33 – 1628/2018 судья Никишина Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июля 2018 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Насоновой В.Н.,
судей Рогозиной Н.И., Артюхина А.А.,
при секретаре Барановой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО2, дополнениям в ней на решение Советского районного суда города Рязани от 12 апреля 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» о возложении обязанности по перерасчету выслуги лет с записью в личное дело, к ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» - о возложении обязанности по перерасчету военной пенсии с 11.09.2013 года и выплате задолженности по пенсии с 11.09.2013 года по 10.04.2018 года – отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы представителей ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» по доверенности ФИО3, ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» о возложении обязанности по перерасчету выслуги лет, возложении обязанности по перерасчету военной пенсии, выплате задолженности по пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 10.09.2013 года был уволен на пенсию по организационно-штатным мероприятиям из Вооруженных Сил РФ с выслугой лет 20 лет 10 месяцев 21 день.
В сентябре 2013 года обратился в пенсионный отдел военного комиссариата Рязанской области с просьбой о дополнительном подсчете выслуги лет, так как у него имелся стаж в органах внутренних дел в качестве стажера милиционера, о чем была произведена запись в трудовой книжке.
По требованию сотрудников военкомата он предоставил архивную справку из УМВД о прохождении службы в органах внутренних дел от 18.10.2013 года, однако ответа с октября 2013 года по март 2017 года, несмотря на его неоднократные обращения, в том числе с просьбой о направлении его личного дела на перерасчет выслуги лет в кадры ЗВО он не получал.
На обращение от 02.10.2017 года в адрес военного комиссара Рязанской области 09.10.2017 года им был получен ответ об отказе в перерасчете выслуги лет со ссылкой на то, что незавершенный период стажировки, после которого он не поступил на службу в органы внутренних дел, является трудовой, а не служебной деятельностью, поэтому в расчет выслуги лет на пенсию не засчитывается.
Полагает отказ незаконным, поскольку в силу п.11 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» период замещения должности стажера милиции является службой в органах внутренних дел и засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел для назначения пенсии, а в силу ст.12 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, стажер, являясь лицом, впервые поступающим на службу в органы внутренних дел, в период установления ему испытательного срока выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органа внутренних дел; при этом испытательный срок также засчитывается в выслугу лет для назначения процентной надбавки и назначении пенсии по линии МВД.
Согласно архивной справке УМВД России от 23.05.2017 года, записи в трудовой книжке, письма УМВД России по Рязанской области от 22.05.2017 г., его послужного списка по линии МВД, с 23.12.1993 года он был назначен на должность стажера по должности милиционера роты милиции отделения АО "Железобетон" ОВО при Железнодорожном ОВД г. Рязани, с ним был заключен контракт о прохождении службы, 09.02.1994 года он был уволен из органов внутренних дел по ст.31 КЗОТ РСФСР по собственному желанию.
Таким образом, спорный период с 27.12.1993 года по 09.02.1994 года, по его мнению, входит в общую выслугу лет для назначения пенсии, в связи с чем, ежемесячная недоплата в размере 3% за выслугу лет составляет 887 руб. 34 коп., задолженность за период с 10.09.2013 года по 10.11.2017 года - 44 367 рублей.
С учетом уточнения заявленных требований просил суд обязать Военный комиссариат Рязанской области и ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» включить в выслугу лет период прохождения службы в должности стажера милиционера с 27.12.1993 года по 09.02.1994 года в органах внутренних дел с записью в личное дело, обязать Военный комиссариат Рязанской области произвести перерасчет военной пенсии с 11.09.2013 года по настоящее время и выплатить задолженность по пенсии в размере 50 775 рублей 40 копеек за период с 11.09.2013 года по 10.04.2018 года.
Суд отказал в удовлетворении иска, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе, дополнениях к ней ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу УМВД России по Рязанской области полагает, что период прохождения ФИО2 службы в органах внутренних дел в должности стажера подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», ФКУ «Военный комиссариат Рязанской области» полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.12.1993 года между ОВД Железнодорожного округа г. Рязани и ФИО2 был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел в должности милиционера вневедомственной охраны при Железнодорожном ОВД г.Рязани с испытательным сроком три месяца, на указанный период ФИО2 был назначен стажером и на него распространялись права, льготы и обязанности, предусмотренные действующим законодательством, Положением о службе в органах внутренних дел РФ для лиц, назначенных стажерами (п.2 контракта).
Согласно приказу начальника ОВД Железнодорожного округа г.Рязани № 280 от 27.12.1993 года, 27.12.1993 года ФИО2 был принят на службу в органы внутренних дел стажером по должности милиционера отдела охраны при ОВД Железнодорожного округа г.Рязани; 09.02.1994 года приказом начальника ОВД Железнодорожного округа г.Рязани № 25 от 10.02.1994 года он был уволен по ст.31 КЗОТ РСФСР по собственному желанию.
Впоследствии истец на должность сотрудника милиции не назначался, службу в органах внутренних дел не проходил, никакого специального звания ему как сотруднику милиции в установленном порядке не присваивалось.
В период с 17.03.1994 года по 10.09.2013 года он проходил военную службу, был уволен с военной службы, имея выслугу в календарном исчислении с учетом срочной военной службы (с 17.06.1992 года по 15.11.1993 года) - 20 лет 10 месяцев 21 день, в связи с чем, ему была назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивается Военным комиссариатом Рязанской области.
Согласно расчету выслуги лет военнослужащего ФИО2, в выслугу лет для назначения пенсии вошли периоды военной службы ФИО2, период нахождения его в должности стажера милиции с 27.12.1993 года по 09.02.1994 года в стаж для исчисления выслуги лет на пенсию включен не был.
18.10.2013 года ФИО2 обратился в Военный комиссариат Рязанской области с письменным заявлением о перерасчете выслуги лет в связи с нахождением в должности стажера милиции, приложив к заявлению архивную справку УМВД России по Рязанской области о периоде его работы стажером с 27.12.1993 года по 09.02.1994 года.
02.10.2017 года ФИО2 вновь обратился в адрес военного комиссара Рязанской области.
09.10.2017 года им был получен ответ об отказе в перерасчете выслуги лет со ссылкой на то, что незавершенный период стажировки, после которого он не поступил на службу в органы внутренних дел, является трудовой, а не служебной деятельностью, поэтому в расчет выслуги лет на пенсию засчитан быть не может.
Разрешая спор, суд верно руководствовался законодательством, регулирующим порядок прохождения службы, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих.
В соответствии с п. «а» ст.13 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР), имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
В соответствии с п. «а» ст.5 Закона № 4468-1 от 12.01.1993 года в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент нахождения истца в должности стажера, в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитываются помимо военной службы (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах и служба в милиции (в том числе в должностях стажеров).
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О милиции" (действовавшей на момент, когда истец являлся стажером) сотрудники системы Министерства внутренних дел РСФСР, не являющиеся сотрудниками милиции, могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых министром внутренних дел РСФСР. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции.
Указанным положением Закона в последующей редакции предусмотрена возможность привлечения стажеров во время испытательного срока к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых министром внутренних дел Российской Федерации, и распространяла на них права, гарантии правовой и социальной защищенности, предусмотренные для сотрудников милиции.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел в период нахождения истца в должности стажера милиции регулировались Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе).
Согласно статье 1 Положения о службе, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 (государственное личное и дополнительное социальное страхование, а также возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел) и 55 настоящего Положения (право сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации). Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Одновременно вопросы прохождения службы сотрудниками полиции регламентируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Как указано в ст. 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).
Как указано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
Таким образом, из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Проанализировав приведенные нормы закона и фактические обстоятельства дела, учитывая, что в период с 27.12.1993 года по 09.02.1994 года ФИО2 не был назначен на должность, и ему не было присвоено специальное звание, суд пришел к выводу, что сотрудником органов внутренних дел в указанный период он не являлся, поэтому период исполнения истцом обязанностей стажера по соответствующей должности следует рассматривать как трудовую, а не как служебную деятельность, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет и отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку обстоятельствам дела и требованиям закона он не противоречит, именно служба в органах внутренних дел по смыслу вышеприведенных правовых норм дает право на получение пенсии по выслуге лет на условиях и в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 года № 3368-1, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, Определении от 02.11.2011 года № 1447-О-О выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.
Доводы апелляционной жалобы ФИО2, дополнений к ней, аналогичные доводы третьего лица - УМВД России по Рязанской области, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу о том, что период прохождения истцом стажировки подлежит зачету в выслугу лет, по существу являются изложением обстоятельств по делу, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Довод жалобы о наличии иной судебной практики по аналогичным спорам, не могут повлечь отмену постановленного решения, поскольку судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных обстоятельств, установленных судом.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену постановленного судом решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Рязани от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, дополнения к ней - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи