ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1637/2013 от 13.02.2013 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Иванова Е.В. гражданское дело № 33-1637/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Самойловой Н.Г.,

судей Куратовой Л.В., Василенко С.К.

при секретаре Чернове И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Волгограде по докладу судьи областного суда Самойловой Н.Г.,

гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Волгограда

на решение Центрального районного суда Волгоградской области от 05 декабря 2012 года, которым исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности создать условия, обеспечивающие доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры удовлетворены частично,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности создать условия, обеспечивающие доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки законодательства о социальной защите инвалидов в РФ, установлено, что остановки трамвая №13 «Богунская», «ул. Кузнецова», «пр. Металлургов» не соответствуют установленным законом требованиям, а именно: основной пешеходный путь движения вдоль объекта недоступен; оборудованная платформа или пандус поручни, навес или павильон отсутствуют, светофор, звуковая информация о препятствии, специальные знаки или символы, тактильные или рельефные направляющие так же отсутствуют. На основании изложенного просил обязать ответчиков оборудовать остановочные пункты «проспект Металлургов», «ул. Богунская», «ул. им. Кузнецова», ход «Матросова», ход «Стадион Монолит», расположенные на маршруте трамвая №13, обеспечив доступ инвалидом и маломобильных групп: сделать доступным основной пешеходный путь движения вдоль объекта, оборудовать платформу, пандус, поручни, навес, оборудовать звуковой информацией, специальными знаками или символами, тактильными или рельефными направляющими.

Судом постановлено решение, которым на администрацию Волгограда, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда возложена обязанность оборудовать остановочные пункты «пр. Металлургов», «ул. им. Кузнецова», расположенные на маршруте трамвая №13, обеспечив условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп; сделать доступным основной пешеходный путь движения вдоль объекта, оборудовать платформу, пандус, поручни, навес, оборудовать звуковой информацией, специальными знаками или символами, тактильными или рельефными направляющими. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда к администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанности создать условия, обеспечивающие доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры отказано.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации Волгограда – А., Департамента городского хозяйства администрации К. поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Дружинину И.А. считавшую решение суда законным и обоснованным за исключением возложения обязанностей по оборудованию остановочных пунктов на департамент городского хозяйства администрации Волгограда,судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На основании статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Волгоградской области от 21.11.2002 №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.

В силу ст.3 Закона Волгоградской области №757-ОД от 21.11.2002 г. «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» к объектам подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, относятся, в том числе станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта.

В соответствии со ст.4 указанного Закона объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов, звуковой сигнализацией у светофоров, пандусами и поручнями при входе в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и место посадки и высадки пассажиров.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 г. №73, который Постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. №1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (входящим в Свод правил 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 89 от 19 июля 2002 года) ограждения с поручнями необходимо устанавливать вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов и высот более 45 см. Поручни у лестниц следует располагать на высоте 90 см, а поручни пандусов - на высоте 70 см и 90 см. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Ступени лестниц на путях движения инвалидов и других маломобильных групп населения должны быть сплошными и ровными, без выступов и шероховатой поверхностью, входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь навес и водоотвод. Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную и (или) контрастно окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маяки.

Согласно п. 6.1, 6.2 Правил организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения в границах городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 25.10.2007 № 51/1244, размещение и обустройство объектов дорожных коммуникаций на маршрутах регулярного сообщения осуществляются уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией. Обустройство объектов дорожных коммуникаций должно отвечать требованиям, установленным действующими нормами и правилами. Администрация Волгограда обеспечивает оборудование остановочных пунктов транспорта общего пользования на маршрутах регулярного сообщения посадочными площадками для входа пассажиров в транспортные средства и выхода из них, а также павильонами за счет средств бюджета Волгограда и других источников финансирования. Порядок содержания остановочных пунктов транспорта общего пользования на маршрутах регулярного сообщения утверждается администрацией Волгограда в установленном порядке.

В силу ст. 209 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что собственником транспортной инфраструктуры Волгограда, включающей, в том числе остановочные пункты движения трамвая по маршруту № 13 «проспект Металлургов», «ул. Богунская», «ул. им. Кузнецова», переход «Матросова», переход «Стадион Монолит», является муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград.

Данное имущество используется МУП «Метроэлектротранс» на праве хозяйственного ведения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 39 Устава города-героя Волгограда, принятого Постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362, полномочиями по управлению муниципальной собственностью Волгограда обладает администрация Волгограда.

В ходе проведения прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проверки исполнения требований ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что остановки общественного транспорта (трамвай №13) по ул. Кузнецова и пр. Металлургов Краснооктябрьского района г. Волгограда не соответствуют установленным требованиям. В частности, основной пешеходный путь движения вдоль объекта недоступен; оборудованная платформа или пандус поручни, навес или павильон отсутствуют, светофор, звуковая информация о препятствии, специальные знаки или символы, тактильные или рельефные направляющие так же отсутствуют.

Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в решении суда первой инстанции.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2005 года N 832.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что остановочные пункты «проспект Металлургов», «ул. им. Кузнецова», расположенные на маршруте трамвая №13 принадлежащие на праве собственности городскому округу город-герой Волгоград, не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о том, что указанные нарушения являются недопустимыми, поскольку влекут ущемление гарантированных государством прав маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, на беспрепятственный и свободный доступ к объектам транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанностей по оборудованию остановочных пунктов на департамент городского хозяйства администрации Волгограда, и полагает постановленное судом решение в данной части подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно Положению о Департаменте городского хозяйства, утвержденному Решением Волгоградской городской Думы № 15/446 от 04.02.2009 года, Департамент является структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет функции на основании переданных полномочий органа местного самоуправления от имени администрации Волгограда. Следовательно, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда не может быть признан надлежащим ответчиком по делу и решение суда в части возложения на него обязанностей по обеспечению остановочных пунктов приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанной части исковых требований.

Оспаривая постановление суда первой инстанции, администрация Волгограда ссылается на то, что для выполнения мероприятий по оборудованию остановочных пунктов специальными знаками или символами необходимо разработать проект организации дорожного решения, а также на то, что для перемещения инвалидов имеется маршрут, альтернативный маршруту движения трамвая № 13, такие доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не опровергают факт нарушения администрацией Волгограда законодательства о социальной защите инвалидов в РФ и не освобождают ответчика от обязанности по их устранению.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, аналогичны ранее приведенным доводам, надлежащая оценка которым дана при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 05 декабря 2012 года отменить в части возложения на Департамент городского хозяйства администрации Волгограда обязанностей оборудовать остановочные пункты «пр. Металлургов», «ул. им. Кузнецова», расположенные на маршруте трамвая №13, обеспечив условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп: сделать доступным основной пешеходный путь движения вдоль объекта, оборудовать платформу, пандус, поручни, навес, оборудовать звуковой информацией, специальными знаками или символами, тактильными или рельефными направляющими.

Принять в указанной части новое решение, которым прокурору Краснооктябрьского района г.Волгограда в иске к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда о возложении обязанностей оборудовать остановочные пункты «пр. Металлургов», «ул. им. Кузнецова», расположенные на маршруте трамвая №13, обеспечив условия для доступа инвалидов и других маломобильных групп, - отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда без удовлетворения.

Председательствующий <.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>