ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16499/2016 от 07.12.2016 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Власов М.Н. дело № 33-16499/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 07 декабря 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего Жабиной Н.А.,

судей Горковенко В.А. и Волковой И.А.,

при секретаре Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании проведения комплексных кадастровых работ,

по апелляционной жалобе администрации городского округа <адрес>,

на решение Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала № <...>.

Обязать администрацию городского округа <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести комплексные кадастровые работы в отношении территории кадастрового квартала № <...> уточнив границы земельного участка с кадастровым номером № <...>. Устранить пересечение земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по <адрес>, с земельными участками с кадастровыми номерами № <...>

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Горковенко В.А., судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского округа <адрес> об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании проведения комплексных кадастровых работ.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником жилого <адрес>, расположенного по <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № <...>, площадью 523 кв.м. С целью проведения кадастровых работ по уточнению границ данного земельного участка и последующего его оформления в собственность, он обратился в ВОГУП «Волгоградоблтехинвентаризация». Данным предприятием были выполнены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, по результатам которых определены координаты характерных точек данного земельного участка, составлен межевой план и отправлен в кадастровую палату для внесения сведений о границах земельного участка № <...> в государственный кадастр недвижимости. При проведении кадастровых работ были выявлены ранее допущенные кадастровые ошибки в отношении границ смежных земельных участков, а именно установлено, что граница уточняемого земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами № <...>. Указанное обстоятельство является препятствием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. В связи с этим осуществление кадастрового учета объекта недвижимости было приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца. С целью проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала № <...> для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером № <...>, он обращался в администрацию городского округа <адрес>, поскольку заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. Однако администрацией городского округа <адрес> ему было отказано в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала № <...> со ссылкой на отсутствие в бюджете городского округа <адрес> финансирования на проведение комплексных кадастровых работ в 2016 году. В связи с полученным отказом, он обращался в прокуратуру. В результате прокурорской проверки Фроловской межрайонной прокуратурой в адрес администрации городского округа <адрес> было вынесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Полагает, что отсутствие денежных средств в бюджете городского округа <адрес> на реализацию полномочий органа местного самоуправления по проведению комплексных кадастровых работ не освобождает от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным отказ администрации городского округа <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала № <...>. Обязать администрацию городского округа <адрес> провести комплексные кадастровые работы в отношении территории кадастрового № <...> уточнив границы земельного участка с кадастровым номером № <...> Устранить пересечение земельного участка с кадастровым номером № <...> по <адрес>, с земельными участками с кадастровыми номерами № <...>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа <адрес> оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 43 ч.1 ст. 16 ФЗ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно ч.1, 2 ст. 42.1 ФЗ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости», под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, кадастровые сведения о которых не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории;

3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Частями 1,2 ст. 42.2 вышеуказанного Закона предусмотрено, что заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации.

Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 ст.18 ФЗ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В ст. 15 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Реализуя свое право на приобретение земельного участка, как гражданин, являющийся собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, ФИО1 обратился в орган инвентаризации с целью проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В ходе выполнения кадастровых работ ВОГУП «Волгоградоблтехинвентаризация» были выявлены ранее допущенные кадастровые ошибки, устранение которых возможно только путем проведения комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала.

Проведение комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала прямо возложено законодательством на орган местного самоуправления, за счет средств бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов РФ в виде субсидий из федерального бюджета.

Разрешая заявленные требования ФИО1, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, обосновано признал незаконным отказ администрации городского округа <адрес>№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ в проведении комплексных кадастровых работ в отношении территории кадастрового квартала № <...> в связи с чем, обязал администрацию городского округа <адрес> провести комплексные кадастровые работы в отношении территории кадастрового квартала 34:39:000037, уточнив границы земельного участка с кадастровым номером № <...>, и устранить пересечение земельных участков.

Доводы апелляционной жалобы о том, что денежные средства для реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» администрации городского округа <адрес> не предоставлялись, и закон не обязывает проводить комплексные кадастровые работы во всех кадастровых кварталах, судебной коллегией отклоняются, поскольку отсутствие денежных средств в местном бюджете не является основанием для освобождения администрации городского округа <адрес> от исполнения обязательств по решению вопроса местного значения, возложенного на орган местного самоуправления законом.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда, постановленного в соответствии с исследованными обстоятельствами дела, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловным поводом для его отмены, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Фроловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Волгоградского областного суда Горковенко В.А.