ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1656 от 01.07.2014 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья -Селиверстов А.В. Дело № 33-1656

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 июля 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Макаровой С.А.,

судей Земцовой М.В., Терехиной Л.В.,

при секретаре Ершовой Н.А.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Земцовой М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Пензенской области на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 6 марта 2014 года, которым постановлено:

Исковые требования Грушина А.В. удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет средств казны субъекта РФ Пензенской области в пользу Грушина А.В. задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также за расходы на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, в размере <данные изъяты> коп. и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательской способности этих денежных средств, в размере <данные изъяты> коп., всего <данные изъяты> коп.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Земцовой М.В., судебная коллегия

установила:

Грушин А.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в соответствии с постановлением главы Железнодорожного района г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ над ним, как над несовершеннолетним, переданным под опеку была установлена опека, опекуном была назначена ФИО7 За период осуществления над ним опеки опекуну выплачивалось пособие. Однако выплата опекунского пособия на него, как на опекаемого производилась без учёта фактических цен, сложившихся в Пензенской области. Финансовым органом субъекта РФ - Пензенской области является Министерство финансов Пензенской области. Пособие выплачивалось в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 11.02.2000 года № 60-пП; 10.01.2003 года № 11-пП; от 27.11.2003 года. № 541-пП в значительно заниженным размере и не соответствовало минимальным социальным стандартам, установленным Федеральным законодательством. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8 ФЗ от 24.07.1998 года №124-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей. Однако вышеуказанными Постановлениями Правительства Пензенской области фактически были уменьшены федеральные социальные стандарты. Пособие на него, как на несовершеннолетнего, переданного под опеку, выплачивалось за период с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ года, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> руб. в месяц - итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> рублей; за ДД.ММ.ГГГГ год (с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей) - итого <данные изъяты> руб.

В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях, независимо от типа и ведомственной принадлежности нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарём и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг, и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области, следовало выплачивать за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб. Таким образом, сумма недоплаченного пособия составляет: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> рублей; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год-<данные изъяты> руб. Таким образом, общая задолженность составляет <данные изъяты> руб.

Просит суд взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области, задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку в размере <данные изъяты> коп., а также индексацию в размере <данные изъяты> коп.

06.03.2014 года Ленинский районный суд г.Пензы постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной Министерство финансов Пензенской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Автор жалобы указал, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, а также просил применить исковую давность и в удовлетворении иска при новом рассмотрении дела отказать, решение Ленинского районного суда г.Пензы отменить.

Представитель Министерства образования Пензенской области Долгова В.А. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила судебную коллегию решение суда первой инстанции отменить, вынести новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель истца Курышев В.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.

Представитель Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания уведомлен судом надлежащим образом.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.

В соответствии с постановлением главы Железнодорожного района г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ над Грушиным А.В. как над несовершеннолетним, переданным под опеку была установлена опека, законным опекуном назначена ФИО10

В соответствии с вышеуказанным постановлением ФИО10 назначена выплата денежных средств на несовершеннолетнего Грушина А.В. с ДД.ММ.ГГГГ года.

Выплата опекунского пособия осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Выплачивались следующие денежные суммы: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> руб. в месяц, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год (с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.), итого <данные изъяты> руб.

В соответствии с положениями ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом, то есть, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральный закон от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24.08.2004 года №122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (действовавшим на время спорных правоотношений) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям № 1, 2, 3. Эти нормы распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства РФ Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 Положения о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19.08.1999 года №199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Пензенской области.

В силу положений статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.02.1994 года №78 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.12.1993 года по 01.02.1994 года детям в возрасте до 6 лет - 60 руб., от 6 до 18 лет - 70 руб.

Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.02.1994 года №78 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.02.1994 года по 01.04.1994 года детям в возрасте до 6 лет - 80 руб., от 6 до 18 лет - 100 руб., с 01.09.1993 года по 01.12.1993 года детям в возрасте до 6 лет - 35 руб., с 01.12.1993 года по 01.02.1994 года детям в возрасте до 6 лет - 80 руб.

Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 27.06.1994 года №264 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.04.1994 года по 01.09.1994 года детям в возрасте до 6 лет - 80 руб., от 6 до 18 лет - 100 руб.

Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 18.10.1994 года №36 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.09.1994 года по 01.10.1994 года детям в возрасте до 6 лет - 80 руб., от 6 до 18 лет - 100 руб.

Приказом Департамента образования и науки администрации Пензенской области от 23.10.1995 года №398 «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах: за период с 01.10.1995 года по 01.12.1996 года детям в возрасте до 6 лет - 170 руб., от 6 до 18 лет - 200 руб.

В период с 01.12.1996 года по 01.03.2000 года размер пособия устанавливался решениями органов местного самоуправления муниципальных образований.

С 01.03.2000 года по 31.12.2004 года решениями органов местного самоуправления муниципальных образований могли быть установлены иные размеры денежных средств, но не менее размеров установленных постановлениями Правительства Пензенской области.

Постановлением Правительства Пензенской области от 11.02.2000 года №60-пП «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.03.2000 года по 01.01.2003 года не менее 600 руб.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2003 года по 01.01.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 800 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 1000 руб.

Постановлением Правительства Пензенской области от 27.11.2003 года № 541-пП «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Пензенской области от 10.01.2003 года №11-пП» пособие установлено в следующих размерах за период с 01.01.2004 года по 01.07.2004 года детям в возрасте до 6 лет в размере не менее 1100 рублей, с 6 до 18 лет - не менее 1300 руб.

Постановлением Правительства Пензенской области от 01.06.2004 года № 282 -пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» размер пособия установлен в следующих размерах: с 01.07.2004 года - детям от рождения до 6 лет - не менее 1810 рублей; детям от 6 до 18 лет - не менее 2 429 рублей.

Согласно норм питания, а также нормам обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, играми, книгами воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, сумма расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

Судебная коллегия считает, что размер опекунского пособия, полученного на истца в период с 01.04.2000 года по 31.12.2004 года не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ и не достиг установленного размера.

С учетом изложенного, истец имел право на получение ежемесячных денежных средств на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходов на культурно - массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за период с 09.03.1995 года по 31.12.2004 года по нормам, указанным в приложениях №1,2,3 к Постановлению Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года.

В обоснование требований о выплате ответчиком опекунского пособия в заниженном размере истцом предоставлена справка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области о стоимости приведенного в Постановлении Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года набора продуктов питания, необходимой одежды, мягкого инвентаря и составленный на основании данного ответа расчет о стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и необходимого оборудования, а также расходов на культурно- массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек и книг за период с 09.03.1995 года по 31.12.2004 года с учетом норм обеспечения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ.

В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, что на Грушина А.В., как на опекаемого, выплачивались денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> руб. в месяц - итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год по <данные изъяты> руб. ежемесячно, итого <данные изъяты> руб.; за ДД.ММ.ГГГГ год (с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., с ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.) - итого <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб.

В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 и данными Территориального органа Федерального Комитета статистики Пензенской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следовало выплатить опекуну за ДД.ММ.ГГГГ год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> коп.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем ответчика Министерства финансов Пензенской области представлен расчет суммы задолженности, которая должна была быть выплачена на опекаемого Грушина А.В.

В соответствии с представленным расчетом, задолженность по уплате денежных средств на опекаемого Грушина А.В. удовлетворить, составляет: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> коп.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> коп.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> коп.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> коп.; за ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> коп., а всего <данные изъяты> коп.

Таким образом, задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, составляет <данные изъяты> коп. (<данные изъяты>

Данный расчет совпадает с расчетом, произведенным представителем истца, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно принял его во внимание.

Установлено, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть проиндексированы.

Согласно расчета, представленного представителем истца размер индексации с учетом индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики составляет <данные изъяты> коп.

Размер индексации с учетом индексов потребительских цен, установленных Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики, согласно расчетам ответчика, составляет <данные изъяты> коп.

В суде первой инстанции представитель истца согласился с расчетом индексации представителя ответчика в размере <данные изъяты> коп. и уменьшил размер исковых требований.

Таким образом, размер задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего в период нахождения его под опекой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом индексации, составит <данные изъяты> коп. <данные изъяты>

При этом судебная коллегия соглашается с доводами суда первой инстанции и не принимает во внимание доводы ответчика о том, что факт установления опекунства не порождает необходимость выплаты опекунского пособия, поскольку данные доводы не основаны на нормах действующего законодательства и опровергаются материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Министерство финансов Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции РФ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.

Таким образом, до 2004 года органами местного самоуправления Пензенской области за счет средств местных бюджетов самостоятельно финансировалась только часть выплат на содержание детей, находящихся под опекой, при этом средств из областного бюджета до 2004 года на выплату опекунских пособий не поступало, т.е. Пензенская область, как субъект Российской Федерации, не обеспечивала реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории области.

Следовательно, финансовый орган субъекта Российской Федерации - Пензенской области является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании задолженности по выплате опекунского пособия, поскольку именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.

Довод ответчика о том, что правовыми актами не предусмотрен источник финансирования затрат на выплату опекунам предусмотренных законом ежемесячных пособий на содержание детей, судебная коллегия считает ошибочным, поскольку часть первая статьи 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 года № 8-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 24.08.2004 года № 122- ФЗ), прямо определяет источники финансирования мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Ссылку Министерства финансов Пензенской области на то, что постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года не устанавливало чью-либо обязанность выплачивать опекунские пособия, не устанавливало размер пособия и не определяло источник выплаты пособий, судебная коллегия признает несостоятельной, поскольку из анализа вышеприведенных правовых актов в их взаимосвязи следует, что органы государственной власти Российской Федерации, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате, тем самым и определили размер выплат, которые необходимо было осуществлять органам местного самоуправления, при выделении последним необходимых денежных средств из бюджета субъекта Российской Федерации.

Довод Министерства финансов Пензенской области о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование вопросов социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в связи с чем, Правительством Пензенской области в 2003-2004 годах были изданы соответствующие постановления о размерах денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством) с учетом финансовых возможностей области и указанные постановления не отменены, оснований к отказу в удовлетворении иска служить не может.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита граждан, защита прав и обязанностей граждан предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Правительством Пензенской области в 2000-2004 годах были приняты постановления от 11.02.2000 № 60-п11 «О выплате денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), от 10.01.2003 года № 11-пП «О размере денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» (с изменениями и дополнениями от 27.11.2003 года) и от 01.06.2004 года № 282-пП «О размере денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)».

Между тем, данные нормативно-правовые акты надлежащим образом не обеспечивали реализацию норм законодательства по вопросу установления размеров пособий, подлежащих выплате опекунам, проживающим на территории Пензенской области, поскольку размеры опекунских пособий, установленные данными постановлениями, не соответствовали фактическим ценам региона на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и.т.д.

Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Пензенской области о том, что выделенные Пензенской области средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, расходов на выплату опекунских пособий не покрывали, судебная коллегия считает несостоятельными и не влекущими к отказу в удовлетворении иска. При этом учитывает, что недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина права на получение опекунского пособия в размерах, установленном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.

В связи с этим, в соответствии со ст. 1071 ГК РФ, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что требования истца подлежат удовлетворению и в пользу истца следует взыскать с Министерства финансов Пензенской области за счет казны Пензенской области <данные изъяты> коп., в том числе: задолженность по выплате ежемесячного опекунского пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп., индексацию задолженности в сумме <данные изъяты> коп.

В ходе судебного заседания в суде первой инстанции представитель ответчика просил применить исковую давность в отношении заявленных требований.

Судебная коллегия также считает, что оснований для применения исковой давности в рассматриваемом случае не имеется, поскольку исковая давность не распространяется на дела по спорам, связанным с обеспечением дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Все выводы суда первой инстанции обоснованы, подтверждаются исследованными доказательствами, сделаны при верном применении закона, поэтому судебная коллегия с ними согласна.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного г.Пензы от 6 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Пензенской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: