ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1658/2014 от 23.10.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Стахнева И.М. Дело № 33-1658/2014 г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

 председательствующего Чаднова О.В.,

 судей Горна В.Ф. и Керносенко Е.В.,

 при секретаре Изумрудовой И.Н.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 23 октября 2014 года дело по апелляционному представлению представителя заместителя прокурора Камчатского края Гладышева И.Е. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 августа 2014 года, которым постановлено:

 заявление Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края удовлетворить.

 Признать незаконным представление заместителя прокурора Камчатского края от 13 мая 2014 года № 7/3-539-2014 «Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности».

 Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заместителя прокурора Камчатского края Гладышева И.Е., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения на представление представителей Инспекции государственного строительного надзора Камчатского края ФИО1, ФИО2, ФИО3, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Инспекция государственного строительного надзора Камчатского края (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора Камчатского края Щенко Д.А. от 13 мая 2014 года № 7/3-539-2014, вынесенного в адрес Инспекции, об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, составленное по результатам проведения проверки по обращению ФИО4 о выдаче положительного заключения на жилой дом, построенный с нарушением норм пожарной безопасности. В обоснование указало, что при проведении проверки прокуратурой Камчатского края было выявлено нарушение требований пожарной безопасности, допущенное при разработке проектной документации объекта капитального строительства. Данный факт послужил основанием для вывода о том, что заключение № 23 от 29 октября 2010 года о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утверждённое приказом № 97 от 29 октября 2010 года, выдано Инспекцией в нарушение требований действующего законодательства. Полагала данное представление незаконным по тем основаниям, что полномочия органа, осуществляющего госстройнадзор, в рамки которого входит также федеральный государственный пожарный надзор, ограничены исключительно процессом строительства либо реконструкции объекта капитального строительства. Надзор осуществляется на предмет соответствия процессов строительства, реконструкции требованиям проектной документации и технических регламентов. Проектная документация для органов госстройнадзора является обязательной для соблюдения при строительстве, не может быть подвержена какой-либо оценке либо корректировке.

 Представители Инспекции ФИО1 и ФИО5 в судебном заседании требование о признании представления незаконным поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

 Представитель заместителя прокурора Камчатского края Гладышев И.Е. требование заявления не признал. Указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в проектной документации отсутствовали специальные технические условия по размещению жилых помещений на техническом этаже, в связи с чем нахождение на техническом этаже жилого помещения в доме № 1/1 на ул. Топоркова не соответствует требованиям пожарной безопасности, из чего следует, что заключение № 23 от 29 октября 2010 года о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденное приказом № 97 от 29 октября 2010 года, выдано Инспекцией в нарушение требований действующего законодательства. Полагал, что в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Инспекция обязана была выявить указанные нарушения.

 Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

 В апелляционном представлении представитель заместителя прокурора Камчатского края Гладышев И.Е., повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления.

 В возражении на апелляционное представление представитель Инспекции ФИО6 полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционное представление – не подлежащем удовлетворению.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в обжалуемой части.

 Судом первой инстанции установлено, что приказом № 97 от 29 октября 2010 года Инспекцией по результатам обследования жилого дома с объектами обеспечения, выполненного по проектной документации «Группа многоэтажных жилых домов с объектами соцобеспечения по ул. Топоркова. Девятиэтажный жилой дом с объектами соцобеспечения (поз. 15)» (разрешение на строительство № 41 301 000-118 от 28 ноября 2008 года, заключение государственной проектной документации № 41-1-4-0051-09 от 20 апреля 2009 года выдано ГКУ «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края»), утверждено заключение № 23 от 29 октября 2010 года о соответствии построенного объекта требования технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. 13 мая 2014 года по результатам проведенной прокуратурой Камчатского края проверки по заявлению ФИО4 о выдаче положительного заключения на жилой дом, построенный с нарушениями норм пожарной безопасности, в отношении Инспекции заместителем прокурора Камчатского края Щенко Д.А. вынесено представление «Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности».

 Как указано в оспариваемом представлении, в ходе проведенной прокуратурой города совместно с сотрудниками ГУ МЧС России по Камчатскому краю проверки установлено нарушение требований пожарной безопасности, допущенное при разработке проектной документации объекта капитального строительства, а именно, в проектной документации отсутствуют специальные технические условия по размещению жилых помещений на техническом этаже. На этом основании сделан вывод о том, что заключение № 23 от 29 октября 2010 года о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденное приказом № 97 от 29 октября 2010 года, выдано Инспекцией в нарушение требований действующего законодательства. В представлении отмечено, что причинами и условиями указанных нарушений федерального законодательства являются ненадлежащее исполнение должностными лицами Инспекции своих обязанностей, а также отсутствие должного контроля со стороны руководства за деятельностью подчиненных работников. В связи с этим в предписании содержатся требования о безотлагательном рассмотрении, принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также рассмотрение вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших указанные нарушения закона, к дисциплинарной ответственности.

 6 июня 2014 года Инспекция ГСН Камчатского края сообщила в адрес заместителя прокурора Камчатского края Щенко Д.А. о несогласии с данным представлением и намерении обжаловать его в суде.

 Согласно ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент выдачи заключения), а также п. 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 года № 54 (далее Положение), государственный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствие со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.

 Пунктом 3 Положения предусмотрено, что задачей госстройнадзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (подрядчиком), нарушений законодательства о строительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

 В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент выдачи заключения), а также п. 4 Положения, предметом госстройнадзора является соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

 Согласно абз. 2 п. 5 Положения, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление госстройнадзора, то органом госстройнадзора в рамках госстройнадзора осуществляется, в том числе, федеральный государственный пожарный надзор.

 На основании пункта 8 Положения надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с п. 5 ст. 52 Кодекса извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

 Порядок и содержание осуществления надзора сопряжено с выполнением нескольких административных процедур, с наделением правами и обязанностями должностных лиц при осуществлении надзора, наделением правами и обязанностями лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), предусмотренных Положением.

 Согласно пункту 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

 Заключение о соответствии является результатом исполнения функции - осуществление надзора, подготовленное после совершения перечня необходимых административных процедур, предусмотренных Положением.

 На объект капитального строительства «Девятиэтажный жилой дом с объектами соцобеспечения (поз. 15)» 20 сентября 2009 года выдано положительное заключение государственной экспертизы. Объектом государственной экспертизы являлась проектная документация без сметы и результаты инженерных изысканий. Данное заключение утверждено начальником ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края». В заключении указано, что проектная документация на указанный выше объект в целом соответствует требованиям технических регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм действующих на территории Российской Федерации, обеспечит безопасную для жизни людей эксплуатацию строящегося сооружения при соблюдении, своевременном и качественном выполнении мероприятий предусмотренных рабочими чертежами.

 В заключении № 23 от 29 октября 2010 года о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденном приказом Инспекции ГСН Камчатского края № 97 от 29 октября 2010 года, указано, что основанием для его выдачи является Акт итоговой проверки № 1088/01-20-7/2009 от 28 октября 2010 года, обращение застройщика ООО «Русский двор».

 Из акта итоговой проверки № 1088 от 28 октября 2010 года следует, что проведена проверка при строительстве объекта капитального строительства «Девятиэтажный жилой дом с объектами соцобеспечения (поз. 15)», расположенный по адресу: ул. Топоркова, г. Петропавловск-Камчатский. Предметом итоговой проверки являются: визуальный осмотр объекта и проверка исполнительной документации по строительству объекта. В результате проверки установлено, что строительство жилого дома завершено, системы инженерного обеспечения дома приняты в эксплуатацию, противопожарные мероприятия выполнены в объеме проекта, выполнено благоустройство территории. По результатам проверки оформлено заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

 Таким образом, выданное заключение № 23 от 29 октября 2010 года подтверждает выполнение противопожарных мероприятий в объеме проекта.

 Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент выдачи заключения) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

 В соответствии с ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент выдачи заключения) предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

 В соответствии с пунктом 34 Постановления Правительства РФ от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

 Установив эти обстоятельства, оценив приведённые нормы материального права в совокупности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что представление заместителя прокурора Камчатского края от 13 мая 2014 года № 7/3-539-2014 «Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности» является незаконным, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения, послужившие основанием для вынесения представления, не свидетельствуют о незаконности выданного Инспекцией ГСН Камчатского края заключения № 23 от 29 октября 2010 года о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. При этом оценка проектной документации на предмет её соответствия техническим регламентам, в том числе требованиям пожарной безопасности, не входит в функции государственного строительного надзора, поскольку такая оценка в соответствии с ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ является предметом государственной экспертизы.

 Вывод суда первой инстанции в решении мотивирован и основан на исследованных в судебном заседании на основе состязательности сторон доказательствах, оценка которых произведена судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.

 Доводы апелляционного представления были предметом изучения суда первой инстанции, получили в решении правильную правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.

 Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, кото­рые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не до­пущено, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения в обжалуемой части, а апелляционное представление – без удовлетворения.

 Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 21 августа 2014 года в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи