ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1629/17Г от 03.08.2017 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Липкова Г.А.

Дело № 33-1629/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего судьи

ФИО1,

судей

ФИО2 и ФИО3,

при секретаре

ФИО4

3 августа 2017 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО5 на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 декабря 2016 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Законодательному Собранию Камчатского края о взыскании заработной платы за период с 28 ноября 2014 года по 18 сентября 2016 года в размере 3670714 рублей 54 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск за период с 28 ноября 2014 года по 18 сентября 2016 года в размере 1025154 рублей 51 копейки, компенсационных выплат за 12 месяцев в размере 2042041 рубля 65 копеек, возложении обязанности о внесении в трудовую книжку записи «Об освобождении ФИО5 от замещения государственной должности Камчатского края <данные изъяты> окончанием срока полномочий постановлением № 1387 «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» 42-ой сессии Законодательного Собрания Камчатского края отказать.

и дополнительное решение того же суда от 25 апреля 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Законодательному Собранию Камчатского края о возложении обязанности издать распоряжение об освобождении его от занимаемой должности <данные изъяты> в связи с принятием 42-ой сессией Законодательного Собрания Камчатского краяпостановления № 1387 «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» с внесением распоряжения в трудовую книжку, отказать.

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения ФИО5 и его представителей ФИО6 и ФИО7, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей Законодательного Собрания Камчатского края ФИО8 и ФИО9, полагавших решение суда правильным, апелляционные жалобы – необоснованными, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО5 предъявил в суде иск к Законодательному Собранию Камчатского края о взыскании заработной платы за период с 28 ноября 2014 года по 18 сентября 2016 года в размере 3670714 рублей 54 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск за указанный период в размере 1025154 рублей 51 копейки, компенсационных выплат за 12 месяцев в связи с прекращением полномочий по государственной должности Камчатского края в размере 2042041 рубля 65 копеек, возложении обязанности издать распоряжение об освобождении его от занимаемой должности <данные изъяты> в связи с принятием 42-ой сессией Законодательного Собрания Камчатского краяпостановления № 1387 «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» с внесением соответствующих сведений в трудовую книжку.

В обоснование исковых требований указал, что распоряжением председателя Законодательного Собрания Камчатского края № 132 от 13 февраля 2012 года был назначен на должность <данные изъяты>. Постановлением № 778 и распоряжением № 202 от 21 мая 2014 года он был освобожден от занимаемой должности. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 27 ноября 2014 года по его апелляционной жалобе было отменено решение суда первой инстанции и постановлено новое решение, которым постановление Законодательного Собрания Камчатского края № 778 от 21 мая 2014 года об освобождении его от должности признано незаконным и он был восстановлен в указанной должности с 22 мая 2014 года. 27 ноября 2014 года он приступил к исполнению своих должностных обязанностей, обратился в отдел кадров для внесения записи в трудовую книжку, которую принимать у него отказались, и до 18 сентября 2016 года ежедневно выходил на работу и исполнял должностные обязанности. Однако решение суда о восстановлении его в должности ответчиком фактически исполнено не было. 19 декабря 2014 года Законодательным Собранием Камчатского края было принято постановление № 951, которым признано утратившим силу постановление от 21 мая 2014 года № 778 об освобождении его от должности, и он был восстановлен в ней с 22 мая 2014 года, однако постановлением № 952 от этой же даты было изменено постановление Законодательного Собрания № 27 от 30 января 2012 года «Об избрании заместителей председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края», а именно: в абзац 5 подпункта «в» пункта 1 указанного постановления слова «на профессиональной основе» заменены словами «не на профессиональной основе», и применение этого постановления распространено на правоотношения, возникающие со дня, следующего за днем освобождения его от замещения государственной должности Камчатского края, то есть с 22 мая 2014 года.25 декабря 2014 года на основании постановления № 952 распоряжением председателя Законодательного Собрания края № 505-к внесено изменение в распоряжение от 21 мая 2014 года № 202-к об освобождении его от замещения должности путем дополнения новой третьей частью, согласно которой с 22 мая 2014 года установлено считать его осуществляющим свою деятельность не на профессиональной основе.

По его иску постановление ответчика № 952 и распоряжение от 25 декабря № 505-кпризнаны незаконными решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 7 июля 2015 года. Этим же судебным решением в его пользу взыскана заработная плата за период вынужденного прогула с 22 мая по 27 ноября 2014 года в размере 1091293 рубля 51 копейка, которая фактически была выплачена ему лишь 15 января 2016 года.

26 декабря 2014 года возбуждено исполнительное производство о восстановлении его в ранее занимаемой должности с 22 мая 2014 года, которое постановлением ио старшего судебного пристава МР ОСП по ИОИС УФССП России по Камчатскому краю от 13 апреля 2015 года было окончено в связи с фактическим исполнением требования исполнительного листа, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 13 августа 2015 года было признано незаконным.

12 сентября 2016 года на 42-ой сессии Законодательного Собрания Камчатского края принято постановление № 1387 «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края, которым все депутаты, и он в их числе, освобождены от замещаемых должностей, в связи с чем 28 сентября 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о производстве с ним окончательного расчета и выплате всех предусмотренных действующим законодательством денежных сумм, ответ на которое им не получен; причитающиеся ему в размере 6737910 рублей 70 копеек денежные средства не выплачены, а именно: заработная плата за период с 28 ноября 2014 года по 18 сентября 2016 года в размере 3670714 рублей 54 копейки из расчета среднедневного заработка, установленного решением суда от 7 июля 2015 года, в размере 9502 рубля 73 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 124 дней в размере 1025154 рублей 51 копейки, компенсация за 12 месяцев в связи с прекращением полномочий в государственной должности Камчатского края в соответствии с Законом Камчатского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» в размере 2042041 рубль 65 копеек; распоряжение об увольнении его с занимаемой должности отсутствует, чем нарушаются его права.

В судебных заседаниях при рассмотрении дела исковые требования ФИО5 и его представителями ФИО6 и ФИО7 поддержаны.

Представители Законодательного Собрания Камчатского края ФИО10 и ФИО11 исковые требования не признали в связи с необоснованностью.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение и дополнительное решение.

В апелляционных жалобах ФИО5, указывая на неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств и нарушение норм материального права, и ссылаясь на продолжающееся нарушение его прав со стороны ответчика, просит судебную коллегию постановленные по делу решения суда отменить, исковые требования удовлетворить.

В возражениях на апелляционные жалобы Законодательное Собрание Камчатского края полагает решения суда правильными, доводы апелляционных жалоб необоснованными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО5, суд исходил из того, что факт нарушения его прав и законных интересов, установленных действующим законодательством, в оспариваемый период Законодательным Собранием Камчатского края не установлен.

Судебная коллегия находит такое решение суда правильным, поскольку принимая его, суд первой инстанции верно определил юридически значимые обстоятельства и установил их, а также правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Постоянные комитеты Законодательного Собрания являются рабочими органами Законодательного Собрания и обеспечивают подготовку вопросов, относящихся к вопросам их ведения, для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания или его Президиума. К числу таких постоянных комитетов отнесен комитет по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности. Заместитель председателя постоянного комитета Законодательного Собрания избирается из числа депутатов по представлению председателя Законодательного Собрания, депутатских фракций и иных депутатских объединений в Законодательном Собрании. Порядок избрания на должность и освобождения от должности председателей, заместителей председателей постоянных комитетов, комиссий Законодательного Собрания устанавливается Регламентом Законодательного Собрания (ч.ч. 1, 4, 9 ст. 14 Закон Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края»).

Статьей 9 Регламента Законодательного Собрания Камчатского края, принятого постановлением Законодательного Собрания Камчатского края 21 октября 2009 года № 623, установлено, что председатель (заместитель председателя) постоянного комитета Законодательного Собрания избирается на сессии из числа депутатов тайным голосованием. По решению Законодательного Собрания заместитель председателя постоянного комитета Законодательного Собрания может избираться открытым голосованием (ч. 4). Решение об избрании на должность председателя (заместителя председателя) постоянного комитета Законодательного Собрания оформляется постановлением Законодательного Собрания (ч. 12). Решение об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) постоянного комитета принимается на сессии большинством голосов от числа избранных депутатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 16 настоящей статьи (ч. 16). Решение об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) постоянного комитета Законодательного Собрания оформляется постановлением Законодательного Собрания (ч. 19).

Согласно ст. 10 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края» должность заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания является руководящей должностью Законодательного Собрания, а лица, избранные на эту должность могут осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе (ч. 2). Решение об осуществлении деятельности на профессиональной постоянной основе такими лицами принимается, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов (ч. 3). Количество лиц, относящихся к руководящим должностям в Законодательном Собрании, которые могут осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не может превышать 14 (ч. 4).

Статьей 6 Закона Камчатского края от 6 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», устанавливающей условия осуществления депутатом Законодательного Собрания депутатской деятельности, определено, что депутат, избранный на руководящую должность в Законодательном Собрании, может осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе в соответствии со ст. 10 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691«О Законодательном Собрании Камчатского края» (ч. 1). Депутат, избранный на руководящую должность в Законодательном Собрании и осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, замещает государственную гражданскую должность (ч. 2). Отношения, связанные с замещением государственных должностей Камчатского края в Законодательном Собрании, регулируются Законом Камчатского края от 27 февраля 2013 № 203 «О государственных должностях Камчатского края» и иными законами Камчатского края (ч. 3).

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона Камчатского края от 27 февраля 2013 № 203 "О государственных должностях Камчатского края" назначение (избрание) на государственную должность Камчатского края и освобождение от должности (прекращение полномочий) лица, замещающего государственную должность Камчатского края, осуществляется по основаниям и в порядке, определенным федеральными законами, Уставом Камчатского края, законами Камчатского края.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что лица, избранные из числа депутатов на должность заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания могут осуществлять свою деятельность как на профессиональной постоянной основе, так и на непрофессиональной основе. Решение об осуществлении деятельности на профессиональной постоянной основе такими лицами принимается, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов и оформляется постановлением Законодательного Собрания. Аналогичным образом Законодательным Собранием края должен решаться и оформляться вопрос об изменении лицу, избранному из числа депутатов на должность заместителя председателя постоянного комитета, условий выполнения этой должности с профессиональной постоянной основы на непрофессиональную основу.

В соответствии со ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Трудовые права лиц, замещающих государственные должности Камчатского края, а также предоставляемые им гарантии и компенсации определены в ст. 4 Закона Камчатского края от 27 февраля 2013 № 203 "О государственных должностях Камчатского края", которой в числе прочих предусмотрено право таких лиц на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения, а также право на ежегодный оплачиваемый основной и дополнительный отпуск.

Вопросы денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Камчатского края установлены ст. 5 этого Закона, согласно ч. 1 которой денежное вознаграждение таких лиц состоит из должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым, в том числе, относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной работы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, устанавливаемой в соответствии с федеральным законодательством, премия за выполнение особо важных и сложных задач, ежемесячное денежное поощрение в размерах, устанавливаемых постановлением губернатора Камчатского края по согласованию с Законодательным Собранием Камчатского края, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере одного должностного оклада, материальная помощь.

Из материалов дела следует, что на основании постановления Законодательного Собрания Камчатского края от 30 января 2012 года № 27 ФИО5 был избран из числа депутатов Законодательного Собрания на должность заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания на профессиональной постоянной основе, распоряжением председателя Законодательного Собрания от 13 февраля 2012 года № 132 был назначен на эту должность, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691«О Законодательном Собрании Камчатского края», ч. 2 ст. 6 Закона Камчатского края от 6 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» замещал государственную должность Камчатского края.

Постановлением Законодательного Собрания № 778 от 21 мая 2014 года и изданным на его основании распоряжением председателя Законодательного Собрания № 202-к от 21 мая 2014 года ФИО5 был освобожден от замещаемой должности. В результате признания апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 27 ноября 2014 года этого постановления незаконным, принятым при отсутствии правового основания для освобождения ФИО5 от должности и с нарушением порядка, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность Законодательного Собрания Камчатского края, истец был восстановлен в должности с 22 мая 2014 года.

Во исполнение этого апелляционного определения Законодательным Собранием Камчатского края принято постановление № 951 от 19 декабря 2014 года о восстановлении ФИО5 в должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания с 22 мая 2014 года. Кроме того, постановлением № 952 от 19 декабря 2014 года Законодательное Собрание края изменило свое постановление от 30 января 2012 года № 27 «Об избрании заместителей председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края», а именно, слова об избрании ФИО5 из числа депутатов на должность заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания «на профессиональной основе» были заменены словами «не на профессиональной основе», и его применение распространило на правоотношения, возникшие с 22 мая 2014 года, – со дня, следующего за днем освобождения истца от замещения должности в соответствии с распоряжением Законодательного Собрания края от 21 мая 2014 года № 202-к. На основании этого постановления 25 декабря 2014 года распоряжением председателя Законодательного Собрания края № 505-к внесено изменение в распоряжение от 21 мая 2014 года № 202-к об освобождении ФИО5 от замещения должности путем дополнения новой третьей частью, согласно которой ФИО5 считать с 22 мая 2014 года осуществляющим свою деятельность не на профессиональной основе.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 7 июля 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Камчатского краевого суда от 29 октября 2015 года, постановление Законодательного Собрания Камчатского края № 952 от 19 декабря 2014 года и распоряжение Законодательного Собрания Камчатского края № 505-к от 25 декабря 2014 года признаны незаконными и в пользу ФИО5 взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с 22 мая 2014 года по 27 ноября 2014 года в размере 1091293 рубля 51 копейки, поскольку, вопреки тому, что истец подлежал восстановлению в ранее замещаемой должности с соблюдением всех имевших место до незаконного освобождения условий, в том числе, с выплатой причитающегося за время незаконного освобождения от должности денежного вознаграждения, как лицу, замещавшему государственную должность Камчатского края на профессиональной постоянной основе, внесенные этими актами изменения были неправомерно распространены ответчиком на правоотношения, возникшие со дня, следующего за днем незаконного освобождения истца от замещения государственной должности Камчатского края, в результате чего было нарушено его право на получение оплаты за время вынужденного прогула в связи с незаконным освобождением от должности со дня такого освобождения до восстановления судом в этой должности.

25 февраля 2016 года Законодательным Собранием края принято постановление № 1274, которым признано утратившим силу постановление от 19 декабря 2014 года № 952, и постановление № 1275, которым решено считать ФИО5 с 27 ноября 2014 года замещающим должность <данные изъяты> не на профессиональной постоянной основе.

На основании постановления № 1275 от 25 февраля 2016 года председателем Законодательного Собрания Камчатского края принято распоряжение № 70-к, которым также установлено считать ФИО5 с 27 ноября 2014 года замещающим должность <данные изъяты> не на профессиональной постоянной основе, и отделу бухгалтерского учета и отчетности указано выплатить ФИО5 денежную компенсацию за 37,5 календарных дней неиспользованного отпуска за период с 22 мая по 27 ноября 2014 года.

Принимая указанные постановление и распоряжение, Законодательное Собрание Камчатского края в соответствии с ч. 4 ст. 10 и ст. 15 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края», ч. 1 ст. 6, ч.ч. 2-4 ст. 10 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» действовало в рамках своих полномочий, установленных вышеприведенными правовыми нормами, с соблюдением порядка и формы решения этого вопроса, а также с учетом количественной возможности для замещения депутатом руководящей должности на профессиональной основе при том, что все 14 руководящих должности были замещены депутатами Законодательного Собрания Камчатского края, избранными на руководящие должности, изменило ФИО5 условие исполнения им должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания с профессиональной основы на не профессиональную основу, в связи с чем начисление денежного вознаграждения истцу не производилось.

Постановление Законодательного Собрания № 1275 от 25 февраля 2016 года и распоряжение № 70-к были оспорены ФИО5 в судебном порядке, и апелляционным определением от 29 сентября 2016 в иске о признании их незаконными отказано, сведений о нарушении Законодательным Собранием Камчатского края процедуры голосования и их принятия не установлены.

При таких обстоятельствах являются правильными выводы суда, положенные в основу обжалуемых по данному делу решений и дополнительного решения о том, что с 28 ноября 2014 года по 18 сентября 2016 года, когда постановлением ответчика № 1387 от 12 сентября 2016 года ФИО5 освобожден от должности в связи с окончанием срока депутатских полномочий, истец осуществлял свою деятельность депутата Законодательного Собрания Камчатского края в государственной должности не на профессиональной основе, в связи с чем отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчика в его пользу за указанный период заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 124 дней, предусмотренной Законом Камчатского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» компенсационной выплаты в связи с прекращением полномочий в государственной должности Камчатского края за 12 месяцев, а также для понуждения ответчика издать распоряжение об освобождении истца от должности <данные изъяты> в связи с принятием 42-ой сессией Законодательного Собрания Камчатского края постановления № 1387 «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» и внесении в трудовую книжку истца соответствующую запись.

Доводы ФИО5 о том, что с 27 ноября 2014 года он приступил к исполнению обязанностей в должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края и выполнял их по 18 сентября 2016 года, не противоречат обстоятельствам дела, но о незаконности обжалуемых решения и дополнительного решения не свидетельствуют, поскольку из дела следует, что фактически между Законодательным Собранием Камчатского края и истцом в спорный период времени существовал спор относительно условий осуществления последним публичных полномочий депутата, избранного на государственную должность Камчатского края – на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе либо не профессиональной (не оплачиваемой) основе. Тогда как, с 27 ноября 2014 года, после восстановления истца с 22 мая 2014 года в судебном порядке в должности заместителя председателя постоянного комитета Законо­да­тель­но­го Собрания Камчатского и фактического его допуска к осуществлению полномочий по указанной должности Законодательное Собрание вправе было с соблюдением установленного Регламентом порядка принятия правовых актов изменить условия осуществления истцом публичных полномочий депутата, избранного на государственную должность Камчатского края, в том числе с учетом требований ч. 4 ст. 10 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края», согласно которой количество лиц, относящихся к руководящим должностям в Законодательном Собрании, которые могут осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не может превышать 14, что и было им осуществлено в результате принятия оспариваемого постановления № 1275 от 25 февраля 2016 года и распоряжения № 70-к.

Оснований полагать, что при таких обстоятельствах ответчиком нарушены права и законные интересы ФИО5, установленные ст.ст. 4 и 5 Закона Камчатского края от 27 февраля 2013 № 203 "О государственных должностях Камчатского края" и Законом Камчатского края «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», не имеется.

Доводы апелляционных жалоб ФИО5 не опровергают установленных судом обстоятельств, направлены на неправильное толкование норм материального права и о незаконности решения и дополнительного решения не свидетельствуют.

С учетом изложенного, обжалуемое решение и дополнительное решение, как законные и обоснованные, подлежат оставлению без изменения, апелляционные жалобы ФИО5 – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 декабря 2016 года и дополнительное решение того же суда от 25 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи