ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-16524/2016 от 27.09.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Пестерникова М.В.

дело № 33-16524/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 27.09.2016

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Петровской О.В.

судей Редозубовой Т.Л.

Лузянина В.Н.

при секретаре Маршихиной И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и ( / / )3, ( / / )4 и ( / / )5, к МКУ «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» и Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области о возложении обязанности включить семью в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил» в ; в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, утвердить в списке молодых семей -участников подпрограммы на получение социальной выплаты на ; оформить и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе нижний Тагил

по апелляционным жалобам представителей ответчиков на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 22.04.2016.

Заслушав доклад судьи Лузянина В.Н., объяснения истцов – ФИО2, ФИО1, представителя ответчика МКУ «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» - ФИО3 (доверенность от ( / / ) сроком действия ), судебная коллегия

установила:

ФИО2, ФИО1 действуя в своих интересах и ( / / )13( / / )14( / / )15 обратились в суд с указанным иском. В обоснование иска указывали, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области 07.07.2015 на Администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем постановки семьи К-вых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи заявления ( / / ).

Постановлением Администрации города от ( / / ) семья истов была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить выплату по муниципальному образованию «город Нижний Тагил». Вместе с тем с включением их на учет в указанный список только с , истцы не согласны, так как дату необходимо определять с момента подачи заявления о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

С учетом изложенного просили возложить обязанность: включить семью в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил» в ; включить в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, утвердить в списке молодых семей - участников подпрограммы на получение социальной выплаты на год; оформить и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил.

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 22.04.2016 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением представителями ответчиков поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалоб указано, что согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», списки молодых семей уже в качестве претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных обязательств.

Исходя из целей и задач федеральной Подпрограммы и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Настаивают на том, что формирование органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году осуществляется в срок года, предшествующего планируемому, и предоставляется в Министерство в составе заявки на отбор муниципальных образований в Свердловской области, бюджетам которых могут быть предоставлены субсидии на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. Поскольку семья К-вых подала заявление о намерении участвовать в программе после ( / / ) она отсутствует в списке семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию город Нижний Тагил в

Приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от ( / / ) утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в количестве По состоянию на ( / / ) поданы заявления о выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты. И соответственно данная семья не включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, и списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в .

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика МКУ «Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Истцы возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, указывая на отсутствие правовых оснований.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерству физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области не явился, о слушании дела извещен исх. от 17.08.2016 № 33-16524/2016, в том числе посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на сайте Свердловского областного суда.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что указанный ответчик извещен надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, не ходатайствовал об отложении судебного заседания, не представил доказательств уважительности причины неявки своего представителя, для проверки доводов апелляционной жалобы его обязательное участие не требуется, поскольку требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, отсутствие представителя ответчика не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Применительно к ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, государство осуществляет поддержку семей, устанавливая пособия и иные гарантии социальной защиты. Способы и условия такой поддержки разрабатываются уполномоченными органами в пределах компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», согласно которой целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

На территории Свердловской области до ( / / ) действовала целевая программа «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» ( / / ), утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от ( / / ) (в ред. от ( / / )

В настоящее время на территории Свердловской области действует Государственная программа Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до ( / / ) года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от ( / / ) в состав которой входит Подпрограмма 6 «Обеспечение жильем молодых семей» (далее по тексту – Подпрограмма ).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от , вступившим в законную силу , признан незаконным раздела Постановления Администрации города Нижний Тагил от «Об утверждении предложений комиссии по жилищным вопросам при Главе города» об отказе семье К-вых в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, семья К-вых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, на Администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем постановки семьи К-вых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи заявления ( / / ).

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ( / / ) семья истов была включена в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить выплату по муниципальному образованию «город Нижний Тагил».

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что истцы отвечают требованиям молодой семьи, а именно условиям, установленным в Приложения к подпрограмме в силу которой имеют право на включение их в сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил» в , и список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Так, согласно разделу Паспорта Подпрограммы (действующей в настоящее время) поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации. Данная категория молодых семей находится в репродуктивном возрасте и во многих молодых семьях один из супругов находится в отпуске по уходу за ребенком и получает пособие, а не полноценную заработную плату, отсюда возникают проблемы с исполнением кредитных обязательств.

Право на участие семьи К-вых в Подпрограмме 6, ответчиками не оспаривается, напротив подтверждается Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ( / / ). Равным образом, применительно к Приложения к Подпрограмме признается право на первоочередное включение семьи К-вых в список на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, молодой семьи, имеющей трех и более детей.

Доводы жалоб о несвоевременном обращении истцов с заявлением на участие в подпрограмме, были предметом оценки суда первой инстанции, основания, по которым они отклонены, подробно приведены в мотивировочной части решения. Необходимости в дополнительной их оценке, чем та, что приведена в обжалуемом решении, судебная коллегия не усматривает.

Как верно указано судом список молодых семей - участников Подпрограммы , изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, формируется в хронологической последовательности по дате постановки на учет молодой семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом заявления от молодых семей на участие в указанной подпрограмме принимаются до ( / / ) (абз

Вместе с тем, вопреки доводам жалоб, из текста заявления истцов, поданного ( / / ) следует, что ФИО2 и ФИО1 действуя в своих интересах и просили признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий именно в рамках муниципальной целевой программы «Предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в городе Нижний Тагил ()». Повторное обращение истцов с заявлением ( / / ) на участие в подпрограмме, не изменяет дату их дату постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с отказом в удовлетворении требований истцов по заявлению от ( / / ), и восстановлению нарушенных прав лишь по судебному решению (( / / )), возможность пройти перерегистрацию, как этого требует п. Приложения к Подпрограмме у истцов отсутствовала по независящим от них причинам. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования истцов, восстановив их права на дату подачи заявления.

Не влекут отмены постановленного судом решения и доводы жалоб со ссылкой на утвержденный Приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от ( / / ) список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, и подачу заявлений о выдаче свидетельств о праве на получение социальной выплаты. Возможность внесения изменений в сформированный и утвержденный список молодых семей - участников подпрограммы, предусмотрена Приложения к Подпрограмме , в качестве одно из оснований указано: – решение суда.

При указанных обстоятельствах, выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска является обоснованными.

Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судом дана правовая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основании всестороннего и полного их исследования.

Иных доводов, имеющих правовое значение, и не являвшихся предметом судебного разбирательства, жалобы не содержат, судебная коллегия находит их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ч. 1ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 22.04.2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий: Петровская О.В.

Судьи: Редозубова Т.Л.

Лузянин В.Н.