ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16498/18 от 27.08.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33 – 16498/2018

г. Уфа 27 августа 2019 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Пономаревой Л.Х.

судей Алексеенко О.В. и Голубевой И.В.,

при секретаре Ганиевой А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа РБ Уфимский район Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Голубевой И.В., объяснения представителя администрации городского округа город Уфа РБ Файзерахманова А.Р., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ Скотникова К.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ обратилось в суд с исковым заявлением к МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан в защиту публичных интересов о признании размещения отходов незаконным, запрете осуществлять размещение отходов, обязании ликвидировать незаконное размещение отходов и провести рекультивацию. В обоснование требований указывает, что в ходе проведения рейдового мероприятия на территории г.Уфы РБ согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №1628-П от 27 августа 2018 года проводился осмотр участка, расположенного рядом с домом по адрес, и установлено, что на данном земельном участке расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью 3 445 м, в ГРОРО не внесена. Администрация Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ во исполнение запроса №04-03/1716 от 09 октября 2018 года о предоставлении необходимых дополнительных сведений представила справку №75-04-4079 от 26 октября 2018 года, согласно которой на указанном земельном участке ведутся работы по планировке территории после сноса металлических гаражей. Согласно постановлению администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 25 сентября 2017 года № 1250 «Об утверждении перечня объектов внешнего благоустройства, расположенных в административных границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежащих передаче на содержание муниципальным бюджетным учреждениям по содержанию и благоустройству районов городского округа г.Уфа Республика Башкортостан», участок адрес передан на содержание МБУБ Октябрьского района г. Уфы. 14 ноября 2018 года согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №2072-П от 26 октября 2018 года произведен повторный осмотр участка рядом с домом по адрес. Свалка не ликвидирована. Истец считает, что МБУБ Октябрьского района г. Уфы допущено размещение твердо-бытовых отходов непосредственно на почве общей площадью 3 445 кв. м в нарушение ст.ст. 8, 11, 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 34 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ссылаясь на ст. 1065 ГК РФ, ст. ст. 3, 11, 51, 56, 80 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 13, 35, 39 Земельного кодекса, ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. ст. 1, 11, 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» истец просит признать допущение размещения (хранения и захоронения) МБУБ Октябрьского района г. Уфы отходов на земельном участке с кадастровым кварталом 02:55:020502 и кадастровым районом - 02:55 Уфимский городской, расположенном по адрес, площадью 3 445 кв.м, незаконным, запретить МБУБ Октябрьского района г. Уфы и любым иным третьим лицам осуществлять размещение (хранение и захоронение) отходов на названном земельном участке, обязать МБУБ Октябрьского района г. Уфы собственными силами ликвидировать незаконное размещение отходов на названном земельном участке и провести его рекультивацию в течение 2 недель со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу.

Судом в качестве ответчиков привлечены администрация городского округа город Уфа РБ, администрация Октябрьского района городского округа город Уфа РБ.

Обжалуемым решением суда постановлено: исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ к МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы Республики Башкортостан, администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрации Октябрьского района ГО город Уфа РБ в защиту публичных интересов о признании размещения отходов незаконной, запрете осуществлять размещение отходов, обязании ликвидировать незаконное размещение отходов и провести рекультивацию удовлетворить.

Признать допущение администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан размещения (хранения и захоронения) отходов на земельном участке с кадастровым кварталом №... и кадастровым районом - №... Уфимский городской, расположенном по адрес, площадью 3 445 кв.м, незаконной. Запретить администрации городского округа адрес Республики Башкортостан и любым иным третьим лицам осуществлять размещение (хранение и захоронение) отходов на земельном участке с кадастровым №..., находящемся по адрес, площадью 3 445 кв.м. Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан собственными силами ликвидировать незаконное размещение отходов на земельном участке с кадастровым кварталом №... и кадастровым районом - №... Уфимский городской, находящегося по адрес, площадью 3 445 кв.м и провести рекультивацию названного земельного участка в течение 2 недель со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу. В удовлетворении требований к МБУ по благоустройству Октябрьского района г.Уфы РБ, Администрации Октябрьского района ГО город Уфа РБ отказать.

В апелляционной жалобе представителем администрации городского округа город Уфа РБ Файзерахмановым А.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что администрация городского округа город Уфа РБ не является надлежащим ответчиком по данному иску.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом, в ходе проведения рейдового мероприятия на территории г.Уфы Республики Башкортостан согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №1628-П от 27 августа 2018 года проводился осмотр участка, расположенного рядом с домом по адрес, географические координаты условного центра №.... Согласно данным Публичной кадастровой карты, земельный участок с географическими координатами №... относится к кадастровому кварталу №... и кадастровому району - №... Уфимский городской. На данном земельном участке обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления общей площадью 3 445 кв.м, которая не является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов. Отходы размещаются непосредственно на почве, навалами в хаотичном порядке. На свалке находятся: твердо-коммунальные отходы, мусор строительный несортированный, отходы железо-бетонных изделий, отходы асфальтового покрытия в кусковой форме. Свалка в ГРОРО не внесена.

Согласно справке администрация Октябрьского района городского округа г.Уфа РБ №75-04-4079 от 26 октября 2018 года на названном земельном участке ведутся работы по планировке территории после сноса металлических гаражей.

14 ноября 2018 года согласно приказу Управления Росприроднадзора по РБ №2072-П от 26 октября 2018 года произведен повторный осмотр участка, рядом с домом по адрес. Свалка не ликвидирована.

Разрешая заявленный спор, принимая решение об удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», суд первой инстанции пришёл к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация городского округа город Уфа РБ, поскольку земельный участок, на котором расположена свалка, находится в собственности ответчика, образование указанной несанкционированной свалки явилось следствием ненадлежащего выполнения данным ответчиком возложенных на него полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории муниципального района, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация городского округа город Уфа РБ является ненадлежащим ответчиком, не принимаются судебной коллегией.

Положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами и на территории сельских поселений, если иное не установлено законом, субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.

Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах, производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся; организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований, для отмены решения суда, по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 июня 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий Л.Х. Пономарева

Судьи О.В. Алексеенко

И.В. Голубева

Справка: Сунгатуллин А.Ю.