ч. 8 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ (в редакции Закона Московской области от 23.12.2013 № 160/2013-ОЗ, действовавшей в рассматриваемый период) собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления. Аналогичное положение содержится в ч. 16 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ в действующей редакции.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив совокупность представленных по делу доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применив положения вышеуказанного законодательства, а также ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона Московской области № 23/96-ОЗ пришел к обоснованному выводу о необходимости их удовлетворения. При этом суд верно исходил из того, что поскольку ВРИ земельного участка с КН <данные изъяты> изменен на основании правил землепользования и застройки Ногинского района, плата за изменение ВРИ земельного участка подлежит внесению Грицина А.В. в бюджет Московской области. Градостроительный план земельного участка утвержден решением совета депутатов Ногинского муниципального района от 28.12.2016, т.е. после вступения в силу закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ.

Доводы жалобы о том, что ответчик воспользовался своим правом и привел характеристики земельного участка (вид разрешенного использования и категорию) в соответствии с градостроительными регламентами, действующими в 2015г. на территории г. Ногинска Московской области, не являются основанием для освобождения ответчика от взыскания платы за изменения вида разрешенного использования. ВРИ, который был ранее у ответчика также имел право на существование.

Доводы жалобы о том, что обязательным условием взимания платы является обращение в орган местного самоуправления муниципального образования и принятия этим органом соответствующего решения сводится к неправильному толкованию норм действующего законодательства. В силу положений ст. 5.1 Закона Московской области № 23/96-ОЗ плата взимается при изменении ВРИ не только на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования Московской области об изменении ВРИ земельного участка (ч. 3 ст. 5.1 Закона № 23/69-ОЗ); но и на основании Правил землепользования и застройки (ч. 9, 12 ст. 5.1 Закона № 23/96-ОЗ). Кроме того, законодательство устанавливает основания для взымания платы сам факт изменение вида разрешенного использования земельного участка, а не факт наличия или отсутствия обращения в орган местного самоуправления.

Ссылка ответчика на то, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права и законом предоставлено только право отменить изменение вида разрешенного использования, основан на неверном толковании норм права. Данному доводу дана оценка судом первой инстанции, с которой следует согласиться.

При разрешении спора, судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ногинского городского суда Московской области от
16 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грицина В. А. – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи