ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-164 от 20.04.2015 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Председательствующий – Куюкова А.А. Дело № 33-164

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2015 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Ялбаковой Э.В.

судей – Антуха Б.Е., Черткова С.Н.

при секретаре – Абашкиной А.Ф.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Турочакского района Гаевой Е.П. на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата>, которым

отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований прокурора Турочакского района Республики Алтай к администрации МО «Турочакский район», ООО «Турочак», Кыдатову В.А. , Полторыхину Е.А., Зорину А.Б. , ООО «Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс», Дудукину Д.А. , Щербакову А.Ф., Свердляченко И.Г., Волкову А.М. , Ширманову О.А., Анохиной М.Д., Макошеву Е.М., Минееву И.В.:

о признании договора купли-продажи от <дата> земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 34289358 кв.м., заключенного между администрацией МО «Турочакский район» и ООО «Турочак» недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи от <дата>, произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <дата> и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности ООО «Турочак» на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: , <адрес>, площадью 34289358 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи от <дата>, заключенного между ООО «Турочак» и Кыдатовым В.А., которым в собственность Кыдатова В.А. передан земельный участок с кадастровым номером: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 34289358 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между ООО «Турочак» и Кыдатовым В.А., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <дата> и исключении записи от <дата> из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Кыдатова В.А. на земельный участок с кадастровым номером: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 34289358 кв. м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи об этом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании незаконными действий Кыдатова В.А. по разделению земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир Тондошка, общей площадью 34289358 кв.м. на 16 самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , и ;

о признании незаконными действий Кыдатова В.А. по разделению земельного участка с кадастровым номером на два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами: , ;

о признании незаконными действий Кыдатова В.А. по разделению земельного участка с кадастровым номером на 4 самостоятельных участка с кадастровыми номерами: , , и ;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Ширмановым О.А., которым в собственность Ширманова О.А. передан земельный участок с кадастровым номером: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 100162 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации указанного договора купли-продажи земельного участка от <дата>, произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи об этом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Ширманова О.А. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 100162 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Ширмановым О.А., которым в собственность Ширманова О.А. передан земельный участок с кадастровым номером: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 20090 кв. м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Ширмановым О.А., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключить запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Ширманова О.А. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу<адрес>, общей площадью 20090 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенный между Кыдатовым В.А. и Дудукиным Д.А., которым в собственность Дудукина Д.А. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 661339 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Дудукиным Д.А. и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Дудукина Д.А. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 661339 кв.м., и исключении записи об этом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании незаконными действий Дудукина Д.А. по разделению земельного участка с кадастровым номером на 4 самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами , , , ;

о признании договора дарения земельного участка от <дата>, заключенного между Дудукиным Д.А. и Анохиной М.Д., которым в собственность Анохиной М.Д. передан земельный участок с кадастровым номером: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 20108 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора дарения земельного участка от <дата>, заключенного между Дудукиным Д.А. и Анохиной М.Д., и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Анохиной М.Д. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 20108 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи об этом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата> без номера, заключенного между Кыдатовым В.А. и Полторыхиным Е.А., которым в собственность Полторыхина Е.А. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 761273 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата> без номера, заключенного между Кыдатовым В.А. и Полторыхиным Е.А., и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Полторыхина Е.А. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 761273 кв.м., и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании незаконными действий Кыдатова В.А. по разделению земельного участка с кадастровым номером на 13 самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , ;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Дудукиным Д.А., которым в собственность Дудукина Д.А. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 12808 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Дудукиным Д.А., и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Дудукина Д.А. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 12808 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Щербаковым А.Ф., которым в собственность Щербакова А.Ф. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 13806 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Щербаковым А.Ф., которым в собственность Щербакова А.Ф. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 13806 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрацию права собственности Щербакова А.Ф. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Республика , общей площадью 13806 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Свердляченко И.Г., которым в собственность Свердляченко И.Г. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 12357 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Свердляченко И.Г., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Свердляченко И.Г. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 12357 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании незаконным отказа Кыдатова В.А. от земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 25430 кв.м.;

о признании недействительной регистрации права собственности МО «Турочакский район» на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 25430 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Волковым А.М., которым в собственность Волкова А.М. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 17851 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата> , заключенного между Кыдатовым В.А. и Волковым А.М., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Волкова А.М. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 17851 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи об этом из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Зориным А.Б., которым в собственность Зорина А.Б. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 31024 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Зориным А.Б., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи от <дата> из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Зорина А.Б. на земельный участок с кадастровым номером: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 31024 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и ООО «Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс», которым в собственность ООО «Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс» передано два земельных участка: кадастровый номер , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 5544257 кв.м. и кадастровый номер: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 3453522 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и ООО «Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс», произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <дата> и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности ООО «Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс» на земельные участки с кадастровыми номерами: , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 5544257 кв.м. и , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 3453522 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Макошевым Е.М., которым в собственность Макошеву Е.М. передан земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 81372 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Макошевым Е.М., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Макошева Е.М. на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 81372 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Минеевым И.В., которым в собственность Минеева И.В. передана <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 100162 кв.м., недействительной сделкой;

о признании недействительной регистрации договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между Кыдатовым В.А. и Минеевым И.В., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

о признании недействительной регистрации права собственности Минеева И.В. на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 100162 кв.м., произведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай и исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

об обязании ООО «Турочак» передать земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 34289358 кв.м., Российской Федерации по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства;

о признании отсутствующим права собственности: ООО «Турочак» на земельный участок с кадастровым номером ; Кыдатова В.А. – на земельные участки с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , Ширманова О.А. – на земельные участки с кадастровыми номерами: , , Дудукина Д.А. – на земельные участки с кадастровыми номерами: , , , , Анохиной М.Д. – на земельный участок с кадастровым номером , Полторыхина Е.А. – на земельный участок с кадастровым номером ; Щербакова А.Ф. – на земельный участок с кадастровым номером , Свердляченко И.Г. – на земельный участок с кадастровым номером , МО «Турочакский район» – на земельный участок с кадастровым номером , Волкова А.М. – на земельный участок с кадастровым номером , Зорина А.Б. – на земельный участок с кадастровым номером , ООО «Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс» – на земельные участки с кадастровыми номерами: , , Макошева Е.М. – на земельный участок с кадастровым номером , Минеева И.В. – на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Турочакского района Республики Алтай обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района по обращению начальника отдела «Турочакское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Алтай ФИО24 проведена проверка законности сделок с земельным участком с кадастровым номером , общей площадью 34289358 кв.м., местоположение: <адрес> по результатам которой установлено, что <дата> первым заместителем главы администрации МО «Турочакский район» ФИО25 издано постановление о предоставлении на праве собственности ООО «Турочак» земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. На основании данного постановления <дата> между администрацией МО «Турочакский район» и ООО «Турочак» заключен договор купли-продажи земельного участка, который зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай <дата> с внесением записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. <дата> между ООО «Турочак» и Кыдатовым В.А. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. В последующем из данного земельного участка Кыдатовым В.А. произведен выдел 16 самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , , , , , . Затем вновь образованный земельный участок с кадастровым номером разделен Кыдатовым В.А. на земельные участки с кадастровыми номерами и . В свою очередь, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером разделен еще на 4 самостоятельных участка с кадастровыми номерами: , , и , из которых два земельных участка с кадастровыми номерами и по договорам купли-продажи , от <дата> проданы Кыдатовым В.А. Ширманову О.А. Вновь образованный земельный участок с кадастровым номером по договору купли-продажи от <дата> продан Дудукину Д.А. Последним указанный земельный участок разделен еще на 4 самостоятельных участка с кадастровыми номерами: , , , , из которых один земельный участок с кадастровым номером до договору дарения от <дата> подарен Дудукиным Д.А. Анохиной М.Д. Земельный участок с кадастровым номером по договору купли-продажи от <дата> продан Кыдатовым В.А. Полторыхину Е.А. Из земельного участка с кадастровым номером Кыдатовым В.А. произведен выдел еще 13 самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , , , , , , , и , из которых земельный участок с кадастровым номером по договору купли-продажи земельного участка от <дата> продан Кыдатовым В.А. Дудукину Д.А., земельный участок с кадастровым номером по договору купли-продажи от <дата> продан Щербакову А.Ф., земельный участок с кадастровым номером по договору купли-продажи от <дата> продан Свердляченко И.Г., земельный участок с кадастровым номером в силу отказа собственника - Кыдатова В.А. <дата> зарегистрирован в муниципальную собственность МО «Турочакский район», земельный участок с кадастровым номером по договору купли-продажи от <дата> продан Кыдатовым В.А. Волкову А.М., земельный участок с кадастровым номером по договору купли-продажи от <дата> продан Зорину А.Б. Земельные участки с кадастровыми номерами: и по договору купли-продажи от <дата> проданы Кыдатовым В.А. ООО «Турочакский сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс». Все вышеуказанные сделки с земельным участком с кадастровым номером и всеми земельными участками, образованными в границах данного земельного участка, по мнению прокурора, являются ничтожными и подлежат признанию недействительными ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером: , общей площадью 34 289 358 кв.м., располагается в границах <адрес> отдела «Турочакское лесничество» Министерства лесного хозяйства Республики Алтай (ранее в границах Турочакского лесхоза) и относится к категории земель лесного фонда. <дата> на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской федерации, ст. ст. 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок с категорией земель: земли лесного фонда площадью 180 420 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> условным кадастровым номером: (позднее поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером ) и выдано свидетельство о государственной регистрации права . На момент предоставления в собственность ООО «Турочак» земельный участок с кадастровым номером принадлежал на праве собственности Российской Федерации. Поскольку администрация МО «Турочакский район» не являлась собственником данного земельного участка, то она не имела полномочий на его отчуждение ООО «Турочак». Министерство лесного хозяйства Республики Алтай земельный участок с условным кадастровым номером (позднее ) не отчуждало, то есть имущество выбыло из владения собственника (Российской Федерации) помимо его воли. Администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай и ООО «Турочак» перед заключением указанного договора купли-продажи земельного участка было достоверно известно о том, что земельный участок расположен в границах лесного участка, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией, то есть при заключении договора ими не было соблюдено условие о передаче земельного участка свободным от прав третьих лиц. С учетом изложенного, договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , заключенный между администрацией МО «Турочакский район» и ООО «Турочак» является ничтожной сделкой, что влечет ее недействительность. В свою очередь, недействительность ничтожной сделки влечет недействительность всех последующих сделок с указанным земельным участком. Заключение администрацией МО «Турочакский район» с превышением полномочий и без учета требований лесного законодательства договора купли продажи земельного участка с кадастровым номером , находящегося в границах лесного участка с кадастровым номером (позднее ), принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового постановления просит в апелляционном представлении заместитель прокурора Турочакского района Гаева Е.П., указывая, что решение является незаконным ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. Согласно текущим материалам лесоустройства 2003 года земельный участок с кадастровым номером расположен в границах <адрес> отдела Турочакское лесничество Министерства лесного хозяйства Республики Алтай, что подтверждается картографическими материалами текущего лесоустройства 2003 года. Аналогичные данные содержаться в картографическом материале предыдущего лесоустройства 1986 года, проведенного на землях Турочакского межхозяйственного лесхоза. Данное обстоятельство установлено путем сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером с материалами лесоустройства Турочакского лесхоза, которые были предметом исследования суда первой инстанции. Кроме того, после вынесения оспариваемого решения при рассмотрении в Арбитражном суде Республики Алтай искового заявления ООО «Турочак» к Управлению Росреестра Республики Алтай об оспаривании права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером по запросу Министерства лесного хозяйства Республики Алтай Западно-Сибирским филиалом государственной инвентаризации лесов филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» с использованием материалов космической съемки 2011 года, а также планов лесонасаждений Турочакского лесничества, изготовленных в 2002 году и откорректированных по результатам космической съемки установлено, что земельные участки, принадлежащие ответчикам, полностью или частично накладываются на лесной участок с кадастровым номером . В силу закона лесной участок в составе лесного фонда, в отношении которого имеется план лесного участка, в отношении которого зарегистрированы вещные права и их ограничения и прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства являются ранее учтенными. С учетом изложенного, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Материалы лесоустройства подтверждают тот факт, что спорные земельные участки находятся на землях лесного фонда. Суд, отказывая в иске, руководствовался данными государственного кадастра недвижимости, согласно которым спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Однако, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению любого заинтересованного лица. Если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости необоснованно, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. С учетом изложенного, вывод суда об отнесении спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения является не верным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права. Исключительное право государственной собственности на лесной фонд устанавливалось и ранее действовавшим законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 года так же предусматривал государственную собственность Российской Федерации на лесной фонд. Земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в государственной (федеральной) собственности в силу прямого указания закона. С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером: на момент его предоставления в собственность ООО «Турочак» на основании постановления первого заместителя главы администрации МО «Турочакский район» от <дата> и договора купли-продажи от принадлежал на праве собственности Российской Федерации, в связи с чем, администрация МО «Турочакский район» не имела полномочий на его отчуждение ООО «Турочак». Таким образом, в силу ст.ст. 166, 168 ГК РФ договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером от , заключенный между администрацией МО «Турочакский район» и ООО «Турочак» является ничтожной сделкой, что влечет ее недействительность. В свою очередь, недействительность ничтожной сделки влечет недействительность всех последующих сделок с указанным земельным участком. С учетом изложенного, суд пришел к неверному выводу об отсутствии в действиях администрации МО «Турочакский район» превышения полномочий при предоставлении в собственность ООО «Турочак» земельного участка с кадастровым номером и необоснованно отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Анохина М.Д., также являющаяся представителем администрации муниципального образования «Турочакский район» в возражениях на апелляционное представление указывает на отсутствие оснований для его удовлетворения.

И.о. главы администрации МО «Турочакский район» Сердюкова В.В. в отзыве на апелляционное представление с требованиями прокурора согласилась.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора Кулееву Л.В. и представителя Министерства лесного хозяйства Республики Алтай Кудрявцеву Е.Н. поддержавших представление, представителя ответчиков Полторыхина Е.А., Ширманова О.А., Минеева И.В. – Литвинову Е.А. и представителя ответчиков – ООО «Турочак», ООО «Турочакское сельскохозяйственное перерабатывающий комплекс», Кыдатова В.А. – Еграшеву А.А., возражавших против доводов представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.

При рассмотрении дела суд первой инстанции предпринял все необходимые меры для всестороннего, полного, объективного выяснения действительных обстоятельств дела и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений, приведенных в решении норм материального права, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Турочакского района Республики Алтай.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером с 1998 года по настоящее время имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения. Изменение указанной категории земель на земли лесного фонда в порядке, установленном законом, не производилось. Доказательств, прямо подтверждающих отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, не представлено.

Данный вывод является правильным, поскольку основан на законе и согласуется с представленными сторонами доказательствами.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель – земли лесного фонда, площадью 180 420 000 кв.м., кадастровый (или условный) номер , расположенный по адресу: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от <дата>, выданные повторно Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай. Основанием регистрации указана ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ).

В первоначально выданном свидетельстве о государственной регистрации права от <дата> указано местоположение лесного участка, принадлежащего Российской Федерации: Республика Алтай, Турочакский район, Турочакское лесничество, <адрес>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от <дата>, сведения о земельном участке лесного фонда с кадастровым номером (предыдущий номер: ) площадью 180420000 кв.м. внесены в государственный кадастр недвижимости после регистрации права собственности Российской Федерации на него – <дата>. В графе 16 выписки (особые отметки) указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

При рассмотрении дела стороны не оспаривали, что спорный земельный участок ранее входил в границы совхоза «Турочакский», правопреемником которого стало ТОО «Турочак».

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) определено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

На основании ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Частью 3 ст. 6 ЛК РФ установлено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Статьей 67 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 настоящего Кодекса.

В порядке ст. 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса.

Статьей 92 ЛК РФ установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Из содержания изложенных норм следует, что границы лесного фонда в соответствии с ЛК РФ определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, категория земель, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.

В силу п.п. 2, 8 ч. 2 ст. 22 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38 названного Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ), копии документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 13 ч. 2 ст.7 Закона о кадастре сведений о земельном участке).

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Закона № 221-ФЗ).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (ч. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ).

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона № 221-ФЗ).

Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.

Из положений статей 87 и 101 ЗК РФ следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

Распоряжением главы Администрации Турочакского района Республики Алтай от <дата> за сельхозпредприятиями района закреплены земельные участки, ТОО «Турочак» вошло в число сельхозпредприятий, за которым закреплен земельный участок общей площадью 22619 га, в том числе: 1584 га - в собственность, 21010 га - в постоянное пользование, 25 га - во временное пользование (приложение № 1).

На основании указанного распоряжения <дата> ТОО «Турочак» выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей - 22619 гектарами, предоставленными для ведения сельскохозяйственного производства, из которых 1591 га – сельскохозяйственные угодья, 1155 га – пашни, 82 га – залежи, 189 га – сенокосы, 165 га – пастбища, 21028 га - другие угодья.

Земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 21023 га., был внесен в государственный кадастр недвижимости как ранее учтённый <дата> на основании правоустанавливающего документа - свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от <дата> г.

Спорный земельный участок площадью 34289358 кв.м., с кадастровым номером (сформированный из указанного земельного участка) поставлен на кадастровый учет <дата> и отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Правообладателем земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования в кадастровом паспорте (т.2 л.д. 35-41) значится ТОО «Турочак» согласно свидетельства на право собственности на землю, пожизненного владения, постоянного (бессрочного) пользования землей от <дата> .

На основании распоряжения администрации Турочакского района от <дата> ТОО «Турочак» реорганизовано в ООО «Турочак».

Решением Арбитражного суда Республики Алтай от <дата> по делу , вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении иска Администрации МО «Турочакский район» о признании недействительным права постоянного бессрочного пользования ООО «Турочак». При этом суд в своем решении указал, что основанием для выдачи свидетельства от <дата> явилось Распоряжение администрации , которое не отменено и является действующим. Данным решением Арбитражного суда Республики Алтай подтверждена законность возникшего права постоянного (бессрочного) пользования общества на спорный земельный участок.

<дата> произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования ООО «Турочак» на земельный участок с кадастровым номером , площадью 34289358 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение): <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права ). Основанием для регистрации права ответчика явилось вышеуказанное свидетельство на право собственности на землю от <дата>.

На основании постановления Администрации муниципального образования «Турочакский район» от <дата> и в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей Администрация (продавец) и ООО «Турочак» (покупатель) заключили договор купли-продажи от <дата> земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 34289358 квадратных метров, с кадастровым номером , расположенного в <адрес>. Право собственности зарегистрировано за покупателем <дата> в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 4 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 (далее - Земельный кодекс РСФСР в редакции от 25.04.1991) в соответствии с основным целевым назначением все земли РСФСР подразделялись на: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно 56 Земельного кодекса РСФСР в редакции от 25.04.1991 землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Цели предоставления земель сельскохозяйственного назначения определены ст. 57 Земельного кодекса РСФСР и ст. 78 Земельного кодекса РФ - для сельскохозяйственных нужд, а также в Федеральном законе Российской Федерации от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», где указано, что земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться только для ведения сельскохозяйственного производства.

Из свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей и положений действовавшего законодательства судом правомерно сделан вывод о том, что все земли, предоставленные в пользование ТОО «Турочак («ООО «Турочак») в <дата>, в указанный период имели основное целевое назначение, то есть категорию - земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей.

Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года (ст. 4), Лесного кодекса РСФСР (в редакции от 08.08.1978) (ст. 4) устанавливалось, что все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит: из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование. Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.

Положением о колхозных лесах, утвержденным Постановлением СовМина СССР от 04.03.1968 года № 144, было установлено, что колхозными лесами признаются леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах, площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.

В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства того, что по состоянию на 1998 год спорный участок, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РСФСР, был учтен в земельно-учетных документах как колхозные леса. Не представлено также доказательств, что за период с 1998 года по настоящее время была изменена категория земельного участка, а именно произведен перевод спорной земельной территории из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда с соблюдением требований действующего законодательства.

Более того, решением Арбитражного суда Республики Алтай от <дата> по делу , оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от <дата> по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства природных ресурсов Республики Алтай, Территориального управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай, судом был сделан вывод о том, что в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости спорный участок отнесен к категориям земель - земли сельскохозяйственного назначения, а также земли запаса, а доказательств перевода спорного земельного участка в категорию земель - земли лесного фонда в материалах не имеется.

Суд первой инстанции правомерно принял указанное решение суда в качестве доказательства по делу и в соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ пришел к верному выводу о доказанности указанных обстоятельств.

Представленные в материалы дела материалы лесоустройства не являются бесспорными доказательствами того, что спорный земельный участок изначально относился к лесному фонду, поскольку сам по себе факт составления плана лесонасаждений не является доказательством того, что указанные на нем земельные участки относятся к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ (в редакции от 04.12.2006) лесоустройство проводилось не только на землях лесного фонда.

Кроме того, ст. 118 Лесного кодекса РСФСР (в ред. от 08.08.1978), ст. 131 Лесного кодекса РФ (в ред. от 29.01.1997) проведение лесоустройства на землях, не входящих в лесной фонд, не исключалось.

Из анализа ст. 119 Лесного кодекса РСФСР (в ред. от 08.08.1978), ст. 75 Основ лесного законодательства (в ред. от 06.03.1993), ст. 73 Лесного кодекса РФ (в ред. от 29.01.1997) следует, что материалы лесоустройства подлежали утверждению государственными органами управления лесным хозяйством.

В материалы дела не представлены материалы лесоустройства за период до 2003 года, утвержденные и согласованные в установленном законом порядке, сведений о том, что они является составной частью какой-либо документации, не имеется.

При рассмотрении дела процессуальным истцом представлены свидетельства о государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> и <дата> с приложением карты-плана <адрес> Турочакского лесничества, из которой следует, что земельный участок, с кадастровым номером площадью 6611 гектаров, куда, по его мнению, входит спорный земельный участок, отнесен к землям лесного фонда.

Вместе с тем в материалах дела также имеется кадастровая выписка за , из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером располагается на землях сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.

Указанные противоречия в сведениях, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, процессуальным истцом не устранены, в связи с чем, представленные стороной истца доказательства не могут являться бесспорным доказательствами, подтверждающим категорию спорных земельных участков.

Кроме того, границы земельного участка с кадастровым номером не установлены на местности в соответствии с действующим законодательством, учтены условно, доказательств обратного стороной истца не представлено.

В кадастровой выписке за о земельном участке с кадастровым номером указана только общая площадь земель лесного фонда, границы лесного фонда на местности не определялись и не устанавливались в законном порядке.

Доказательств, что в соответствии с требованиями ст. 116 Лесного кодекса РСФСР (в ред. от 08.08.1978), Лесного кодекса РФ (в ред. от 29.01.1997) спорная территория когда-либо находилась на учете государственного лесного кадастра, процессуальным истцом не представлено.

В указанной связи не могут быть приняты во внимание пояснения в качестве специалиста представителей Министерства лесного хозяйства Республики Алтай Кудрявцевой Е.Н. Бурилова В.А., пояснивших, что спорный земельный участок с кадастровым номером располагается в границах земель лесного фонда, а также лесохозяйственный регламент Турочакского лесничества, выписка из карты-схемы лесонасаждений Турочакского лесхоза Республики Алтай (лесоустройство 2002 года), карта схема по видам разрешенного использования лесов Республики Алтай, карта-схема расположения и границы лесного участка, проект организации и ведения лесного хозяйства Турочакского лесхоза (Таксационное описание <адрес> лесничества), выписка из основных положений организации и ведения лесного хозяйства в Республике Алтай, выписки из лесного плана Республики Алтай, а также копии государственных заданий и акты приемки их исполнения по проведению мероприятий по охране лесов от пожаров, исполняемых на территории Турочакского лесничества Автономным учреждением Республики Алтай «Турочак лес» за 2013 год и 9 месяцев 2014 года, поскольку указанные доказательства получены после государственного кадастрового учета спорного земельного участка в 1998 году в качестве земельного участка с категорией земли сельскохозяйственного назначения и фактически свидетельствуют об изменении категории земель в отсутствие решения уполномоченного органа, что недопустимо.

Государственный кадастровый учет спорного земельного участка в установленном законом порядке заинтересованными лицами не оспорен.

Письмо-ответ должностного лица Филиала ФГУП «РОСЛЕСИНФОРГ» «ЗАПСИБЛЕСПРОЕКТ» от <дата> за исх. не может быть принято в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку заключением эксперта не является, и не может свидетельствовать о наложении границ земельного (лесного) участка на земельный участок , а при его подготовке использованы планы лесонасаждений полученные после государственного кадастрового учета спорного земельнго участка.

В заключении судебной землеустроительной экспертизы от <дата>, проведенной ООО «ГеоПлан плюс» в рамках арбитражного судопроизводства по делу по иску ООО «Турочак», ООО «Турочакский СПК», Полтарыхина Е.А. о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, эксперт пришел к выводу о том, что пока границы лесного участка в ГКН надлежаще не установлены, невозможно определенно говорить о каком-либо существующем наложении. Заключение содержит лишь предположительный вывод о возможном наложении земельного (лесного) участка на земельный участок .

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу

По настоящему делу выяснение факта несоответствие границ - несовпадение или наложение границ земельного (лесного) участка на земельный участок для правильного разрешения спора и достижения иных целей гражданского судопроизводства, определенных ст. 2 ГПК РФ, без использования специальных знаний не представляется возможным, в связи с чем, заключение эксперта в данном случае относится к необходимым средствам доказывания (Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2011 года).

Процессуальный истец отказался от проведения по делу экспертизы по установлению обстоятельств, положенных в обоснование иска. Отказавшись от проведения экспертизы, процессуальный истец, в силу ч. 3 ст. 79 ГПК РФ, лишен возможности ссылаться на доказанность обстоятельств, приведенных им в обоснование иска.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» федеральными законами или законами субъектов федерации возможно наделение органов местного самоуправления полномочиями, отнесенными к ведению федерации.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законном или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Статьей 5 Закона Республики Алтай №10-РЗ «Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ» муниципальное образование «Турочакский район» наделено статусом муниципального района.

Поскольку в материалы гражданского дела не представлены бесспорные доказательства, подтверждающих отнесение земельного участка с кадастровым номером к землям лесного фонда, то в силу положений приведенных норм судом сделан верный вывод о том, что администрация Турочакского района в пределах предоставленных ей полномочий распорядилась спорным земельным участком, в связи с чем, оснований для признания договора купли-продажи от <дата> земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 34289358 кв.м., заключенного между администрацией МО «Турочакский район» и ООО «Турочак» недействительной сделкой, у суда первой инстанции не имелось.

Относительно признания Администрацией Турочакского района исковых требований прокурора судебная коллегия отмечает, что признания иска ответчиком Администрацией Турочакского района не может быть принято ввиду того, что признание иска данным ответчиком нарушает права и законные интересы иных ответчиков. Удовлетворение заявленных требований на основании признания иска одним из соответчиков недопустимо.

Кроме того, само по себе признание данным ответчиком иска при отсутствии доказательств, подтверждающих его обоснованность, является обстоятельством, с которым положения ст. 39 ГПК РФ связывают обязанность суда не принимать признание ответчиком иска, поскольку такое признание противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы иных лиц.

Не может повлиять на принятое решение довод представления о том, что на спорном земельном участке имеются лесные насаждения, в связи с чем, по мнению прокурора, спорная территория, в силу закона, бесспорно, входит в состав лесного фонда, поскольку из анализа лесного законодательства, а именно ст. 17, 84 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 года, ст. Лесного кодекса РФ (в ред. от 29.01.1997) наличие древесно-кустарниковой растительности, не входящей в лесной фонд, не исключалось.

С учетом того, что оснований для признания сделки - договора купли-продажи от <дата> недействительной не имеется, в удовлетворении иных требований обоснованно отказано судом, поскольку они производны от первоначальных требований. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанций полно и всесторонне, выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны, нормы материального и процессуального права не нарушены, в том числе, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Турочакского района Гаевой Е.П. – без удовлетворения.

Председательствующий Э.В. Ялбакова

Судьи Б.Е. Антух

С.Н. Чертков