ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16480/2015 от 21.10.2015 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-16480/2015

Судья: Семенова С.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 октября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Грибиненко Н.Н.

судей

ФИО1

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 года по делу № 2-1433/15 по заявлению прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области о признании движимой вещи бесхозяйной.

Заслушав доклад судьи Грибиненко Н.Н., объяснения прокурора Спассковой Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (далее – ТУ Росимущества в Ленинградской области) с заявлением о признании бесхозяйными и обращении в доход государства денежных средств, изъятых по протоколу осмотра места происшествия по материалу КУСП-1871 от <дата> в сумме 2 200 руб., различного номинала, которые хранятся в служебных помещениях ОЭБиПК ОМВД России по Колпинскому району Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, передаче денежных средств ТУ Росимущества в Ленинградской области для последующего распоряжения.

Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 года заявление прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Ленинградской области удовлетворено.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Ленинградской области просит решение суда изменить в части указания на передачу обращенных в доход государства денежных средств ТУ Росимущества в Ленинградской области для последующего распоряжения, определив уполномоченный на принятие признанных бесхозяйными денежных средств государственный орган с учетом позиции Министерства финансов Российской Федерации.

На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители ТУ Росимущества в Ленинградской области, Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу (далее – УФК по г. Санкт-Петербургу) не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении судебного заседания в суд апелляционной инстанции не направили, доказательств уважительности причин неявки не представили. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Как следует из пункта 1 статьи 225, пункта 1 статьи 226, пункта 1 статьи 235 и статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.

Право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверочных мероприятий по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, правоохранительными органами были изъяты три лототерминала с признаками игорного оборудования с купюроприемниками, двадцать мониторов, девятнадцать клавиатур, девятнадцать системных блоков.

В настоящее время изъятое имущество находится на ответственном хранении в ООО «<...>».

В ходе проверочных мероприятий по материалу КУСП-1871 от <дата> также были изъяты денежные средства из купюроприемников вышеуказанных терминалов в сумме 2 200 руб., хранящиеся в служебных помещениях ОЭБиПК ОМВД России по <адрес> Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, <адрес>.

Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 128, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об их обоснованности. При этом, суд исходил из того, что владелец спорного имущества за ним не обращался, о своих правах на вещь не заявил, неопределенность правового статуса изъятого имущества, находящегося под контролем государственного учреждения, влечет причинение убытков государству в виде расходов, связанных с его хранением.

Не оспаривая по существу установленные судом обстоятельства и выводы суда, ТУ Росимущества в Ленинградской области в апелляционной жалобе просит изменить решение суда в части указания на передачу обращенных в доход государства денежных средств ТУ Росимущества в Ленинградской области для последующего распоряжения.

Судебная коллегия находит доводы жалобы заслуживающими внимания ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Положения «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года № 311, имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке зачисляются в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Полномочия ФАУГИ установлены в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с п.5.31 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает поступления в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ (доходов по долям в уставном капитале иных хозяйственных обществ), доходов от использования иного федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти), а также денежных средства, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, ТУ ФАУГИ в Ленинградской области не является органом, уполномоченным принимать денежные средства, изъятые органами внутренних дел и признанные в последующем бесхозяйными.

Поскольку денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, подлежат зачислению в валюте Российской Федерации, подлежат зачислению в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органом Федерального казначейства, который осуществляет учет поступлений и их перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, территориальным органом Федерального казначейства в городе Санкт-Петербурге, где находятся денежные средства, является Управление Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу, коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению, денежные средства подлежат передаче Управлению Федерального казначейства по г.Санкт-Петербургу путем зачисления в валюте Российской Федерации на указанные им счета.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 года в части указания на передачу обращенных в доход государства денежных средств ТУ Росимущества в Ленинградской области для последующего распоряжения изменить.

Передать денежные средства, изъятые по протоколу осмотра места происшествия по материалу КУСП-1871 от <дата> в сумме 2 200 руб., хранящиеся в ОЭБиПК ОМВД России по Колпинскому району Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, Управлению Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу для последующего распоряжения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: