ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1644/2014 от 14.05.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Коршакова Ю.С. Дело № 33-1644/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 14 мая 2014 г. г. Калининград

 Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

 председательствующего Мухарычина В.Ю.,

 судей Ольховского В.Н., Королевой Н.С.

 при секретаре Протас И.Н.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и. о. прокурора Озерского района Калининградской области на решение Озерского районного суда Калининградской области от 13 февраля 2014 г., которым заявление МУП «Управляющая компания г. Озерска» удовлетворено – признано незаконным представление прокурора Озерского района Калининградской области от 28 января 2014 г. №.

 Заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя МУП «Управляющая компания г. Озерска» ФИО1, считавшего решение суда правильным и возражавшего против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 МУП «Управляющая компания г. Озерска» обратилось в суд с заявлением, указав, что 28 января 2014 г. и. о. прокурора Озерского района Калининградской области в адрес МУП «Управляющая компания г. Озерска» было внесено представление, в котором прокурор потребовал устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, выразившиеся в том, что МУП «Управляющая компания г. Озерска», эксплуатируя и осуществляя обслуживание <данные изъяты> котельных и теплоснабжающей инженерной сети, в нарушение требований вышеуказанного законодательства не проводило мероприятия по обеспечению безопасности, не разработало и не утвердило паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

 Однако МУП «Управляющая компания г. Озерска» с указанным представлением не согласно и считает его не основанным на законе, так как в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей7 указанного Федерального закона.

 Согласно части 4 статьи 5 указанного Федерального закона перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 Ссылаясь на то, что в настоящее время утвержденный в установленном законом порядке перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, отсутствует, что препятствует исполнению указанных в представлении и. о. прокурора Озерского района Калининградской области от 28 января 2014 г. требований, МУП «Управляющая компания г. Озерска» просило суд признать данное представление незаконным.

 Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.

 В апелляционной жалобе и. о. прокурора Озерского района Калининградской области просит данное решение отменить, ссылаясь на то, что пунктом 4 части 2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» на субъектов топливно-энергетического комплекса возложена обязанность по осуществлению комплекса специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. При этом закон не ставит обязанность по осуществлению указанных мер в зависимость от отнесения объекта топливно-энергетического комплекса к числу опасных либо подлежащих категорированию.

 Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к указанному Федеральному закону. Данная норма закона также обязывает составлять паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса вне зависимости от того, относятся ли данные объекты к объектам топливно-энергетического комплекса, подлежащим категорированию.

 При этом часть 2 статьи 8 названного Федерального закона предусматривает два основания, по которым составляется паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, – на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности (опасные объекты), и на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей7 указанного Федерального закона.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 10 указанного Федерального закона приказом Министерства энергетики РФ от 13 декабря 2011 г. № 587 утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, пунктом 1 которого установлена обязанность проводить оценку достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта топливно-энергетического комплекса.

 Таким образом, прокурор считает, что в силу требований норм действующего законодательства МУП «Управляющая компания г. Озерска» обязано иметь паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, разработанный не на основании категорирования объекта, так как МУП «Управляющая компания г. Озерска» не включено в перечень объектов, подлежащих категорированию, а на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

 Из материалов дела усматривается, что 28 января 2014 г. и. о. прокурора Озерского района Калининградской области в адрес МУП «Управляющая компания г. Озерска» было внесено представление, в котором прокурор потребовал устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, выразившиеся в том, что МУП «Управляющая компания г. Озерска», эксплуатируя и осуществляя обслуживание <данные изъяты> котельных и теплоснабжающей инженерной сети, в нарушение требований вышеуказанного законодательства не проводило мероприятия по обеспечению безопасности, не разработало и не утвердило паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.

 В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей7 указанного Федерального закона.

 Из буквального толкования указанной нормы права следует, что паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса должен составляться при наличии одновременно двух оснований:

 1) результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности

 2) оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах.

 Согласно частям 4 и 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.

 Судом при рассмотрении дела было установлено, что до настоящего времени утвержденный в установленном законом порядке перечень объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории г. О. и О-го района К-ой области, подлежащих категорированию, не утвержден, что прокурором не оспаривается.

 Таким образом, на МУП «Управляющая компания г. Озерска» не может быть возложена обязанность по составлению паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, поскольку отсутствует одно из обязательных предусмотренных законом оснований для его составления.

 Установив данные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о несоответствии закону содержащегося в направленном и. о. прокурора Озерского района Калининградской области в адрес МУП «Управляющая компания г. Озерска» представлении от 28 января 2014 г. требования об устранении нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в части неразработки и неутверждения паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, в связи с чем заявление МУП «Управляющая компания г. Озерска» было обоснованно удовлетворено.

 Решение суда является законным.

 С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Озерского районного суда Калининградской области от 13 февраля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий:

Судьи: