ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1641/2012 от 20.12.2012 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Дворцова Т.А. Дело № 33-1641/2012 г.    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

     председательствующего

  Чаднова О.В.,

   судей

  Степашкиной В.А. и Воскресенской В.А.,

   при секретаре

  Голосовой А.Н.,

 20 декабря 2012года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском дело по апелляционной жалобе представителя Кузнецова В.А. - Комлевой Е.В. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22октября 2012 года, которым постановлено:

 Иск Кузнецова Владимира Алексеевича к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края о возложении обязанности заключить служебный контракт о прохождении Государственной гражданской службы в качестве начальника агропромышленного отдела без назначения испытательного срока – оставить без удовлетворения.

 Заслушав доклад судьи Степашкиной В.А., объяснения Кузнецова В.А., его представителя Комлевой Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Басенко Г.А., губернатора Камчатского края Барановой М.В., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края о возложении обязанности заключить служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в качестве начальника агропромышленного отдела без назначения испытательного срока, указав, что в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 122 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края был объявлен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Камчатского края начальника отдела в агропромышленный отдел Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края. По результатам проведенных 28 декабря 2011 года конкурсных процедур он был признан победителем конкурса и сразу после объявления решения комиссии написал и подал в кадровую службу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края заявление о приеме его на работу с 29 декабря 2011 года, а так же отдал трудовую книжку. Однако в течение 6 месяцев после объявления результатов конкурса ответчик с ним служебный контракт не заключил. В январе – феврале 2012 года он обращался в Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края с просьбой объяснить причину не заключения с ним трудовых отношений и ему в устной форме сообщили, что его документы не прошли согласования с губернатором Камчатского края. Таким образом, полагая, что своими действиями Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края нарушило его права, просил возложить обязанность заключить с ним служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в качестве начальника агропромышленного отдела в Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края без назначения испытательного срока.

 В судебном заседании Кузнецов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагал, что срок на обращение в суд им не пропущен, поскольку до настоящего времени нет официального отказа в заключении с ним служебного контракта.

 Представитель истца Комлева Е.В. исковые требования Кузнецова В.А. поддержала.

 Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Басенко Г.А. заявила о пропуске истцом без уважительных причин срока для обращения в суд.

 Представитель третьего лица губернатора Камчатского края Баранова М.В. полагала, что истцом пропущен срок на обращение в суд.

 Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

 Не согласившись с решением суда, считая его незаконным, необоснованным и принятым с нарушением норм материального и процессуального права, представитель истца Комлева Е.В. в апелляционной жалобе просит судебную коллегию данное решение отменить. Полагает, что в соответствие с Положением о Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края 25 апреля 2011 года № 153-П министр в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства (за исключением заместителей министра) (пункт 3.3.). При этом согласования при назначении на должность с губернатором Камчатского края не предусмотрено. Также, не предусматривает согласования с губернатором Камчатского края после объявления результатов конкурса комиссии на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положение «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112. Считает, что в соответствие с пунктом 17 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора устанавливаются федеральным законом, однако соответствующий закон не принят. Полагает, судом неправомерно применены положения статьи 392 ТК РФ о сроках обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, устанавливающими этот срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Кроме того, неправильно применена норма материального права – статья 26 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку никакого акта о назначении на должность гражданской службы издано не было, он находился в полном неведении и поэтому ссылка суда на пропуск трехмесячного срока на защиту прав не основан на нормах материального права.

 В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края полагает решение суда правильным.

 Представитель губернатора Камчатского края в письменных возражениях также полагает решение суда правильным.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ непосредственно в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу.

 Согласно статье 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом. Поскольку специальный федеральный закон отсутствует, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса.

 В силу статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

 Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, сославшись на положения приведенных норм, не исследовав фактические обстоятельства по делу, пришел к выводу о пропуске истцом срока на обращение в суд с вышеназванным иском.

 С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.

 В соответствии со статьей 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

 Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

 В силу пункта 1 статьи 26 вышеназванного закона служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

 Пунктом 23 Положения «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года № 112 предусмотрено, что по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя на вакантную должность и заключается с ним служебный контракт.

 Таким образом, решение конкурсной комиссии для представителя нанимателя порождает обязанность издать акт о назначении победителя конкурса на должность и заключить с ним служебный контракт. Законодатель не определил срок, в течение которого наниматель должен выполнить эту обязанность.

 В соответствии с пунктом 2 постановления губернатора Камчатского края № 217 от 7 декабря 2007 года, действующим до 23 марта 2012 года, назначение на должности начальников отделов в исполнительных органах государственной власти подлежало согласованию с губернатором Камчатского края. При этом, какого-либо порядка, устанавливающего порядок и сроки согласования, правовые последствия согласования либо не согласования, не было.

 Согласно подпункту 3 пункта 3.3. постановления Правительства Камчатского края от 25.04.2011 № 153-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края» министр в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства (за исключением заместителей министра).

 Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края был объявлен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Камчатского края начальника отдела в агропромышленный отдел Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края.

 По результатам проведенных 28 декабря 2011 года конкурсных процедур победителем конкурса был признан Кузнецов В.А.

 Акт о назначении его на должность не издан и служебный контракт до настоящего времени не заключен.

 Согласно искового заявления истца и его пояснениям в судебном заседании, он неоднократно в устной форме обращался к уполномоченному лицу - министру сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края, для выяснения причин не заключения служебного контракта, на что ему также устно министром сообщалось, что пока его документы не будут согласованы с губернатором Камчатского края, служебный контракт с ним заключен не будет. Также, со слов истца, в марте 2012 года начальник управления губернатора и правительства Камчатского края по вопросам госслужбы, кадрам и наградам устно сообщил ему, что его кандидатура губернатором не согласована.

 При таких обстоятельствах, устные ответы министра, уполномоченного лица на заключение служебного контракта, о том, что служебный контракт не будет заключен пока документы не будут согласованы с губернатором Камчатского края, а также, иных лиц, что его кандидатура не согласована с губернатором, не свидетельствуют об отказе в заключении служебного контракта.

 22 мая 2012 года Кузнецов В.А. обратился с письменным заявлением в Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности с просьбой сообщить причины не заключения с ним трудовых отношений (л.д. 134).

 На указанное заявление им был получен письменный ответ 21.06.2012 года за № 04-1222 о том, что заключение контракта не представляется возможным, поскольку с 29 декабря 2012 года он до настоящего времени не явился в кадровую службу и от него не поступало заявления о приеме на государственную гражданскую службу ( л.д. 139).

 В суд истец обратился 11 июля 2012 года, в установленные частью 1 статьи 392 ТК РФ сроки, подлежащей применению к возникшим правоотношениям.

 Поскольку иных доказательств, помимо вышеназванного письменного ответа, подтверждающего отказ уполномоченного лица в заключении служебного контракта с истцом и его причину, в материалах дела не имеется, у суда не имелось правовых оснований для признания срока обращения в суд с данным иском пропущенным.

 При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в удовлетворении иска Кузнецова В.А. по причине пропуска срока обращения в суд на основании пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ подлежит отмене. С учетом положений абзаца второго части 1 статьи 327 ГПК РФ о повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, дело подлежит направлению в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных требований, поскольку обжалуемое решение суда было вынесено без исследования и установления фактических обстоятельств дела.

 Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 22 октября 2012 года по иску Кузнецова Владимира Алексеевича к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края о возложении обязанности заключить служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в качестве начальника агропромышленного отдела без назначения испытательного срока отменить.

 Дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

 Председательствующий

 Судьи