Судья Лесникова М.А. дело №33-1658/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 24 апреля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Усенко О.А.,
судей областного суда Алтаяковой А.М., Тимофеевой И.П.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тимофеевой И.П. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 4 марта 2019 года по делу по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Харабалинского района» об обязании зарегистрировать в качестве безработного и назначить пособие по безработице,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском, указав, что в январе 2019 года обратился к ответчику для регистрации в качестве безработного и получения максимального пособия в размере 11 280 руб., на что получил ответ о возможной постановке на учет как длительно неработающего гражданина с начальным минимальным пособием в размере 1 500 руб., так как он не работал последние 26 недель до начала периода безработицы, а также у него нет данных о средней заработной плате за последние 3 месяца. От такой регистрации он отказался. Считает, что ответчиком нарушены его права на получение пособия по безработице в максимальном размере как лица предпенсионного возраста. Последние 10 лет он официально осуществляет уход за нетрудоспособными родителями, в том числе инвалидом первой группы по зрению матерью Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и отцом В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 26 декабря 2006 г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», лица, осуществляющие уход, не имеют право состоять в трудовых отношениях, быть официально оформленными на работу и иметь источник дохода. Он не может представить сведения о работе за последние 26 недель и подтвердить свой заработок, поскольку по закону ему запрещено работать в период осуществления ухода. До начала ухода за нетрудоспособными родителями, он более 20 лет проработал в бюджетной сфере в интересах государства и имеет достаточно большой стаж работы. Он обратился к ответчику, как лицо предпенсионного возраста, которому осталось два года до выхода на пенсию, осуществляющее уход за престарелыми, больными родителями, за назначением максимального пособия по безработице. Однако ответчик расценил его как нигде неработающее лицо предпенсионного возраста, вновь ищущего работу, после длительного перерыва, готового продолжить свою трудовую деятельность. Считает, что имеет право на получение максимальной величины пособия по моральным основаниям. Он пожертвовал своей работой, заработком и стал осуществлять уход за нетрудоспособными родителями, не сдал родителей в дом престарелых. За уход ему продолжает идти трудовой страховой стаж, поэтому он не может являться длительно не работающим. Отсутствие у него справки с места работы и о заработной плате, которые он не может представить, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не может являться основанием для отказа в максимальном пособии. Ответчиком нарушены его права на получение максимального пособия по безработице, регламентируемые Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. №1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице». Просил суд обязать ответчика признать его безработным лицом предпенсионного возраста и назначить максимальное пособие по безработице в размере 11 280 руб. на установленный законом период выплаты, с последующим оформлением его на досрочную страховую пенсию. Взыскать судебные расходы в сумме 300 руб. по уплате государственной пошлины.
Определением Харабалинского районного суда Астраханской области от 25 января 2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Харабалинском районе Астраханской области (далее УПФР в Харабалинском районе).
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района» С. в судебном заседании просила в иске отказать.
Представитель третьего лица УПФР в Харабалинском районе Л. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Решением Харабалинского районного суда Астраханской области от 4 марта 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, указав, что при устном обращении к ответчику, последний фактически косвенно отказал ему в признании безработным предпенсионером, имеющим право на получение максимального пособия и досрочный выход на страховую пенсию. Полагает, что судом неправомерно признана позиция ответчика, о том, что он относится к гражданину, длительно не работающему, вновь ищущему работу, после перерыва готового продолжать свою трудовую деятельность, имеющего право только на минимальное пособие по безработице 1 500 рублей. Считает, что поскольку при осуществлении ухода за нетрудоспособными родителями ему продолжает идти трудовой страховой стаж, как у работающего гражданина, в связи, с чем он не может считаться длительно неработающим гражданином. А отсутствие у него справки с места работы и о заработной плате, которую невозможно предоставить, не может служить основанием для отказа ему в максимальном пособии по безработице.
ФИО1, представитель УПФР в Харабалинском районе о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, от ФИО1 поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. На основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителей ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района» С. и Ф., возражавших относительно доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 устно обратился в ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района» по вопросу регистрации в качестве безработного и установления ему максимального пособия по безработице в размере 11 280 руб.
Факт обращения истца в ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района» по указанному вопросу ответчиком не оспаривался. ФИО1 в устной форме был разъяснен порядок постановки на учет в качестве безработного, а также разъяснено, что поскольку у него отсутствует справка о заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы, то он может быть зарегистрирован в качестве безработного как длительно неработающий гражданин, с установлением минимального размера пособия в сумме 1 500 руб., однако истец отказался от регистрации в качестве безработного.
Из материалов дела также следует, что истец ФИО1 является трудоспособным неработающим гражданином, так как длительное время осуществляет уход за нетрудоспособными родителями: с 1 сентября 2009 г. за инвалидом первой группы Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; с 12 августа 2015 г. по настоящее время за нетрудоспособным лицом, достигшим возраста 80 лет, В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из обстоятельств дела и пояснений самого истца, его обращение в ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района» вызвано намерением зарегистрироваться в качестве безработного гражданина без прекращения осуществления ухода за престарелыми родителями, с правом получения максимального пособия.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец исходил из того, что являясь лицом предпенсионного возраста, имеет право, в случае регистрации в качестве безработного, на получение максимального размера пособия по безработице в сумме 11 280 руб.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. №891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» предусмотрено, что постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.
Как установлено судом и следует из пояснений самого истца ФИО1, последний с письменным заявлением в ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района» о регистрации в качестве безработного с приложением необходимых документов, не обращался. Решения о признании ФИО1 безработным или об отказе в принятии такого решения ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района» не принималось.
Данные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют об отсутствии нарушенного права истца со стороны ответчика и законных оснований для удовлетворения иска.
Кроме того, для безработных граждан предпенсионного возраста, указанных в пп. 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлена: минимальная величина пособия по безработице в размере 1 500 руб.; максимальная величина пособия по безработице в размере 11 280 руб. (Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»).
При этом размер пособия по безработице зависит от среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) гражданина, начисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а в случае его отсутствия устанавливается минимальный размер пособия.
Таким образом, поскольку у ФИО1 отсутствует справка о заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы, то в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии его письменного обращения в ОГКУ «Центр занятости населения Харабалинского района», он мог быть зарегистрирован в качестве безработного, как длительно не работающий гражданин с установлением минимального размера пособия 1 500 руб.
Также, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, основная цель обращения граждан в органы службы занятости населения с заявлением о регистрации в качестве безработного, в том числе предпенсионного возраста, связана с поиском подходящей работы в целях трудоустройства, а не с размером назначаемого пособия по безработице, тогда как ФИО1 не намеревался возобновлять трудовую деятельность.
При таких обстоятельствах выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы истца отклоняются судебной коллегией, поскольку направлены на неверное толкование норм права и переоценку представленных доказательств.
Доводов, указывающих на нарушение норм процессуального права и неправильного применения норм материального права, жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия находит решение суда постановленным на основании полной и всесторонней оценки обстоятельств дела, в соответствии с требованиями закона, в связи, с чем основания к отмене правильного судебного решения, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Харабалинского районного суда Астраханской области от 4 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда: