Судья <ФИО>2 Дело <№...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2022 года <Адрес...>
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего <ФИО>15,
судей <ФИО>14, ФИО1,
по докладу судьи <ФИО>14,
при ведении протокола помощником судьи <ФИО>4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <№...> по иску <ФИО>1 к Новороссийской таможне о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания
по апелляционной жалобе представителя Новороссийской таможни по доверенности <ФИО>7 на решение Октябрьского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...>.
Заслушав доклад судьи <ФИО>14 об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции,
У С Т А Н О В И Л А:
<ФИО>1 обратилась в суд с иском к Новороссийской таможне о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она проходит службу в Новороссийской таможне в должности начальника отдела инспектирования и профилактики правонарушений. По результатам проведенной Новороссийской таможней служебной проверки на основании приказа таможни от <Дата ...><№...>-КМ «О результатах служебной проверки» <ФИО>1 привлечена к дисциплинарной ответственности с наложением на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора. Истец считает приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности незаконным по причине отсутствия в ее действиях (бездействии) дисциплинарного проступка, запланированные, а также внеплановые мероприятия по профилактике коррупционных правонарушений среди должностных лиц таможни выполнены ею в полном объеме, что нашло свое отражение в заключении о результатах служебной проверки. Основанием для проведения служебной проверки послужила докладная записка ОИПП от <Дата ...><№...>, а также представление Новороссийской транспортной прокуратуры от <Дата ...><№...> «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции», в которых указана информация о возбуждении Краснодарским следственным отделом на транспорте ММСУт СК РФ уголовного дела <№...> от <Дата ...> по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ч. 1 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) в отношении начальника отдела контроля за таможенным транзитом Новороссийского западного таможенного поста <ФИО>5 В оспариваемом приказе не указано, в чем выразился совершенный ею дисциплинарный проступок, дата, время, место и обстоятельства его совершения, а также вина и причинно-следственная связь между бездействием <ФИО>1 и совершенным <ФИО>5 деянием. В нарушении действующих требований в состав комиссии по проведению служебной проверки в качестве председателя незаконно включен <ФИО>6, в связи с чем результаты указанной проверки являются недействительными.
Решением Октябрьского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> исковые требования удовлетворены. Признан незаконным и отменен приказ Новороссийской таможни от <Дата ...><№...>-КМ «О результатах служебной проверки» в части признания наличия в действиях <ФИО>1 нарушений служебной дисциплины и наложения на нее дисциплинарного взыскания в виде выговора.
В апелляционной жалобе представитель Новороссийской таможни по доверенности <ФИО>7 просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права. В доводах жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель <ФИО>7 по доверенности <ФИО>8 просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражений на неё, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от <Дата ...> N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента РФ от <Дата ...><№...>, установлено, что основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является, как правило, заключение о результатах служебной проверки, подтверждающее совершение сотрудником дисциплинарного проступка. Порядок организации и проведения служебной проверки определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Приказом Федеральной таможенной службы России от <Дата ...> N 1557 утверждена Инструкция об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Новороссийской таможни от <Дата ...><№...>-КМ «О проведении служебной проверки» в период с <Дата ...> по <Дата ...> была проведена служебная проверка, поводом для проведения которой послужила информация, изложенная в докладной записке ОИПП от <Дата ...><№...>, а также в представлении Новороссийской транспортной прокуратуры от <Дата ...><№...> «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и противодействии коррупции», о возбуждении Краснодарским следственным отделом на транспорте ММСУт СК РФ уголовного дела <№...> от <Дата ...> по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ч. 1 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) в отношении начальника отдела контроля за таможенным транзитом Новороссийского западного таможенного поста <ФИО>5
Из материалов служебной проверки следует, что <ФИО>5 не соблюдены требования законодательства о противодействии коррупции, что выразилось во вступление с физическим лицом во внеслужебные отношения с получением незаконного денежного вознаграждения. Причинами и условиями, вследствие которых допущены указанные нарушения, являются ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства сотрудниками таможни, не эффективность мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в системе таможенных органов, отсутствие должного ведомственного контроля за исполнением законодательства о противодействии коррупции со стороны руководства таможенного поста. Данные обстоятельства стали возможными возможным вследствие ослабления контроля за действиями подчиненных должностных лиц со стороны начальника НЗТП Новороссийской таможни <ФИО>9 и ненадлежащим проведением воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы заместителями начальника НЗТП Новороссийской таможни <ФИО>10 и <ФИО>11.
Материалами дела установлено, что <Дата ...> приказом начальника Новороссийской таможни <№...>-КМ «О результатах служебной проверки» начальник Новороссийского западного таможенного поста <ФИО>9, заместители начальника Новороссийского западного таможенного поста <ФИО>10 и <ФИО>11, начальник ОИПП таможни <ФИО>1 привлечены к дисциплинарной ответственности с наложением взыскания в виде выговора.
На основании заключения по результатам служебной проверки и приказа от <Дата ...><№...>-КМ установлено, что совершенный <ФИО>1 дисциплинарный проступок, заключается в нарушении служебной дисциплины, выразившемся в ненадлежащем исполнении обязанностей начальника ОИПП в рамках исполнения функций, возложенных на ОИПП подпунктами 3, 4 пункта 9 Положения об ОИПП, утвержденного приказом Новороссийской таможни от <Дата ...><№...>, а именно в ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных пунктом 14, подпунктами 5, 18 пункта 15 раздела III Должностной инструкции начальника ОИПП от <Дата ...><№...>И, пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона № 114-ФЗ, в части ненадлежащего осуществления воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы с должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста.
Пунктом 5 части 1 статьи 17 Федерального закона от <Дата ...> N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» закреплена обязанность каждого сотрудника таможни соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции.
В соответствии с п. 17 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента РФ от <Дата ...><№...> нарушением служебной дисциплины является виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него должностных обязанностей.
Согласно пп. 1 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФТС РФ от <Дата ...><№...>, в процессе служебной проверки необходимо объективно и всесторонне установить: факт совершения дисциплинарного проступка, время, место, обстоятельства его совершения; вину сотрудника при совершении дисциплинарного проступка или степень вины каждого сотрудника при его совершении несколькими сотрудниками; причинно-следственную связь между действиями (бездействием) сотрудника, причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.
На основании п. 20 Дисциплинарного устава при наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного им дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, его предшествующие служба и поведение
Судом исследованы положение об отделе ИНН, утвержденное приказом начальника Новороссийской таможни от <Дата ...><№...>, а также должностная инструкция начальника ОИ1П1 Новороссийской таможни.
Подпунктами 3 и 4 пункта 9 Положения об отделе ИНН, утвержденного приказом Новороссийской таможни от <Дата ...><№...>, в качестве задач отдела установлены: организация и контроль за проведением индивидуальной воспитательной и предупредительно-профилактической работы, направленной на повышение личной ответственности федеральных государственных служащих таможни и таможенных постов за порученный участок работы, добросовестное выполнение должностного регламента (должностной инструкции), соблюдение служебного распорядка, общих принципов служебного поведения и служебной этики; обучение руководителей структурных подразделений и федеральных государственных служащих, ответственных в таможне и на таможенных постах за предупредительно-профилактическую и воспитательную работу, практике работы с подчиненными федеральными государственными служащими таможни и таможенных постов и оказание им методической помощи.
В соответствии с должностной инструкцией начальника ОИПП от <Дата ...><№...>И начальник ОИПП исполняет обязанности, установленные статьями 7.1 и 17 Федерального закона от <Дата ...> № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», положением об ОИПП, должностной инструкцией и заключенным контрактом о службе в таможенных органах; контролирует и анализирует состояние морально-психологической обстановки и дисциплины в таможне, принимает безотлагательные меры реагирования на нарушение дисциплины, законности и правопорядка, чрезвычайные происшествия и конфликтные ситуации, требующие оперативного вмешательства в объеме задач и функций отдела; осуществляет координацию деятельности структурных подразделений таможни по разработке и реализации совместных комплексных воспитательных и профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений таможенного законодательства, должностных преступлений и дисциплинарных проступков.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения <ФИО>1 дисциплинарного проступка не нашел своего подтверждения. Новороссийской таможней в ходе служебной проверки доказательств неисполнения <ФИО>1 обязанностей начальника ОИПП в рамках исполнения функций, возложенных на ОИПП подпунктами 3, 4 пункта 9 Положения об ОИПП, утвержденного приказом Новороссийской таможни от <Дата ...><№...>, а также обязанностей, установленных пунктом 14, подпунктами 5, 18 пункта 15 раздела III Должностной инструкции начальника ОИПП от <Дата ...><№...>И, не представлено.
Ответчиком подтверждено и отражено в заключении о результатах служебной проверки, что <ФИО>1 запланированные мероприятия по линии воспитательно-профилактической работы в <Дата ...> г. и истекшем периоде <Дата ...> года в целом исполнялись. Представленная Новороссийской таможней таблица о количестве коррупционных нарушений, допущенных должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста за период с <Дата ...> года по <Дата ...> года - «0» подтверждает необоснованность выводов служебной проверки о ненадлежащем исполнении <ФИО>1 обязанностей начальника ОИПП.
Суд первой инстанции сослался на то, что ответчиком не представлено доказательств причинно-следственной связи между вменяемым <ФИО>1 дисциплинарным проступком и наступившими последствиями в виде получения <ФИО>5 взятки. Также суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком самой процедуры проведения служебной проверки и применения к <ФИО>1 дисциплинарного взыскания.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 20 Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации», утвержденной приказом ФТС России от <Дата ...><№...>, установлено, что сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право, в ом числе, требовать приобщения к материалам служебной проверки представляемых им заявлений, ходатайств и иных документов.
На основании пп. 5 п. 16 Инструкции <№...> председатель Комиссии обязан, в том числе, рассмотреть и приобщить к материалам проверки заявления, объяснения и другие документы, относящиеся к служебной проверке.
Таким образом, исходя из смысла названного правового акта, сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, в целях защиты своих интересов, имеет право предоставлять все имеющиеся у него документы, а председатель комиссии по проведению служебной проверки обязан полученные документы приобщить к материалам служебной проверки.
Из материалов дела, в частности из объяснения <ФИО>1, данного ею в рамках служебной проверки, следует, что истец документов, подтверждающих посещение Новороссийского западного таможенного поста более одного раза, не приложила, представив при этом все имеющиеся у нее документы, касающиеся существа служебной проверки.
Судебная коллегия считает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что поскольку по результатам служебной проверки <ФИО>1 вменено неисполнение в полной мере обязанностей, установленных пунктом 14, подпунктами 5, 18 пункта 15 раздела III Должностной инструкции начальника отдела инспектирования и профилактики правонарушений Новороссийской таможни, утвержденной начальником Новороссийской таможни <Дата ...><№...>И, в п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от <Дата ...> N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» в части надлежащего осуществления воспитательно-профилактической и антикоррупционной работы с должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста, то местом совершения истцом дисциплинарного проступка является место исполнения ею должностных обязанностей, а именно место нахождения Новороссийской таможни: город <Адрес...> дом 61.
Судебной коллегией установлено, что согласно графикам посещения таможенных постов Новороссийской таможни в <Дата ...> и <Дата ...> годах должностными лицами ОИПП таможни было запланировано посещение каждого таможенного поста таможни, в том числе и Новороссийского западного таможенного поста Новороссийской таможни только 1 раз в год.
Установлено, что посещение Новороссийского западного таможенного поста было осуществлено в августе <Дата ...>, а в <Дата ...> посещение Новороссийского западного таможенного поста запланировано на июль, следовательно, с <Дата ...> года по <Дата ...> истцом посещение Новороссийского западного таможенного поста не осуществлялось, в связи с чем вывод служебной проверки о том, что в указанный период времени <ФИО>1 ненадлежащим образом осуществлялась воспитательно-профилактическая и антикоррупционная работа с должностными лицами Новороссийского западного таможенного поста, является правомерным.
Материалами дела установлено, что <Дата ...> в Новороссийскую таможню поступило представление Новороссийской транспортной прокуратуры от <Дата ...><№...> «Об устранении нарушений законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции», в котором указано, что Новороссийской транспортной прокуратурой по результатам надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства о государственной службе, о противодействии коррупции, допущенные должностными лицами таможенного органа, в том числе в части ненадлежащего осуществления Новороссийской таможней организации работы, направленной на предупреждение, профилактику и исключение нарушений антикоррупционного законодательства.
Из материалов дела, в частности из представления прокурора следует, что причинами и условиями, вследствие которых допущены вышеуказанные нарушения, являются ненадлежащее исполнение антикоррупционного законодательства сотрудниками таможни, неэффективность мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в системе таможенных органов, отсутствие должного ведомственного контроля за исполнением законодательства о противодействии коррупции со стороны руководства таможенного поста.
Указанные обстоятельства были установлены комиссией по проведению служебной проверки, в связи с чем заместителю начальника Новороссийской таможни <ФИО>12 указано на необходимость обеспечения переработки Плана воспитательно-профилактической работы Новороссийской таможни на <Дата ...> год в части увеличения количества запланированных мероприятий по антикоррупционной тематике с указанием конкретных сроков их исполнения.
Подпунктом 2 п. 10 Положения об отделе инспектирования и профилактики правонарушений, утвержденного приказом Новороссийской таможни от <Дата ...><№...> «Об утверждении положения об отделе инспектирования и профилактики правонарушений Новороссийской таможни», установлено, что отдел обеспечивает соблюдение федеральными государственными служащими таможни и таможенных постов ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнение ими обязанностей, установленных Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.
На основании п. 17 Положения об отделе инспектирования и профилактики правонарушений, утвержденного приказом Новороссийской таможни от <Дата ...><№...> «Об утверждении положения об отделе инспектирования и профилактики правонарушений Новороссийской таможни» начальник отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на отдел функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции отдела программ, планов и показателей деятельности таможни.
Согласно разделу 14 Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от <Дата ...><№...>-р, система управления кадровым составом таможенных органов, основанная на рациональном планировании подготовки и подбора кадров, соблюдении принципов противодействия коррупции, использовании современных образовательных технологий и эффективных мотивационных механизмов, является важнейшим условием развития таможенной службы Российской Федерации.
Особая роль в этой работе отводится вопросам противодействия коррупции, так как в условиях формирования цифровой среды коррупционные проявления неминуемо будут смещаться в сферу информационных технологий.
Основной целью указанного направления является повышение эффективности системы управления кадровым составом таможенных органов, в том числе работы по профилактике коррупции.
Основными задачами в этой сфере являются: создание эффективных правовых и организационных условий, обеспечивающих взаимосвязь кадровых процессов с целями, задачами и основными направлениями деятельности Федеральной таможенной службы, а также организация работы по управлению кадровым составом таможенных органов с учетом внешней и внутренней среды; внедрение унифицированных технологий управления кадровым составом, включающих следующие направления работы: комплектование кадров; оценка кадров; профессиональное развитие кадров; мотивация кадров; формирование основ профессиональной культуры и механизма противодействия коррупции.
Таким образом, проведение антикоррупционной работы является одной из основных функций отдела инспектирования и профилактики правонарушений Новороссийской таможни, руководство которым осуществляется <ФИО>1, при этом борьба с коррупцией является важнейшим направлением воспитательно-профилактической работы в таможенных органах Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает состоятельным довод апелляционной жалобы о том, что совершение <ФИО>13 коррупционного преступления, указывает на недостаточность проводимой работы как подразделением, возглавляемым <ФИО>1, так и руководством Новороссийского западного таможенного поста, что подтверждает причинно-следственную связь между вмененным истцу проступком и наступившими последствиями в виде получения <ФИО>13 взятки.
Кроме того, материалами дела установлено, что по результатам проведения служебной проверки к дисциплинарной ответственности привлечена не только истец, но и руководство Новороссийского западного таможенного поста, при этом состав дисциплинарного проступка был установлен у заместителя начальника таможни, курирующего кадровую деятельность, следовательно, ответчиком были приняты меры, направленные на исключение случаев совершения должностными лицами Новороссийской таможни коррупционных правонарушений и преступлений, в связи с чем судебная коллегия приходит к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РПФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу представителя Новороссийской таможни по доверенности <ФИО>7 удовлетворить.
Решение Октябрьского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> отменить.
В удовлетворении исковых требований <ФИО>1 к Новороссийской таможне о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (<Адрес...>) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное определение изготовлено <Дата ...>.
Председательствующий: <ФИО>15
Судьи: <ФИО>14
ФИО1