ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1655/2018 от 29.03.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Нувахова О.А. Дело № 33-1655/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Семиколенных Т.В.,

судей Драчева Д.А., Суринова М.Ю.,

при секретаре Клиновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Суринова М.Ю.

29 марта 2018 года

дело по апелляционному представлению прокуратуры Ярославского района Ярославской области на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 05 декабря 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности обустроить железнодорожный переезд оставить без удовлетворения».

Установила:

Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнения требований в порядке ст.45 ГПК РФ просил признать проезд через железнодорожные пути в районе земельных участков с кадастровыми номерами , , железнодорожным переездом, обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ( далее-ОАО «РЖД») обустроить железнодорожный переезд на Ярославской детской железной дороге в соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта Российской Федерации №237 от 31.07.2015 г. «Об утверждении условий эксплуатации железнодорожных переездов», и требованиям «ГОСТ Р 52290-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №121-ст).

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ярославского района Ярославской области проведена проверка по коллективному обращению собственников земельных участков, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский района, Пестрецовский сельский округ пос. Заволжье, в результате которой установлено, что внутри кольца Ярославской детской железной дороги Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» расположены земельные участки. Доступ собственников к своим земельным участкам осуществляется через пожарный проезд железнодорожного пути Ярославской детской железной дороги, оборудованный ОАО «РЖД» в 2010 году. Пожарный проезд оборудован двумя горизонтально-поворотными шлагбаумами, которые запираются на замки, тем самым создано препятствие в доступе собственников к своим земельным участкам, расположенным в кольце детской железной дороги.

Данный проезд расположен рядом с земельными участками с кадастровыми номерами , , по обеим сторонам железнодорожных путей установлены горизонтально-поворотные шлагбаумы, а также дорожные знаки «однопутная железная дорога», место пересечения фактически сложившейся автомобильной дороги на указанном участке является оптимальным для проезда и прохода. Однако в нарушение Приказа Минтранса от 31.07.2015 г. «Условия эксплуатации железнодорожных переездов» ширина настила на данном переезде составляет менее 6 метров, подходы к переезду не оборудованы необходимыми дорожными знаками, отсутствует уличное наружное освещение переезда, не обеспечена нормативная видимость водителям транспортных средств приближающегося поезда, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.

Судом в качестве третьего лица привлечено ОАО «Росжелдорпроект».

Судом принято указанное выше решение, с которым не согласна прокуратура Ярославского района Ярославской области.

В апелляционном представлении и дополнениях к нему ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, неправильному применению норм материального права.

В отзыве на апелляционное представление третье лицо администрация Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района ЯО поддерживает требования, изложенные в апелляционном представлении в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционного представления, исследовав материалы дела, заслушав прокурора Розову Н.Е., представителей ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 и ФИО2, представителя АО «Росжелдорпроект» по доверенности ФИО3, представителя администрации Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района ЯО по доверенности ФИО4, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены принятого решения не имеется.

Из материалов дела следует, что на территории Ярославского района Ярославской области функционирует Ярославская детская железная дорога (далее – ЯДЖД), которая является структурным подразделением Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

При реконструкции ЯДЖД в 2008 году в районе станции Луговая по требованию ГУ ЯО «Ярославский лесхоз» был организован пожарный проезд через железнодорожные пути ЯДЖД, обеспечивающий доступ пожарной и иной техники к земельным участкам внутри кольца Ярославской детской железной дороги и установлен запирающийся шлагбаум. На момент прокладки детской железной дороги какие-либо объекты внутри кольца железной дороги отсутствовали, в месте оборудования пожарного проезда проходит лесная дорога, предназначенная для осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

Внутри кольца ЯДЖД был расположен земельный участок с кадастровым номером категория земель : земли сельскохозяйственного назначения.

Указанный земельный участок был приобретен в 2013 году ФИО5 (договор купли-продажи от 09.07.2013.), после чего переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с разрешенным использованием : отдельно стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью.

Впоследствии данный земельный участок разделен на 16 земельных участков.

Таким образом, проезд к данным земельным участкам осуществляется через вышеуказанный пожарный проезд.

Согласно пункту 7 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2015 N 237, железнодорожный переезд - пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 4 ст.21 Закона N 17-ФЗ порядок определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.03.2009 N 46 утвержден Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов). Согласно пункту 2 названного Порядка инициаторами открытия (закрытия) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования могут быть: федеральные органы исполнительной власти; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления; владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; владельцы железнодорожных путей необщего пользования; владельцы автомобильных дорог; иные заинтересованные организации.

При рассмотрении обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в подпунктах 1-3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, по вопросу открытия (закрытия) железнодорожных переездов владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает обоснованность и технические возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов с учетом условий обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 4 настоящего Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 Порядка.

Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что после 2013 года (с момента перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения) статус указанной дороги как лесной дороги не изменился; спорный переезд не находится на балансе ОАО «РЖД»; балансовая принадлежность переезда не определена, доказательств обеспечения безопасных условий движения железнодорожного транспорта и иных транспортных средств в материалах дела нет; обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в подпунктах 1-3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка, по вопросу открытия железнодорожного переезда в данном месте не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ОАО «РЖД» обязанности обустроить железнодорожный переезд в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 31.07.2015 N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов", отказав в удовлетворении иска.

При наличии у органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций, заинтересованности в обустройстве железнодорожного переезда в конкретном месте они не лишены возможности инициировать данный вопрос в соответствии с настоящим Порядком.

То обстоятельство, на которое ссылается прокурор в дополнениях к апелляционному представлению, что участок улично-дорожной сети от областной дороги «Яковлевское-Диево-Городище» -5-ый Лесной проезд, протяженностью 780 м. (до переезда детской железной дороги) и участок дороги протяженностью 320 м. (после переезда детской железной дороги) включены в общую протяженность дорог Заволжского сельского поселения, согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах населенных пунктов Заволжского сельского поселения, утвержденного постановлением Администрации Заволжского сельского поселения от 11.01.2018 № 8 и Постановлением Администрации Заволжского сельского поселения от 09.02.2018 № 52, на правильность принятого решения не влияет по вышеизложенным основаниям.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Выводы суда подробно мотивированы и основаны на материалах дела.

Доводы, изложенные в апелляционном представлении, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, не опровергают их выводы, повторяют позицию прокурора в суде первой инстанции, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционном представлении, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Ярославля от 05 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Ярославского района Ярославской области на указанное решение – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи