Судья Рукавишников Е.А. Дело № 33-1650/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.,
судей: Карелиной Е.Г., Вотиной В.И.,
при секретаре Шумаковой Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Томской области о признании незаконным решения исполнительного органа государственной власти, обязании поставить на учет
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 9 октября 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФСИН России, в котором просил признать незаконным решение комиссии от 30.06.2016 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; обязать комиссию ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 06.04.2014.
В обоснование требований указано, что 06.04.2014 он обратился в УФСИН России по Томской области с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив необходимые документы. Ему было отказано по причине ухудшения жилищных условий, а также в связи с непредставлением необходимых документов - информации о регистрации детей до 17.05.2013. Данный отказ является незаконным, поскольку регистрация ФИО1 в 2013 г. по месту регистрации супруги и детей, вопреки мнению ответчика, не может относиться к действиям, свидетельствующим об ухудшении жилищных условий. Дети истца до 17.05.2013 регистрации не имели. Все документы были представлены в соответствии с установленным перечнем.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Томской области ФИО3 иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1
Обжалуемым решением исковые требования ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Томской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2012 №283-ФЗ нарушения из перечисленных действий им допущено не было. Из обжалуемого решения суда следует, что применяемые судом нормы права для разрешения рассматриваемого спора грубо попирают основы семейного законодательства, направлены на вмешательства в дела семьи, поскольку ограничивают права супругов на свободу выбора места пребывания и места жительства. Несмотря на то, что граждане состоят в законном браке, они должны пользоваться тем помещением, которым пользовались до заключения брака, и иметь регистрацию, которую имели до заключения брака.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 12.12.2017 решение отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии ФСИН России от 30.06.2016 об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. На комиссию ФСИН России возложена обязанность поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи из четырех человек с 06.02.2014.
Постановлением президиума Томского областного суда от 25.04.2018 указанное апелляционное определение отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы дела на основании абзаца 1 пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является сотрудником уголовно-исполнительной системы с 20.02.1997.
В период с 14.07.1995 по 5.12.2013 ФИО1 имел право пользования и состоял на регистрационном учете в квартире общей площадью /__/ кв.м, расположенной по адресу: /__/, принадлежащей на праве собственности в результате приватизации его родителям П. и П. Истец согласно заявлению от 18.12.2000 от участия в приватизации данной квартиры отказался. На регистрационном учете по данному адресу помимо истца состояли еще 3 человека.
После снятия 5.12.2013 с регистрационного учета по указанному выше адресу ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: /__/, 148/874 доли в праве общей долевой собственности на которую принадлежит его супруге О., что соответствует /__/ кв.м. В настоящее время помимо истца по данному адресу зарегистрированы также О. и их несовершеннолетние дети П., /__/ года рождения, и П., /__/ года рождения.
6.02.2014 истец обратился к ответчикам с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом от 30.06.2016, ФИО1 отказано в постановке на учет по причине непредставления обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, а именно: информации о регистрации детей до 17.05.2013, а также в связи с совершением им действий, повлекших ухудшение жилищных условий в 2013 году.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что действия сотрудника по снятию с регистрационного учета 5.12.2013 по месту жительства в жилом помещении, в котором он как член семьи собственников был обеспечен общей площадью жилого помещения /__/ кв.м, его добровольный отказ от права пользования этой квартирой свидетельствуют об ухудшении им жилищных условий и о намеренном создании ситуации нуждаемости. Такие действия в силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дают комиссии право отказать сотруднику в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на положениях материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название - в редакции от 6.03.2015, действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России рапорта ФИО1).
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, заверенных в установленном порядке.
Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются установление нуждаемости сотрудника в жилом помещении по одному из оснований, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ (в том числе обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м), а также установление несовершения сотрудником или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию их нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд первой инстанции установил, что ФИО1 имел наравне с другими собственниками право пользования жилым помещением по адресу: /__/, где ему принадлежала доля в жилом помещении площадью более, чем 15 кв.м ( /__/ кв.м). При этом ранее ФИО1 отказался от участия в приватизации данной квартиры.
Доказательства, подтверждающие тот факт, что добровольный отказ истца от права пользования жилым помещением по адресу: /__/, за два месяца до подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, не был направлен на ухудшение жилищных условий, не представлены.
Истцом не дано обоснование причинам отказа от права пользования указанным жилым помещением. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что до снятия с регистрационного учета по адресу: /__/, истец фактически проживал по адресу: /__/, где его супруга является долевым собственником.
В этой связи следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что такие действия истца привели к намеренному созданию ситуации нуждаемости в жилом помещении.
Доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе отсутствуют. Оснований для выхода за пределы доводов жалобы и проверки решения суда в полном объеме не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 9 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: